На прошлой неделе мэр Омска Сергей Шелест и вице-губернатор Дмитрий Ушаков совместно с представителями ВТБ торжественно презентовали Единую карту омича. Она совмещает в себе дебетовую и транспортную карты. Первая предоставляет пользователю все функции банка, в том числе скидки от партнеров, кешбэк и другие спецпредложения. Вторая же — дает льготы на проезд в общественном транспорте по четырем тарифам. Карта, к слову, именная — на обороте указаны Ф. И. О. и фотография пользователя, а при оформлении понадобятся паспорт, СНИЛС и полис ОМС.
Мы заказали ЕКО в день презентации (как проходит процедура, можете прочитать в нашем материале) и спустя неделю получили ее на руки. Теперь отправляемся тестировать новинку на улицах нашего города.
Почему мы уделяем карте столько внимания?
Для начала объясним, почему эта карта может быть интересна омичам. Впервые о ее разработке объявили в 2020 году. Тогдашний директор омского департамента транспорта Александр Вялков заявлял, что после выпуска карта станет «электронным ключом к цифровой инфраструктуре всего региона». Среди возможных функций, не считая банковских и проездных, глава дептранса называл: использование Единой карты как путеводителя по городу и читательского билета, скидочной карты на билеты в кино, музеи и театры города, а также как ключ-карту от электронных замков и домофонов. Если последнее звучит совсем сказочно, то остальные фичи вполне реальны на практике.
Кроме того, при разработке программного обеспечения омский «Пассажирсервис» требовал учесть применение карты в МФЦ и медучреждениях вместо физических документов. Главный вопрос во всей этой истории следующий: что же вышло по итогу полутора лет разработки и 7,5 миллиона рублей, ушедших на ее создание.
Что ты такое — Единая карта омича?
О готовности карты нас предупредили по СМС с указанием адреса заранее выбранного отделения. Приходим туда утром, пока посетителей не так много, и берем талончик на получение. Следующие 15 минут консультант рассказывает о некоторых функциях карты, помогает с активацией, регистрацией в сервисе «ВТБ Онлайн» и предлагает скачать приложение банка, заменяющее его на устройствах от Apple (из-за санкций оно было удалено из AppStore).
На руки мы получаем пластик почти идентичный тому, что мы видели на эскизах полтора года назад. В центре лицевой стороны красуется изображение с «Омки» и данные клиента банка. В качестве платежной системы используется исключительно российский МИР.
Чтобы протестировать карту в транспорте, сначала нужно ее пополнить. Но есть нюанс: банковская система и «Омка» расположены на разных чипах, а потому и пополнять их нужно отдельно. Причем перекинуть деньги с дебета на проездной не получится. Придется закидывать деньги через «Сбербанк Онлайн» или приложение «Омка» для Android (на iPhone пока не вышло) либо выкладывать наличные в павильонах «Дилижанса». Мы выбрали последний способ. В ларьке у женщины по ту сторону прилавка банковская карта не вызвала никакого удивления — она без лишних вопросов зачислила на нее деньги и вернула обратно.
Следующий шаг — прыгаем в первый попавшийся автобус и проверяем, как на двухчиповую карту среагирует терминал. Как объяснили в самом банке, терминалы списывают деньги именно с «Омки», а не с дебетового счета. Так и получилось: при контакте с терминалом троллейбуса № 2 появился чек от проездного — с остатком на счете и напоминанием о бесплатной пересадке в течение 45 минут. Также стоит сказать, что пробить карту за себя и друга не получится. В нашем случае терминал просто выдал ошибку. Без проблем далась оплата и в маршрутке № 323. Водитель «Газели» хоть и пожадничал с выдачей билета, но из терминала показалась именно бумажка с данными нашей «Омки».
С общественным транспортом всё ясно — работает как полагается. Теперь рассмотрим менее заурядную ситуацию и попробуем купить алкоголь, предъявив лишь карту. В алкомаркете, попавшемся нам по дороге, продавец впервые слышал о Единой карте омича. После объяснения ситуации он лишь перечислил документы, которые действительно могут подтвердить личность — ЕКО, как можно догадаться, там не было.
Схожая ситуация у нас возникла и в МФЦ. На стойке информации на расспросы о применении карты в стенах здания лишь недоумевающе качали головой. Другой консультант и вовсе посоветовала узнать в Службе одного окна омской мэрии, где принимают эту карту. В медучреждения с ЕКО мы даже не стали обращаться. В банке сразу предупредили, что на данный момент она не заменяет физический полис ОМС.
Напоследок расскажем о некоторых функциях банковской карты. Они довольно типичны для сегодняшних банков, но упомянуть их всё же стоит.
Начнем с обслуживания карты. Оно, как и снятие наличных в банкоматах банков-партнеров, бесплатное. Если же сделать Единую карту зарплатной, то комиссии не будет и в банкоматах других банков. Также носители ЕКО могут подключить систему кешбэка «Мультибонус». По ней можно вернуть 2% (для зарплатных карт — 2,5%) за оплату в ресторанах, при доставке еды, при поездках на такси, городском или пригородном транспорте, а также в супермаркетах.
Во время тестирования карты мы совершили покупки на 2500 рублей — 1500 отдали за продукты в гипермаркете, 700 рублей оставили в магазине электроники и еще несколько сотен — по мелочи в разных магазинах. Правда, какой кешбэк с них можно получить, мы пока не знаем — все транзакции на момент написания материала всё еще находятся в обработке. Кешбэк возвращается на карту в конце месяца так называемыми мультибонусами, которые потом можно потратить на товары из каталога сервиса (например, на косметику, билеты в кино или одежду в магазинах).
Также клиентам доступны разные «плюшки» от платежной системы МИР. Например, кешбэк до 50% на поездки в детские лагеря или скидка в 15% для пенсионеров в «Магните».
Итоги
Мы провели с картой целые сутки, и сказать, что это новшество, язык пока не поворачивается. Обещанные фишки с цифровыми документами или пропусками пока не завезли, а уже имеющиеся не вызывают никакого вау-эффекта. На данный момент Единая карта омича больше походит на обычную банковскую карточку, к которой на скотч приклеили проездной. И здесь можно было бы помахать кулаком и сказать: «Что же вы делали все эти полтора года и куда ушли деньги?» Но не хочется. У проекта всё же есть перспективы, да и планы, на которые замахнулись создатели карты, слишком обширные для быстрой реализации. Что именно стоит за Единой картой — результат развития технологий в городе или очередная попытка заявить об этом только на словах — покажет время.
Завершить обзор карты предлагаем обнадеживающим комментарием главы «Пассажирсервиса» Алексея Васильева:
— Все эти функции, которые записываются на порядка 40 секторов, будут подключаться постепенно. Запустить единовременно это невозможно. Во-первых, это всё стоит денег — разработка ПО или изменений в ПО и так далее. Нужно интегрироваться с другими системами, с тем же Дом.ру. Всё будет запускаться постепенно. Пока переговоры с разными разработчиками и предприятиями ведутся. Постепенно эти 40 секторов будут заполняться. Сейчас пока это банковское и транспортное приложение. Проездные билеты Минтруда тоже будут записываться позднее, потому что сейчас делается техзадание, будет дорабатываться программа достаточно объемная. Планируем, что в сентябре запустится.