— Отойдите в сторону! — напирают дворники на омичей, ждущих общественный транспорт на остановке «Поворотная». Ответной реакции почти никакой: одни еще не проснулись, другие в процессе — в их наушниках играет бодрящая музыка. Третьи предпочитают этого не замечать: слишком активны для 8 утра работники дорожного хозяйства: «Ну чего пристали?» Мужчина в оранжевой спецовке повторяет просьбу и, словно угрожая, еще активнее начинает работать ломиком, раздалбливая застывший снег на тротуаре. Он летит на одежду близстоящих, что усиливает и без того повисшее в воздухе раздражение. Делать нечего — приходится двигаться. Своего автобуса здесь ожидают порядка 30 пассажиров. Им предстоит пройти квест поневоле. Задачи такие: дождаться нужного автобуса или маршрутки, суметь туда просочиться, в оригинальной позе доехать до работы или учебы, не опоздать.
Проблема с общественным транспортом на левом берегу была всегда. Обстановку усугубил капитальный ремонт на Ленинградском мосту. Уехать до нужного места с утра стало еще сложнее. Вот, например, 11-классник Георгий, ждущий автобус № 24 до центра, чтобы уехать в школу, жалуется на то, что в транспорте не протолкнуться.
— Когда бы я на нём ни ездил, он всегда переполнен. Я с утра не помню, когда бы занимал сидячее место, особенно с тех пор, как мост закрыли. Особенно, если выезжать в 06:40. Считаю, что автобусов должно быть больше, чтобы поток людей как-то разгружать. Придумал для себя решение — выходить позже, в среднем на час. Мне на учебу к 8, но я могу себе позволить приходить чуть-чуть позже — первую пару иногда можно пропустить. Вот честно, лучше пропущу автобус, чем буду в этом аду, — решительно заявляет школьник.
С ним солидарна стоящая неподалеку студентка ОмГПУ, которая также выбрала для себя решением проблемы выходить позже привычного времени.
— Раньше в 08:30 было намного легче уехать. Последние дни в это время всё еще транспорт забит. Невозможно сесть ни в какую маршрутку, которая едет до Маяковского. Это ужасно. Сейчас я уже не захожу в те, где народ битком, две машины точно могу пропустить. И это даже несмотря на то, что я знаю, что опоздаю. Просто невозможно ехать, когда ты прижат к стеклу и все на тебя давят со всех сторон, — сетует Юлия.
Издалека виднеется тот самый автобус № 24. Омичи заранее готовят локти, чтобы распихивать противников и первыми в него забраться. Двери открываются со скрипом, кажется, что сейчас вот-вот кто-нибудь выпадет на тротуар, но от этой неприятной ситуации страхуют новые пассажиры. Они плотно утрамбовывают «старых» глубже.
Видно, что среди участников этого квеста есть неопытный игрок. Молодой омич честно старался, как мог, но сдался и сошел с дистанции. Он признаётся: обычно ездит на работу в личном авто, но машина сегодня подвела. Придется ждать следующий автобус, может, в нём будет свободнее.
Но другие, идущие через центр, всё так же плотно забиты — в их числе маршруты № 8, 64, 500. Похвастаться сравнительно свободными салонами может только маршрутка № 415, которая идет до «Континента», и № 120, следующая до Старого Кировска.
Омичка Ирина утверждает, что на «Поворотной» еще всё не так страшно. А вот на соседних остановках, «Дмитриева» и «11-й микрорайон», пробиться в автобусы почти нереально.
— Там еще больше битком, и ты стоишь буквой зю. Здесь еще можно сесть хоть на какие-то маршруты. Те, что идут от МЕГИ, относительно свободные. Когда мне нужно уехать на 10 лет Октября, я дохожу до остановки «Кристалл», чтобы сесть и столько времени не стоять, — вздыхает женщина и вспоминает, как не могла уехать с левого берега до ТЦ «Каскад» в прошлый понедельник. — Был просто атас. Пробка была уже отсюда. Я добиралась около двух часов.
Как ни странно, почти каждый омич рассказывал о положении дел с транспортом в Кировском округе достаточно спокойно для такой ситуации. Дело в том, что жителей левого берега, кажется, уже ничем не удивишь. Они привыкли. Не отрицают, капитальный ремонт Ленинградского моста добавил хлопот, но рвать на себе волосы от злости бессмысленно. Куда-то обращаться — тоже.
— Мы всегда долго ждали транспорт и всегда было непросто уехать. Да здесь всегда так, если честно. Я больше 10 лет на левом берегу живу. Спальный район, много живет людей. Все до центра добираются на работу, но с автобусами всё плохо. Власти прекрасно всё знают, но никак не реагируют, — рассказала одна из ожидающих на остановке омичек.
Есть на остановке и неместные. Омич, покорно ждущий свою «тройку», вообще живет в Амуре. Его работа находится на улице 22-го декабря. Из другого округа он добирается с пересадкой. И если до левого берега он уезжает без особых проблем, в том числе потому что садится с конечной остановки, то здесь, на «11-м микрорайоне», ему приходится по 40 минут ждать автобус № 3.
— Был бы прямой автобус, было бы интереснее, конечно, — смеется мужчина.
К 9 часам народу заметно убавилось. На остановках в основном остались те, кто никуда не спешит. Среди них — пенсионеры, которые особо и не заметили никаких перемен, или омичи со свободным графиком работы.
— У меня свободный график — мне всё равно. Я на себя работаю — студия эпиляции своя. Выхожу обычно после 9 часов утра, когда основная масса уезжает и мне нормально, — рассказала начинающая предпринимательница.
Жителям левобережья придется терпеть еще долго — до 31 мая 2024 года. Именно до этой даты будут ремонтировать Ленинградский мост. Возможно, разрулить ситуацию помог бы дополнительный общественный транспорт, но пока надеяться вряд ли стоит. Проблем в этой сфере в Омске немало.