В начале июня депутаты Омского горсовета постановили ударить по пробкам на дороге созданием платных парковок в центре города к 1 октября. Департамент городского хозяйства считает, что все не так просто, как кажется депутатам, а омские предприниматели надеются, что на этот раз чиновники подойдут к решению вопроса серьезно. О платных парковках и о том, чем это грозит жителям Омска, узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Не успели омичи приспособиться к последствиям весенней оптимизации общественного транспорта и пережить строительство подземного перехода на «Голубом огоньке», как горсовет вновь готовит жителям города сюрпризы. На этот раз не повезет автомобилистам: до Омска наконец дошла столичная мода — бороться с пробками в центре платными парковками. По данным издания «Газета.ру», первые в России платные парковки появились в 2012 году в Москве, далее эстафету подхватили Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. Омские чиновники решили не отставать: 4 июня на заседании горсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования в очередной раз обсуждалась проблема затора на городских дорогах.
таких стоянок, предложенный департаментом транспорта. В «парковочном списке» 32 улицы, в том числе ул. Пушкина и ул. Думская (за зданием горсовета), ул. Краснофлотская (дом № 8), 3 парковки на пр. Карла Маркса (от Иртышского пароходства до магазина «Белая орхидея», в районе «Голубого огонька» и у РЦ «Атлантида»), по 2 стоянки на ул. Жукова и ул. Орджоникидзе. Кроме центра в списке присутствуют и окраины: стоянки по ул. 12-го Декабря около ост. «ОЛТУГА», ул. 3-й Транспортной, ул. Дмитриева и в Нефтяниках на пр. Мира. В пылу борьбы с заторами на дорогах горсовет постановил до 1 октября «подарить» городу 2–4 платные парковки. В первую очередь это парковки возле горсовета и мэрии. Для претворения в жизнь замыслов депутатов уже создана рабочая группа при департаменте городского хозяйства.
Председатель комитета горсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования Игорь Антропенко заявил, что введение платных парковок в Омске не только позволит разгрузить центральные магистрали, но и пополнит проблемный городской бюджет: «Я считаю, что в центре должно быть определенное количество платных парковок, чтобы создать соответствующие настроения у водителей:
«Да, здесь можно запарковаться, но придется заплатить в бюджет города». Часть водителей лишний раз подумают, вероятность, что они тут запаркуются, будет ниже, и это позволит разгрузить автомагистрали.
Это и дополнительный источник для пополнения городского бюджета, у которого масса проблем. Эти деньги будут перераспределяться для решения социальных задач, архитектурного развития города, в том числе, возможно, и на программы, связанные с развитием транспортной системы».
Правда, пока депутаты горсовета не определились, строить новые, более вместительные парковки или просто делать платными уже существующие омские стоянки, добавил депутат Антропенко. «Вопрос пока в стадии разработки, строить новые парковки или делать платными уже существующие, решат эксперты. Необходимо и новые парковки создавать, и обилечивать официально старые места, но приоритет за платными парковками в центре города. Исключение можно сделать у социально значимых учреждений, например, школ.
А перед торговыми центрами должны быть исключительно платные парковки», — считает депутат.
Признавая острую необходимость создания парковок в Омске, к идеям горсовета с осторожностью относятся как представители некоммерческих организаций, так и омские предприниматели. Президент «Омского союза предпринимателей» и генеральный директор торговой группы «Наш магазин» Дмитрий Шадрин считает, что сейчас самое время начать общественное обсуждение вопроса.
«Когда земли в большом городе не хватает, делают подземные или многоярусные надземные парковки. Взять в Омске уже имеющиеся площадки для парковки и тупо сделать их платными — самое плохое и совершенно не решит проблему пробок. Это ухудшит условия жизни в городе, и я как депутат Законодательного собрания буду протестовать. Нужно запускать обсуждение этого вопроса. Постепенно планировать и запускать такие проекты. Автомобилисты — это огромный слой населения, и так из города валят все бегом, станет еще хуже жить, еще больше будут валить, причем первыми уедут лучшие, уменьшив конкурентоспособность города.
Если говорить о тарифах на платные парковки в Омске, это примерно от 40 руб. в час и выше.
Самые дорогие парковки, например, в Лондоне, в Париже, там плата доходит до 2 евро в час. Стандартная цена в Америке — 45 руб., в центрах крупных городов, конечно, дороже», — анализирует Дмитрий Шадрин.
Руководитель федерального проекта «СтопХам» в Омске Илья Волков обеими руками «за» платные парковки и даже готов платить за парковку до 100 руб. в час, но идею сделать центр города полностью платным считает глупой. «Если реально будут построены новые парковки, я «за», но если уже существующие просто сделают платными — это бессмысленно. Люди будут парковаться, но платить не будут, мы же русский народ, что-нибудь придумаем. Насколько я знаю, в других городах, кроме Москвы, платные парковки не пользуются большим успехом. Можно, допустим, сделать какие-то карты для парковки по центру, чтобы не парковаться на 20 минут, а платить за час», — предлагает Волков.
Лидер борьбы с платными парковками в Москве, адвокат и вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский советует омичам побыстрее атаковать своих депутатов:
«Фундамент борьбы с такими явлениями — атака на депутатов. Если народ будет против таких парковок, а депутаты все же примут положительное решение, следующий вопрос: когда у вас будут перевыборы депутатов?
И с правовой точки зрения людям необходимо помнить: до тех пор, пока все эти платы за стоянку, а также штрафные санкции за неуплату на парковке, в Москве, например, это 3000 руб., не будут прописаны постановлением администрации города, никаких денег никому платить не надо».
Омичам, однако, не стоит тревожиться до следующего года, считают чиновники мэрии, входящие в рабочую группу создателей платных парковок. Заместитель директора департамента городского хозяйства Александр Афонькин считает, что депутаты явно погорячились со сроками введения платных парковок до 1 октября, так как все еще находится в стадии проработки: расположение, тарифы, на что строить, каких инвесторов привлекут. «Не все так легко, как кажется депутатам. Очень много разных мнений на этот счет», — говорит Александр Афонькин.
Анна Акелькина
Фото thinkstockphotos.com