— В мае этого года региональные власти торжественно объявили о создании Единой карты омича, которую впервые анонсировала мэрия еще в 2019 году. Как только она вышла в свет, мы отправились на ее оформление, а затем на тест-драйв новинки в городских условиях. По прошествии трех месяцев мне задали вопрос, мол, как тебе карта, есть смысл оформлять? И знаете, я не нашел, что ответить. Рассказываю почему.
В транспорте
— Сначала расскажу про опыт использования карты в транспорте. Безусловный плюс ЕКО — это встроенный чип «Омки», по которой проезд стоит 25 рублей, а пересадка в течение 45 минут — бесплатная (обитателю Левобережья под вечер эта функция нужна как воздух). То есть таскать в кошельке лишнюю карту не нужно.
Но опыт показал, что встроенный чип — это и дар, и проклятье (пафосно как-то получилось, хотя и по факту). Первое: оплатить проезд за себя и товарища, если у того нет с собой денег, не получится — терминал просто не позволит пробить пересадку или оплату картой после первого контакта. Второе: когда деньги на «Омке» подходят к концу, остается возможность оплатить проезд с карты, дважды приложив ее к терминалу.
Казалось бы, это же плюс? Да, только объяснить это маршрутчику, который локтем одной руки держит руль (ибо ладонь занята телефоном), а другой пытается пробить карту, довольно проблематично. Но говоря без иронии, непонимание работы ЕКО (и вообще осведомленности о ее существовании) затрудняет использование карты. Однажды после трех попыток рассчитать меня с дебета водитель и вовсе заявил что-то в духе: «Мозги мне не парь, нет денег на карте — плати другой или выходи».
И третье, но это без негатива: отдельную улыбку вызывают удивленные лица кондукторов, которые вроде пробивают банковскую карту, но на выходе видят чек от «Омки». Первое время карту даже просили подержать подольше и рассмотреть со всех сторон, а возвращая, приговаривали: «Ха, в первый раз такую вижу».
Пополнение карты
Также опыт использования ЕКО портит система пополнения «Омки». Здесь всего три варианта: пополнить карту через «Сбербанк Онлайн», через приложение «Омка» на смартфоне, а также в ларьках «Дилижанса» (есть еще кассы «Ежевика», но это крайний случай).
Первый пункт для меня отпал, поскольку до недавнего времени я не имел карты «Сбера» (к слову, сам факт того, что банк-эмитент предлагает пополнение через сервисы другого банка, немного странен). Второй способ — через приложение — не подошел, поскольку приложение сделали только для Android-смартфонов. Остается только «Дилижанс».
Прозвучит надуманно и даже нелепо, но и здесь у меня ничего не вышло. При первой попытке пополнить счет «Омки» при помощи самой Единой карты мне дали от ворот поворот, так как пополнить «Омку» можно только наличкой. Во второй приход на другой день я снова ушел ни с чем: после 19 часов вечера терминал пополнения уже отключили (не знаю, единичный это случай или вечная история). В третий раз я просто опоздал. К моему уходу с работы ларек уже был закрыт. Последнее пусть и было сугубо моей проблемой, но последняя капля терпения была пролита. В итоге пополнить счет получилось только на выходных.
Другие функции
Теперь же отстранюсь от идеи Единой карты омича как коллаборации с «Омкой» и расскажу об остальных ее функциях. Если вспомнить, при разработке должны были учесть применение карты в МФЦ и медучреждениях вместо физических документов, а также в качестве проездных для льготников. Не всё из этого работает, но сетовать не могу, так как в последний раз глава «Пассажирсервиса» объяснял, что функции во все 40 с лишним секторов применения будут вводить постепенно. В общем, многого рассказать о прогрессивных «фичах» карты всё еще нет возможности в связи с их недоработкой. Про дебетовую половину, к сожалению, тоже много не скажу. Несмотря на набор бонусов, разных кешбэков и выгодных условий по денежным операциям от ВТБ, я ни на секунду не задумался, чтобы уйти от своего основного банка: не столь уж весомы эти плюсы.
Закрепилось это мнение около двух недель назад: в материале о том, как оформить Единую карту омича в отделении ВТБ, я писал: «Помимо документов, нужно взять с собой 100 рублей наличкой. Дело в том, что оформление и обслуживание карты действительно бесплатны, а вот обязательное подключение программы страхования от мошенничества на первый месяц обойдется в 99 рублей. Как пояснили нашему корреспонденту в отделении, это часть мер по защите пользователей «в нынешних условиях». Удивляемся, что банк страхует пользователя от утечки данных из своих же баз, но всё же соглашаемся — другого выбора нам не дали. Спустя месяц услугу обещают отключить, «если обратного не захочет сам клиент».
И, как выяснилось, спустя три месяца функция всё еще работает, а с меня списали уже 300 рублей. За помощью я обратился в поддержку банка, где меня попросили прийти в отделение для написания заявления на отмену страховки. Так я и сделал. Забавно, что на вопрос, как же получилось, что страховка работала все три месяца, консультант лишь пожала плечами, а при просьбе вернуть деньги — отправила обратно в поддержку. Там недопонимание объяснили следующим образом: мол, вы заявление на услугу оформили, а на прекращение — нет. Очень слабое оправдание, но пришлось смириться, как и с тем, что деньги мне уже не вернут: специалист ясно дала понять, что я могу написать заявление на компенсацию, но на него, без сомнений, придет отказ. Бессмысленная потеря 300 рублей — не та боль обиды, от которой хочется забиться в угол и стонать, выкручивая руки, но опыт использования карты ситуация испортила весьма серьезно.
Сейчас я продолжаю пользоваться картой исключительно из-за плюсов «Омки» и платежной системы «Мир» — хотя ничто из этого не эксклюзивно. Напоследок: разработчикам и инициаторам этой идеи хочу лишь пожелать удачи в развитии карты и успешном внедрении всех функций. А для этого нужно самим взять ее на ежедневное испытание и, желательно, в самых разных условиях.
А вы пользуетесь Единой картой омича?