![Почему водители маршруток не хотят работать в Омске? Отвечают перевозчики Тех, кто готов возить омичей на маршрутках, всё меньше | Источник: Елена Латыпова/ NGS55.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/8f/57/7f8f571a1b054c035ece7f0df53d2e21/656x438_1:5603_1da5751e39b3b70e5278180c4310250a@2500x1667_0xJXM9iNMe_1219826661189882435.jpg.webp)
Тех, кто готов возить омичей на маршрутках, всё меньше
Омичи в последнее время всё чаще жалуются на дефицит маршруток: уехать на них после 19–20 часов теперь практически нереально. В мэрии на все жалобы примерно один и тот же ответ: имеется острая нехватка водителей, из-за чего наблюдается недовыпуск транспорта. И если у муниципальных перевозчиков ситуация немного исправляется, то у частных всё плохо — работников как не было, так и нет. Хотя и предприниматели тоже значительно повысили зарплату в стремлениях привлечь новых сотрудников.
Почему наблюдается дефицит водителей? Об этом мы спросили у бизнесменов, которые обслуживают половину всех маршрутов города.
Что предлагают водителям частники?
Вопреки стереотипам, у многих частных перевозчиков сейчас зарплата «белая», а ее уровень не уступает в «Пассажирском предприятии № 8», где водителям обещают зарплату в 121 тысячу в месяц.
![Водители автобусов в Омске получают неплохие деньги | Источник: Роман Данилкин / 63.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/33/61/fd/3361fdf58f9751ef858b465b1fcf483c/656x438_1:5703_b501b896f6bba89332b5b3c59ced043a@5000x3333_0x91HdXtPk_4614841375082885299.jpg.webp)
Водители автобусов в Омске получают неплохие деньги
«Омский транспортный союз» — одно из крупнейших объединений частных перевозчиков в городе. Компании обслуживают такие популярные маршруты, как № 20 (ОНПЗ — Московка-2), 59 (Биофабрика — ОНПЗ) и 73 (Чкаловский — Стрельникова). Водителям готовы платить по 100-150 тысяч в месяц. Но очереди из желающих работать нет.
— У нас есть и пазики, и китайские автобусы. Стаж работы вообще не нужен — была бы категория Д. А дальше всему научим. Графики 2 через 2, 3 через 3. Время работы — с 6 утра до 10 вечера, — рассказали корреспонденту NGS55.RU, позвонившему в объединение под видом водителя.
По словам представителя «Омского транспортного союза», заработок водителей за день — 7-8 тысяч.
![Омичам очень сложно дождаться свою маршрутку | Источник: Евгений Софийчук / NGS55.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/cc/4f/fecc4feafde7ae991aa186b832f91f24/656x438_1:5603_9256a772b54f08a3de7a28f24f64c89c@5000x3333_0xPavdXjqN_1024212520322860204.jpg.webp)
Омичам очень сложно дождаться свою маршрутку
— А чтобы получать 150 тысяч, придется работать 30 дней в месяц?
— Выходные, конечно, есть, а получать деньги можно хоть каждый день, — уточнили в компании.
Руководитель «Омского транспортного союза» Николай Артемьев говорит о том, что работать меньше чем за 100 тысяч омские водители уже просто не будут:
— Зарплаты везде такие — у водителей автобусов, троллейбусов они не меньше 100 тысяч и в других городах. А то, что не хватает водителей — везде не хватает трудового ресурса.
Водители ушли в маркетплейсы
Предприниматель Вячеслав Доронкин, обслуживающий маршруты № 222 (МСЧ-9 — онкодиспансер), 303 (Лобкова — ПО «Иртыш»), 409 (Рябиновка — ул. Труда) говорит о том, что частные перевозчики не могут конкурировать по зарплатам даже с маркетплейсами, куда идут работать водители.
— Если не хотят работать водителями — значит, есть более привлекательные условия. Это очевидно. У нас можно и 100 тысяч за месяц заработать. Но они идут работать на грузовички, где более высокие зарплаты и там спокойнее — не нужно начинать работу в шесть утра, а сотрудники ГИБДД постоянно не тормозят на дорогах. К тому же, не нужно категории Д, — говорит Доронкин.
По словам предпринимателя, омичей пугают условия труда водителей — помимо раннего подъема (в 4–5 утра), нужно проходить постоянные медосмотры. Пристальное внимание и со стороны сотрудников ГИБДД. Поэтому желающих крутить баранку с каждым годом становится всё меньше.
«Все ушли на СВО — работать некому»
Другой перевозчик — Анатолий Войтенко (маршруты № 51 (Амурский поселок — Порт-Артур), № 343 (ДСК-2 — РЭБ), № 414 (Ясная Поляна — онкодиспансер)) объясняет дефицит водителей сразу несколькими причинами. По его словам, проблема носит комплексный характер и решить ее будет очень непросто.
![Водители маршруток уходят на СВО и в Wildberries | Источник: Александр Зубов / NGS55.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/3d/8b/84/3d8b84c086fee21efe32f7f95577347c/656x438_1:5603_43a200bd8d485209c5d37a22c8412b0f@1920x1280_0xqP7FIUSp_5413487644364911436.jpg.webp)
Водители маршруток уходят на СВО и в Wildberries
— Очень много водителей ушли на СВО, я скажу, что процентов 30 точно. Там же водители тоже спросом пользуются. А у нас заработки упали — поэтому и водителей нет. Почему упали заработки? Потому что пассажиров меньше стало. Город такой у нас — люди на работу приехали часам к 9 и всё, потом что автобусы, что «Газели» до четырех часов дня пустые ездят — пока люди обратно домой не поедут. И очень много больших автобусов стало — они ходят по расписанию. Один автобус забирает столько же людей, сколько пять маршруток. Да и сами маршрутки убрали из центра — горожане просто перестали на них ездить, — уверен Анатолий Войтенко.
По словам предпринимателя, омская молодежь не хочет идти работать водителями — они скорее будут ездить с большими сумками на велосипедах по городу и доставлять еду, чем крутить баранку «Газели».
— Основной костяк водителей маршруток — кому за 45. Молодежь не идет работать — им это не интересно. Не хотят вставать в пять утра на работу. Вот пенсионеры и работают. Я когда работал после армии, по пассажирским предприятиям каждый месяц набирали группу водителей. А теперь профессия вымирает, — пожаловался Войтенко.
Это общая системная проблема, связанная с ковидом, потом с СВО.
Но омские перевозчики тоже не сидят без дела — они думают над тем, чтобы запустить в городе беспилотные автобусы.
— Прорабатываем вопросы о приобретении автобусов на автопилоте с «Омским транспортным союзом». Скорее всего, всё к этому и придет. Дай Бог, получится, перейдем на автопилот со временем. А что нам еще остается делать? — рассказал перевозчик.
«Маршруток скоро не останется в Омске»
Другой перевозчик — Иван Меняйлов (маршруты № 6Н и 303) призвал не зацикливаться на дефиците водителей. По словам предпринимателя, сейчас вообще не хватает всех — от поваров и дворников до инженеров.
![Пассажиров маршруток становится меньше | Источник: Елена Латыпова / NGS55.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/4f/47/bc4f477131787e09cf26b55affac6ed9/656x438_1:5603_a6b7f4efe82c06efe3f2801e57d07cd9@2500x1667_0xdjRaB0OI_4243148290981333926.jpg.webp)
Пассажиров маршруток становится меньше
— Проблема с кадрами не только в маршрутках — она общая. Маршрутки из центра убрали, вот и результат — маршруты стали нерентабельными и закрылись. Ни одна новая «Газель» себя теперь не окупит. А кредитные ставки какие? Через какой-то период времени маршруток не останется в Омске. Молодежи вообще нет. Если я 20 лет назад работал сам водителем, то сейчас нет таких молодых водителей. Работа сложная, тяжелая, они лучше курьерами пойдут на «Самокат» и получать будут столько же, — рассказал Иван Меняйлов.
Перевозчик пожаловался на неравные условия работы для «частников» и муниципальных предприятий. Последним за каждого перевезенного пассажира компенсируют от 55 до 60 рублей из бюджета, а частные перевозчики в лучшем случае получают по 20 рублей за перевозку льготников. Поэтому потихоньку «умирает» рынок частных пассажирских перевозок.
Почему в Омске дефицит водителей в общественном транспорте?
Можно перечислить основные причины дефицита водителей в городе, которые назвали частные перевозчики:
Молодежь не хочет идти в профессию — им проще колесить по городу на велосипеде и развозить еду.
Водители уходят в другие сферы, где платят больше и условия труда легче. Например, развозят товары в пункты выдачи заказов Ozon и Wildberries.
Часть водителей ушла на спецоперацию — там можно заработать куда бОльшие деньги, чем за рулем маршрутки в Омске.
Количество маршрутов в Омске сокращается, меньше становится пассажиров, работать в общественном транспорте становится невыгодно.