Сегодня прошла «Прямая линия с Владимиром Путиным». Президент почти 4,5 часа отвечал на вопросы россиян. Часть вопросов жители страны задавали при прямых включениях, часть отобрали из того, что успели прислать Путину заранее.
За тем, что именно спрашивали у Путина в регионах, следили и губернаторы. Мы вели онлайн-трансляцию с «Прямой линии президента».
К этому моменту приняли уже почти 2 миллиона вопросов. Многие темы традиционно повторяются из года в год: здравоохранение, ЖКХ, зарплаты, пенсии. В этом году спрашивают и про рост цен на бензин.
Задавать вопросы можно до самого окончания прямой линии по телефону 8–800–200–40–40. Звонок по России бесплатный. СМС и ММС принимают по номеру 0–40–40.
Первый вопрос от ведущих: какую полосу сейчас проходим: чёрную или белую?
Ответ президента:
— Мы двигаемся в сторону устойчивого белого цвета, но в природе не бывает абсолютной чистоты ни в чём. Но в целом мы движемся в правильном направлении.
Мы вышли на траекторию устойчивого роста экономики. У нас исторический минимум по инфляции.
Один из важнейших показателей — растёт продолжительность жизни. Мы вышли на устойчивый рост доходов граждан. Реальные доходы населения выросли на 3,8%.
Конечно, я хочу оговориться: не каждый человек это на себе ощущает, но в целом это абсолютно объективная статистика.
О составе нового правительства
— План развития готовился прежним составом правительства, и я прекрасно знаю, что, если бы мы привели абсолютно новых людей, минимум два года мы бы потеряли. Поэтому решили, что правительство будет обновлено за счёт свежих людей, хорошо подготовленных, но необходимо оставить тех, кто готовил решения, чтобы персонифицировать ответственность. Я думаю, что у нас оптимальный состав правительства.
Про налоги
— НДФЛ и налог с продаж — это обсуждалось, многие предлагают налог изменить. Мы долго думали на этот счет. На первый взгляд, дифференцированная шкала налогов выглядит социально справедливой. Практика сложнее. Как только такой налог вводится, часть граждан начинает скрывать эти доходы. Начинаются зарплаты в конвертах. Поэтому это признано нецелесообразным.
Что касается налога с продаж, это серьёзная нагрузка на экономику и на граждан. Всё это вместе убедило нас в том, что введение этой нормы нецелесообразно.
А что касается нагрузки на граждан, наша задача — уменьшить бедность в два раза.
О росте цен на бензин очень много вопросов.
Спрашивает Алексей Караваев из Санкт-Петербурга:
— 45 рублей литр солярки, сколько ж можно это терпеть?
— Алексей, спасибо вам за вопрос. Правительство приняло ряд решений. То, что сейчас происходит, недопустимо, но это результат неточного регулирования в сфере энергоресурсов. Правительство провело пересмотр налоговых мер. На самом деле это привело к стимулированию вывоза на экспорт сырой нефти. Цены на мировом рынке поднялись. Наши компании считают недополученную выгоду, чтобы компенсировать, поднимают цены на бензин. Что было сделано? Снижен акциз на бензин, отменили дальнейшее повышение акцизов. Правительство будет за этим строго следить.
Министр энергетики на связи:
— В мае был зафиксирован рост цен на бензин на уровне выше инфляции. На данный момент рост цен остановлен. Срочные меры уже оказали положительное влияние, цены с конца мая не растут. Были достигнуты договорённости об увеличении объёма производства на внутренний рынок. Мы проработали ряд дополнительных мер, речь идет о возможности введения экспортной пошлины. Подготовлен соответствующий проект закона.
Об инфраструктуре к ЧМ-2018
— Что мы будем делать с грандиозными сооружениями после чемпионата мира? У нас вся инфраструктура в Сочи хорошо загружена после Олимпиады. Мы потратили большие деньги на стадионы. Вся инфраструктура должна работать на развитие массового спорта, детского спорта. Надо, чтобы все эти объекты были окупаемыми. Современный стадион — это не только футбольное поле. Это и спортивные клубы, кафе, рестораны, торговые площади.
Очень многое будет зависеть от руководителей регионов России. Ни в коем случае не должны на этих площадках появиться какие-то рынки. РФС должен принять активное участие в том, чтобы загружать по уму эти объекты. И чтобы у нас на собственной базе росло новое поколение футболистов. Не демонстрирует наша сборная яркие результаты, но поклонники этого вида спорта — миллионы людей. Будем рассчитывать на то, что наша сборная по футболу на чемпионате покажет свои лучшие качества.
Пользователям соцсетей и мобильных устройств дали шанс задать вопрос.
— Владимир Владимирович, здравствуйте, я многодетная мама, город Томск. Выделение земли многодетным семьям в нашем регионе не очень работает. В 2010 году я встала на очередь, была 735-й. В этом году узнала, я половину очереди отстояла. Сколько я ещё должна простоять — 8 лет или 10, имея троих детей, из них два мальчика, которых мы хотели воспитывать в любви к земле? Хотелось бы жить и работать на земле. Мне 42 года, через 10 лет мне будет 52. А хочется молодым пожить.
— То, что в вашей семье трое, это уже замечательно, мы должны поощрять такие семьи. Земли много, но она должна быть пригодной, близкой к инфраструктуре. Томск и Томская область — это хороший регион, устойчивый и самодостаточный по ресурсам. Вопрос в том, чтобы определить приоритеты расходов из бюджета.
Давайте попросим губернатора.
Отвечает губернатор:
— Я обязательно с ней лично встречусь. Я считаю, что надо в ближайшее время решить вопрос. Проблема-то в том, что в Сибири много земли, но мы же не можем раздать землю без коммуникаций. Встречусь с ней и лично вам доложу.
— С ней — это с Натальей Николаевной, — уточнил Путин. — Надо, чтобы чиновники руководствовались не формальными соображениями, а интересами людей. Трое детей — это непросто.
Жители Дальнего Востока пожаловались на огромную стоимость авиабилетов.
— Есть билеты субсидированные. Нужно расширить географию, время применения и возрастные группы. Есть решение по Дальнему Востоку — решение об обнулении НДС на эти перевозки. Это существенный шаг в снижении стоимости билета.
Много вопросов на тему отношений России с Западом.
— Это такой способ сдерживания России — бесконечные обвинения. Потому что видят в России угрозу, видят, что Россия становится для них конкурентом. Нужно наладить конструктивное взаимодействие, и общий эффект для мировой экономики будет позитивным.
Для нас очевидно, что мы должны защищать свои интересы. Мы это делали и будем делать. Но мы всегда ищем компромиссы. Когда наши партнеры убедятся, что применяемые ими меры неэффективны, это прекратится.
— Будет ли третья мировая война?
— Понимание того, что третья мировая может быть концом цивилизации, должно сдерживать нас. После Второй мировой мы живем в условиях относительного мира, хотя локальные войны постоянно вспыхивают. Но глобальных конфликтов не было. Потому что в мире был установлен стратегический паритет. Страх взаимного уничтожения сдерживал всегда от резких движений и заставлял уважать друг друга.