Дороги и транспорт проблема Локальный передел: на автобусные маршруты снова выходят новые имена. Что о них известно?

Локальный передел: на автобусные маршруты снова выходят новые имена. Что о них известно?

Восемь автобусных маршрутов со следующего года будут обслуживать пять новых перевозчиков

По большому счету, пассажирам неважно, на чьем автобусе они ездят. Главное, чтобы он ходил по расписанию

На рынке пассажирских перевозок Омска локальный передел. На 8 автобусных маршрутах с января начнут работать новые компании. Кажется, вы читали похожую новость ровно год назад? Вам не кажется. На маршрутах, стоимость проезда на которых устанавливает городской совет, перевозчики действительно не задерживаются надолго. Мы спросили в департаменте транспорта и в «Омском транспортном союзе», почему так происходит. И, конечно, собрали информацию о новичках.

«Автограф» на память

Для начала немного теории. В Омске 113 автобусных маршрутов, на 57 из них установлен регулируемый тариф (перевозчики защищают его в Региональной энергетической комиссии и обязаны предоставлять пассажирам все льготы). Эти маршруты городской департамент транспорта разыгрывает на аукционах. Их итоги известны, контракты заключены. В 2023 году 47 регулируемых маршрутов будет обслуживать муниципальное «Пассажирское предприятие № 8», 8 маршрутов разделили между собой 5 частных перевозчиков, аукционы еще по 2 маршрутам заказчик отменил. С «Пассажирским предприятием № 8» всё понятно, оно побеждает на торгах из года в год. А кто эти частники, которые из года в год меняются? Но некоторые, похоже, только на бумаге.

В колонке слева — перевозчики, которые обслуживают маршруты до конца года, в колонке справа — перевозчики, которые должны выйти на маршруты с нового года

На маршруты № 20 Омский нефтеперерабатывающий завод — ул. Гашека, № 59 Биофабрика — Омский нефтеперерабатывающий завод (пос. Ермак) и № 73 Пос. Чкаловский — ул. Стрельникова с января зайдет ООО «Альянс». Компания тесно связана с действующим перевозчиком по маршрутам № 20, 51 и 59 ООО «АвтоГРАФ55» — до недавнего времени у них был один директор — Елена Стрельцова. Совпадение или нет, но кадровые перестановки начались после возбуждения уголовного дела, фигурантами которого стали компании «Альянс» и «ТорТранс» и индивидуальный предприниматель Анатолий Войтенко. Как стало известно в феврале, полиция подозревает их в налоговых махинациях.

Схема, предположительно, была такая: «Альянс», который мог вернуть налог на добавленную стоимость, оформил автобусы в лизинг на себя, а сдавал их «ТорТрансу» и Анатолию Войтенко, которые права на возмещение НДС не имели. При этом арендный платеж совпадал с лизинговым. Всего с 2016 по 2020 год, по версии следствия, предприниматели получили из бюджета 5,5 миллиона рублей.

«Уголовное дело в производстве, расследование продолжается. В ближайшей перспективе информационных поводов нет»

По данным сервиса «Контур.Фокус», сейчас у «Альянса» в лизинге находятся 26 автобусов, еще за 24 автобуса он полностью рассчитался. Всего по договорам с дептранспорта компания должна выпустить на маршруты 69 автобусов среднего класса.

От нее к «АвтоГРАФу55» тянется еще одна ниточка. Владельцу «Альянса» Михаилу Медведеву принадлежит «АвтоГРАФ77» — это компания-партнер «Яндекс.Такси» в Москве. А раньше бизнесмен был совладельцем компании «Юката», которая планировала ставить колесо обозрения в Воскресенском сквере. Бывший учредитель «Альянса» Татьяна Медведева — собственница компании «Врубель» (на нее было оформлено одноименное кафе, которое как самострой снесли в сентябре), а директор «Врубеля» — Александр Медведев, заслуженный тренер России, заместитель руководителя Федерации бокса Омской области.

Перечислять родственные и бизнес-связи можно долго, вернемся к перевозкам. Вот еще один любопытный факт: в 2023 году «Альянс» будет работать на тех же маршрутах, на которых работал «ТорТранс» в 2021-м — № 59 и № 73. Еще один бывший маршрут «ТорТранса» и аффилированного с ним «Юстиона» — № 64 Ул. Дергачева — пос. Дальний — забрала себе компания «Омстар». Она же сменит индивидуального предпринимателя Александра Макарова на маршруте № 30Р Ул. Лобкова — пос. Армейский.

Учредитель и директор «Омстара» — Александр Терентьев, старший брат двукратного чемпиона мира по панкратиону, первого вице-президента Союза ММА России Андрея Терентьева. Он и сам раньше был соучредителем Всероссийской Федерации панкратиона и омской Федерации смешанного боевого единоборства (MMA). Причем еще пару месяцев назад «Омстаром» рулил президент «Омского транспортного союза» Николай Артемьев. Неудивительно, что компания входит в союз, как, кстати, и «Альянс». Александр Терентьев на вопросы NGS55.RU не ответил.

Перевозчики меняются — автобусы остаются

На маршрут № 55 Ул. Лобкова — микрорайон Булатово с января должны выйти 16 пазиков Любови Николаевой. Она получила статус индивидуального предпринимателя 10 октября, а лицензию на пассажирские перевозки — 10 ноября 2022 года. Любовь Николаева рассказала, что раньше с городом не работала, а на вопрос, почему решила заняться этим бизнесом, ответила: «Само так получилось». Напомним, что 55-й маршрут перевели на регулируемый тариф с апреля, сейчас за него отвечает Евгений Агасиев.

Павел Мельников выиграл торги на перевозки по маршруту № 89 Ул. Лобкова — пос. Дальний. ИП он зарегистрировал только в августе, но уверяет, что в сфере перевозок уже работал. Предприниматель уточнил, что, как и у действующего перевозчика Евгения Агасиева, на маршруте останутся автобусы ПАЗ.

«Автобусы будут те же самые, пазики. Автобусы все новые, поэтому парк не постареет»

По данным сервиса «Контур.Фокус», в ноябре-декабре он взял в лизинг 6 автобусов ПАЗ «Вектор Next», а всего по условиям контракта с департаментом транспорта, перевозчик должен выпустить на маршрут 16 машин.

Наконец, на маршруте № 72 Пос. Чкаловский — микрорайон Амурский-2 (пос. Степной СНТ «Ивушка») вместо Алексея Федосеева будет работать предприниматель из Азово Дмитрий Денисенко. На его счету 52 госконтракта, 44 из них — на перевозку призывников в 2016 году. Дмитрий Денисенко выплачивает лизинг за 5 НЕФАЗов и 11 ПАЗов, работающих на газе, два договора на поставку машин закрыты. В контракте с дептранспорта прописано не меньше 20 автобусов среднего класса.

Остались еще два не разыгранных на 2023 год маршрута. Торги на маршрут № 51 СНТ «Заря-3» — СНТ «Березка» департамент транспорта администрации Омска отменил сам, на маршрут № 42 ПО «Иртыш» — ул. Бархатовой — по требованию антимонопольщиков. Перевозчик Фазыл Залялитдинов заявил, что заказчик установил завышенные требования к автобусам. Например, к их цвету (они должны быть белыми) и сроку эксплуатации (сейчас 75% автобусов должны быть не старше 3 лет, со следующего года — 100%). Более того, конкурсная документация, по его мнению, составлена так, чтобы в торгах победило «Пассажирское предприятие № 8», которое осенью как раз получило 22 новых НЕФАЗа, соответствующих всем требованиям. Омское УФАС признало жалобу обоснованной.

— По 42-му готовим новый конкурс. Ориентировочно, извещение будет размещено в середине января. <…> Скорее всего, новый перевозчик выйдет на маршрут с 1 марта. А чтобы пассажиры не пострадали и до 1 марта мы не провалили перевозки, у нас будет заключаться договор с единственным поставщиком, — сообщил NGS55.RU директор департамента транспорта Вадим Кормилец.

Проблем с маршрутом № 51 тоже быть не должно.

«С 1 января 2023 года перевозка пассажиров по автобусному маршруту № 51 будет осуществляться в штатном режиме»

От перемены мест слагаемых...

Президент «Омского транспортного союза» Николай Артемьев рассказал, что компании «Юстион» и «АвтоГРАФ55», которые выиграли четыре аукциона в прошлом году, в этом году в торгах не участвовали. Частному перевозчику на городских маршрутах работать несладко. Жесткий график, лизинговые платежи, проверки…

— Недавняя ситуация: у перевозчика загорелся автобус, в отношении него устроили проверку. Он на всё плюнул и сказал, что я работать больше не буду. И так еле-еле душа в теле. Мы наблюдаем череду банкротств перевозчиков, и для того, чтобы оптимизироваться, предприниматели ищут какие-то выходы, — привел пример Николай Артемьев.

По его словам, «Юстион» и «АвтоГРАФ55» сосредоточатся на заказных перевозках, но омичи их ухода с маршрутов не заметят. У «Альянса» и «Омстара», которые пришли им на смену, есть опыт работы в сфере транспорта.

— Они специалисты в своем деле, поэтому для пассажиров ничего не изменится, — отметил глава «Омского транспортного союза». — Часть транспорта, которая была на этом маршруте, на нем же и останется, часть нового транспорта на метане будет приобретена перевозчиками дополнительно, когда завод-производитель начнет эти автобусы выпускать.

К новым перевозчикам перейдут и старые водители. По словам Николая Артемьева, им удобно работать на маршрутах, конечная остановка которых находится недалеко от дома.

Водители в Омске на вес золота, особенно в пандемию ОРВИ

Ничего странного в том, что перевозчики на некоторых регулируемых маршрутах меняются каждый год, не видит и глава дептранспорта.

— У нас никакой фамильной преемственности маршрутов не присутствует. Кто выиграл, тот и осуществляет перевозки пассажиров. <…> Это же электронные торги. Выигрывает тот, кто предложит меньшую стоимость, — заявил Вадим Кормилец. — Если всё в порядке, то пассажиры не должны почувствовать на себе изменения условий перевозки. Ключевыми требованиями к перевозчику являются количество автобусов, которые должны работать на маршруте, интервалы движения, класс подвижного состава, тип топлива, цвет кузова, способность перевозки маломобильных групп граждан.

На вопрос о том, не уходит ли таким образом тот или иной перевозчик от налогов, чиновник ответил, что контроль за финансовой деятельностью предпринимателей в функции департамента не входит. Главное, чтобы выполнялись условия контракта, а трудоустроены ли официально водители и кондукторы, не его дело.

«Есть ли у него химия в налогах, не департамент транспорта должен разбираться, а налоговая инспекция или полиция»

— Не понимаю, какая химия может быть у перевозчика? Он работу выполняет согласно контракту, он перевозит пассажиров, он их обилечивает, его подвижной состав соответствует реестру, соответствует контрактным требованиям — на этом контрольные действия департамента заканчиваются, — заявил Вадим Кормилец.

Однако департамент транспорта напрямую должен быть заинтересован в финансовой порядочности перевозчика. Как минимум потому, что выплачивает ему из бюджета разницу между экономически обоснованным и фактическим тарифом.

— Меняются только подставные юрлица, чтобы в РЭК не подтверждать данные по тарифу, которые они заявляли планово год назад, так как отчисления за работников не платили и налоги тоже. Сейчас снова подадут в РЭК плановые показатели и получат большой тариф, чтобы с города субсидии хорошие получить, — написал NGS55.RU информированный читатель.

У налоговой действительно есть две большие претензии к частным перевозчикам: они не всегда используют онлайн-кассы (в прошлом году нарушения выявили у 20 из 26 проверенных предпринимателей) и занижают НДФЛ (13 работодателей официально платили зарплату ниже МРОТ).

По информации регионального управления ФНС России за 2021 год, перевозками по городским маршрутам занимались 38 организаций и индивидуальных предпринимателей. Два муниципальных предприятия заработали 3,5 миллиарда рублей и заплатили 598,5 миллиона рублей налогов, доходы 36 частных перевозчиков составили почти 2,3 миллиарда рублей, налоговые поступления — 61,4 миллиона рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства