В январе Региональная энергетическая комиссия повысила допустимые тарифы на проезд в омских автобусах до 22 руб., а губернатор Виктор Назаров предложил уменьшить плату за проезд до 10 руб. Пока РЭК не может сойтись во мнениях с губернатором, омичи, пожившие за рубежом, сравнили омский общественный транспорт с другими странами. Как работает метрополитен в США, что делают русские трамваи в Сан-Франциско, на сколько дешевле, чем в Омске, поездка на автобусе в Китае — в материале НГС.НОВОСТИ.
Елена Адамова, 30 летняя дизайнер и иллюстратор из Омска (5 лет живет в Болгарии) не помнит, чтобы проезд в общественном транспорте дорожал. «Даже как-то не задумывалась об этом с того времени как приехала сюда, — признается Елена. — 1 поездка на автобусе стоит не больше 1 лева (национальная валюта Болгарии равна примерно 34 руб. — А.А.) в столице и 70 стотинок (в 1 леве — 100 стотинок. — А.А.) в городах поменьше, вроде Велико Тырново, где я живу. В курортных городах есть и маршрутки, поездка — 1,5 лева. В Софии, столице Болгарии, развита сеть метро и трамваев, но основной вид общественного транспорта все же автобусы. На каждой остановке висит расписание, которое достаточно четко соблюдается. Так что, если перед носом ушел автобус — можно 10 минут постоять, кофе выпить — кофемашины есть почти на всех остановках. Многие предпочитают ходить пешком, так как города в основном небольшие. Единственная сложность в том, что если город находится в горах, он многоуровневый. Вниз, соответственно, идти гораздо легче и быстрее, чем вверх, поначалу даже сложно было. Хотя тут даже пенсионеры очень пожилые только так по этим ступеням бегают. Может, благодаря этому в Болгарии очень редко встретишь полных. Много людей передвигается по городу на велосипедах, скутерах и скейтбордах. У нас часто можно увидеть, как молодежь утром спускается в центр города на скейте, а домой уже поднимается вечерами, неся его под мышкой».
Инна Кауфманн, 34-летняя врач-педиатр (переехала в Израиль из Омска 8 лет назад), рассказала, что многие, особенно в небольших городах, предпочитают передвигаться на машине, так как часто приходится ездить из одного города в другой. «Кроме того, между городами ходят и поезда, на них ехать быстрее и без пробок, стт так же, как и автобус. В Иерусалиме действует трамвай, а в Хайфе — 1 линия метро. Одна поездка на любом виде израильского общественного транспорта стоит 4–5 шекелей (1 шекель равен 15,6 руб. — А.А.). Автобусы в Израиле ходят по расписанию, они очень чистые и обязательно оснащены кондиционерами, без них у нас вообще летом не выжить. Существуют системы проездных на 1 день и на месяц, но обычно работающие люди насчет проезда не заморачиваются — проезд на работу и с работы оплачивает работодатель. Льготный проезд в Израиле у солдат, детей, пенсионеров и инвалидов», — говорит Инна.
Екатерина Череповец, 28 лет (2 года проработала в госпиталях Бостона и Сан-Франциско медсестрой), считает, что наибольшее разнообразие транспортных средств можно наблюдать в США. «В Америке есть все: различные виды обычных и скоростных электричек, автобусы, поезда, трамваи, которые в центре города уходят под землю и превращаются в метро, обычный метрополитен, троллейбусы и даже корабли (в Бостоне). В Сан-Франциско есть знаменитый на весь мир канатный трамвай, местные используют его как транспорт, туристы — как аттракцион. Кроме того, в Сан-Франциско ездят старинные трамваи со всего мира, есть даже несколько русских моделей, как у нас в Омске — это одна из достопримечательностей города. При этом, если в крупных городах, особенно в деловых центрах, система общественного транспорта развита и разнообразна, то многие части Америки — небольшие провинциальные города, практически лишены муниципального транспорта, и их жители передвигаются лишь на личных авто».
Самый дешевый, небезопасный и грязный вид транспорта в Америке, как считает омичка, — метро (1,3 долл. за поездку. — А.А.). «Я, если честно, одна без друзей в нью-йоркском метро ездить боюсь, запросто могут избить. Стоимость поездки на автобусе зависит от расстояния: в среднем с окраины Бостона до центра можно добраться за 3 доллара, за 2,6 доллара — со специальной проездной картой, которую можно пополнять в любом супермаркете. На электричке передвигаться в 2 раза быстрее — стоимость 1 поездки — 6 долларов. Фиксированная ставка такси, например от Нью-Йоркского аэропорта до центра, — чуть больше 50 долларов плюс обязательные чаевые водителю. Для всех малоимущих в США есть льготные карточки, пенсионеры ездят бесплатно по специальным социальным картам. Для пожилых к тому же существует 2 вида социального такси, на котором можно съездить к врачу. В больших городах, особенно в даунтаунах (центральная часть города. — А.А.), люди предпочитают общественный транспорт из соображений экономии — стоимость парковки авто на 1–2 часа доходит в центре до 10 долларов».
«Автобусы в Америке более комфортабельные, но часто, особенно на окраинах, ездить в них некомфортно, так как общественным транспортом в США пользуется самый малообеспеченный класс населения, почти бомжи по-нашему», — говорит Екатерина Череповец.
Земфира Алимбаева, 28-летняя выпускница омского ОГИС (5 лет работает в Китае дизайнером одежды), рассказала, что метро китайцы строят гораздо быстрее, чем омичи. «В Китае хорошо развито метро, стоимость поездки в нем зависит от расстояния, в среднем 1 поездка — 2–4 юаня (1 юань равен 8 руб. — А.А.), — рассказывает Земфира. — Во многих городах есть облегченное метро, которое движется по улицам города, их строят очень быстро, буквально меньше чем за год и проезд в нем дешевле, чем в обычном метрополитене. Весьма востребованы в Китае и автобусы — их много, ходят они часто, на них ездит множество людей, живущих в жилых комплексах за городом. Поездка на любое расстояние — 2 юаня. Есть специальная пополняемая проездная карточка (в месяц на проезд тратится в среднем около 50 юаней). Карточкой можно расплачиваться в метро, автобусе и такси. Бесплатно по специальным картам ездят школьники и пенсионеры. В Китае все очень цивилизованно: хорошие дороги, в каждом городе есть платные хайвеи, местные жители спокойно платят за проезд по таким дорогам, так как они избавляют их от пробок».
Анна Акелькина
Фото depositphotos.com