Все новости
Все новости

Шапка-«петушок», дутая куртка и оверсайз: как одевались омичи в восьмидесятые

Снова рассматриваем наряды на ретроснимках

После летних Олимпийских игр 1980 года в моду вошел спортивный стиль. На снимке — 1983 год

Поделиться

Безумные начесы, яркий макияж, объемные плечи, Modern Talking и перестройка — всё это восьмидесятые. Мы снова перебираем старые советские фотографии, чтобы окунуться в моду прошлого. На этот раз машина времени умчит нас на 40 лет назад. Вместе с историком и аналитиком моды Еленой Полукошко мы прогуляемся по улицам этой эпохи и изучим наряды, ну или, как сейчас бы сказали, луки горожан и вспомним самые популярные тренды восьмидесятых. Предлагаем вам немного поностальгировать (или вздрогнуть), вспоминая моду того времени.

— Восьмидесятые — это откровенные и дерзкие силуэты. Это яркий макияж, огромные начесы, безумные неоновые оттенки. Мода того времени характеризуется буйством красок, контрастными, агрессивными сочетаниями, силуэтом «перевернутый треугольник». Символы эпохи — Майкл Джексон, леди Диана, Майкл Джордан. Фотографии, которые представлены в нашем обзоре, сложно назвать стопроцентным воплощением моды восьмидесятых. И это понятно: до СССР мода всегда доходила немного позже, чем до мировых столиц. Естественно, это было, прежде всего, обусловлено политической ситуацией: «железным занавесом» и скудностью информации о мировых трендах. Тем не менее и среди советских людей были отъявленные модники, которые следили за трендами, — говорит Елена Полукошко.

«Железная леди»

Примечательно, что выпускницы надели платья одинаковой длины

Примечательно, что выпускницы надели платья одинаковой длины

Поделиться

Начнем со снимка, который был сделан в 1980 году. На нем — выпускницы школы № 77 — нарядные юные девушки в платьях разных оттенков. Примечательно, что все они надели платье с воротниками под горло — о глубоких декольте или коктейльных платьях речи пока не идет. Наряды в ту пору девушки шили сами либо прибегали к помощи сотрудников ателье. Лишь единицам удавалось раздобыть платья импортного производства, чтобы стать настоящей королевой бала.

— На этой фотографии наиболее выразительно выглядит девушка в желтом ансамбле с юбкой. Восьмидесятые — это расцвет стиля power dressing (стиль, ставший популярным на Западе в связи с экономическим бумом и появлением всё большего количества женщин на руководящих постах. Ему характерен широкоплечий маскулинный силуэт. — Прим. ред.). Женщины только начинают занимать руководящие позиции, и в моду входит силуэт, имитирующий формы мужских жакетов. Яркой представительницей этого стиля в восьмидесятых была премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Она носила яркие наряды с широким плечевым поясом. Иногда это были цветочные принты, а зачастую — геометричные. И на этом снимке мы можем отметить отголоски этого стиля. В нарядах такого стиля обязательно присутствовали детали, имитирующие мужской костюм: подплечники, лацканы. Если это было платье, то с двубортным запа́хом, — отмечает историк и аналитик моды.

Как в кино

Открытая обувь, надетая на белые носки, — скорее всего, влияние кинохита режиссера Владимира Меньшова

Открытая обувь, надетая на белые носки, — скорее всего, влияние кинохита режиссера Владимира Меньшова

Поделиться

В 1980 году на широкие экраны вышел фильм «Москва слезам не верит». Несмотря на то, что события первой части картины относятся к концу пятидесятых годов, некоторые модницы взяли на заметку детали образа главных героинь фильма — например, стали надевать летнюю обувь на белые носки. Во второй серии фильма повзрослевшая героиня Веры Алентовой становится воплощением всё того же power dressing — она носит костюм-тройку из твида и строгое черное пальто. Именно такой образ женщины — успешной и независимой — выходит на первый план в восьмидесятых.

— На этом снимке мы видим женщину, которая надела босоножки на белые носочки. Это явление, скорее всего, пришло в моду из кино. Художник по костюмам Жанна Мелконян использовала этот прием на съемках фильма «Москва слезам не верит», чтобы обувь не натирала актрисам ноги. Дело в том, что на складах «Мосфильма» действительно были босоножки 50–60-х годов, но они слишком огрубели от времени. Актрисы вспоминают, что ходить в них было невозможно. Поэтому Мелконян решила эту проблему весьма эстетичным способом. А после того как картина получила «Оскар», зарубежные газеты с восхищением начали писать о том, что русские надели на актрис босоножки с белыми носками. Тренд с экрана кинематографа пошел в народ, — поясняет Елена Полукошко.

Куртка за две зарплаты

Несмотря на относительно теплую погоду этот парень не захотел расставаться со своей модной курткой

Несмотря на относительно теплую погоду этот парень не захотел расставаться со своей модной курткой

Поделиться

На черно-белом снимке позирует мужчина в культовой куртке-аляске, которая когда-то была пределом мечтаний советской молодежи. Стоила такая куртка недешево.


— Куртка-аляска была чрезвычайно популярна в СССР в восьмидесятые годы, хотя шить их начали еще в пятидесятых, а в семидесятые годы такие куртки носили американцы и англичане (правда, там их называли анорак или парка). Данные о том, кто придумал аляску, расходятся: по одной версии, это куртка американских летчиков, по другой — ее изобрели японцы. Фасон куртки подражает одежде северных народов. Ее использовали не только военные, но и северные рыбаки: предполагалось, что она предназначена для неблагоприятных погодных условий. Отсюда и пошло название. Изначально куртки-аляски были демисезонными. Их шили из грубой ткани. В Советском Союзе носили аляски марок Jako и Chori, пошитые в Японии. Приобрести настоящую американскую аляску фирмы Alpha и Avirex было крайне сложно. Стоимость аляски на барахолке могла доходить до 200 рублей — по тем временам это полторы-две средние зарплаты. Куртка мужчины, который позирует на фотографии, выглядит изрядно потрепанной. И, судя по растаявшему снегу, это его единственная куртка, — считает Елена Полукошко.

Шапка-«петушок»


Шапки-«петушки» напоминали по форме птичий гребень

Шапки-«петушки» напоминали по форме птичий гребень

Поделиться

Еще одним важным событием 1980 года стали летние Олимпийские игры, которые прошли в Москве. Олимпиада очень сильно повлияла на моду того времени: советские люди с удовольствием носили футболки, значки и сумки с олимпийской символикой, кеды и кроссовки, которые выпускал Московский экспериментальный комбинат спортивных изделий «Спорт». Наряду с летней спортивной одеждой в моду вошла и зимняя: молодые люди щеголяли в шапках, которые в народе прозвали «петушками». После зимних Олимпийских игр сначала в Сараево в 1984 году, а затем в Канаде в 1988 году этот тренд оценили во всём мире. На снимке, который сделан в 1986–1987 году, именно в таких шапках позируют студенты Политехнического института.

— Эта типичная для восьмидесятых шапка изначально использовалась спортсменами: биатлонистами и лыжниками. Их начали шить еще в восьмидесятых к крупным спортивным соревнованиям для участников советских сборных, а в следующем десятилетии «петушки» пошли в массы. Такая модель шапок характерна остроконечными краями, которые напоминают петушиный гребешок. Иногда такую шапку украшали кисточкой или помпоном. «Петушки» были очень популярны в СССР — культ спорта и подражание кумирам-спортсменам сыграли определяющую роль. После зимних Олимпийских игр в Канаде 1988 года «петушки» стали носить и в других странах, — рассказывает историк моды.

«Как Мадонна»


В конце восьмидесятых в моду вошла крупная бижутерия

В конце восьмидесятых в моду вошла крупная бижутерия

Поделиться

Фотография четырех омичек, которые сидят на лавочке на Театральной площади, была сделана в 1987 году. Через год на экраны выйдет фильм «Маленькая Вера» в котором героиня Натальи Негоды носит крупную бижутерию из пластмассы и сочетает ультракороткую юбку со спортивной футболкой. Именно так одевались юные девушки в перестроечную эпоху.

— Одна из этих девушек явно следит за модой — на ней массивные очки, свободная футболка, подхваченная поясом, очень крупные, привлекающие внимание бусы. Жаль, что фотография черно-белая, но я предполагаю, что эта девушка была одета ярче всех остальных, по моде этого времени. Другие девушки одеты менее актуально. Подозреваю, что именно эта барышня в бусах была той самой подругой, у которой все остальные девушки подсматривали последние тренды: этаким инфлюэнсером, как сейчас принято говорить. Рядом с ней мы видим девушку в пиджаке мужского кроя, так что не думайте, что оверсайз пришел к нам совсем недавно — 40 лет назад его тоже носили. Еще одна девушка на том снимке — та, что сидит справа на скамейке, — сделала модный высокий хвост. Высокие прически на пике популярности. Как раз в это время на поп-арену выходит Мадонна. Вспомните ее огромный начес с кудрями в фильме «Отчаянно ищу Сьюзен» 1985 года. Эта тенденция нашла отражение и в советском стиле, — поясняет Елена Полукошко.

Та самая дутая куртка

Дутые куртки в основном шились в Финляндии

Дутые куртки в основном шились в Финляндии

Поделиться

Еще один тренд второй половины десятилетия — так называемые дутики. В моду вошли словно накачанные воздухом стеганые сапоги и куртки, которые шились из капрона. Забегая вперед, скажем, что эта мода вернется еще не раз.

— А здесь можно увидеть смешение стилей. Девушка в шляпке одета в пальто стиля power dressing. Выглядит она достаточно претенциозно, с намеком на некую европейскость, однако я бы обратила внимание на девушку слева, которая словно проходит мимо. На ней дутая куртка, отсылающая к стилю диско. Ее короткая стрижка тоже очень актуальна для того времени — это популярный в восьмидесятых дерзкий образ «девчонки из соседнего двора». Жаль, что мы не видим нижней части ее наряда: вполне возможно, на ней супермодные джинсы-варенки. Тогда многие варили их самостоятельно в кипящей кастрюле с хлоркой, — отмечает Елена Полукошко.

Пиджак, как с мужского плеча

К концу восьмидесятых одежда становилась всё более яркой

К концу восьмидесятых одежда становилась всё более яркой

Поделиться

На цветной фотографии, которая была сделана на улице Ленина в 1989 году, сложно не заметить модницу в пиджаке «канареечного» цвета.

— На этом снимке, разумеется, выделяется девушка в объемном желтом пиджаке с контрастными черными лацканами. Я хочу подчеркнуть, что это пиджак с силуэтом мужского кроя, а не приталенная версия женского жакета. Это очень популярная для восьмидесятых версия. Рядом с ней идет мужчина в свитере, очень похожем на легендарный свитер «Бойз», но я могу ошибаться, поскольку они, скорее всего, появились уже в девяностых и заполнили все барахолки. Очевидно, что это конец восьмидесятых — переходный рубеж между двумя десятилетиями. Впереди — лихие девяностые.

  • ЛАЙК9
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter