Стиль и красота обзор Брюки-клеш, мини-юбки и батники: рассматриваем, как одевались омичи в семидесятые годы

Брюки-клеш, мини-юбки и батники: рассматриваем, как одевались омичи в семидесятые годы

Вспоминаем тренды прошлого вместе с историком моды

Клеши и английский воротник — приметы моды того времени

Семидесятые годы вошли в историю как период застоя, но многие сторонники неофициального общественного движения «раньше было лучше» с упоением ностальгируют по этим временам. И ведь им действительно есть о чем вспомнить: молодые люди активно строили БАМ, носили мини и брюки-клеш, плясали на танцплощадках под вокально-инструментальные ансамбли. Вместе с доцентом института дизайна ОмГТУ, историком моды Юлией Герасимовой NGS55.RU вспоминает это яркое десятилетие — время, когда женщины в брюках уже ни у кого не вызывали вопросов, а мужчины не стеснялись носить пижонские приталенные рубашки.

Это было время прорыва — если в прошлом десятилетии следовать модным тенденциям могли лишь единицы, то в семидесятые им стремятся соответствовать и женщины, и мужчины. Впрочем, границы между мужской и женской модой почти стерты — ультрамодные брюки-клеш, водолазки и батники были желанными гостями в гардеробах и тех, и других.

— Мода семидесятых в Советском Союзе, пожалуй, была самой революционной по сравнению с модой других десятилетий. В изданиях для женщин, например таких, как «Работница», «Крестьянка» и белорусская «Селянка», помимо статей о здоровье и хозяйстве, появились вкладыши с выкройками и рекомендациями по тканям. Более того, мода стран социализма перестала быть недостижимой картинкой из журнала — теперь ее можно лицезреть и на прилавках магазинов. У людей появились новые эстетические ориентиры. В семидесятые все женщины стараются следовать моде и у них наконец действительно есть такая возможность. Женщины следят не только за своим собственным внешним видом — в кулуарах горячо обсуждаются наряды других. Порой дискуссии переходят в полемику: идет ли человеку этот наряд, хорошо ли он на нем сидит? — поясняет Юлия Герасимова.

Педагоги прикрывают колени


Эти женщины не стали надевать экстремальное мини, хотя не исключено, что кому-то из них очень хотелось это сделать

На первой фотографии, сделанной в начале семидесятых годов, — коллектив Омского областного культурно-просветительского училища. Юлию Герасимову не удивляет парик на голове одной из преподавательниц: тогда это было модно.

— На этом снимке, по-видимому, позируют преподаватели училища. Фотография сделана в начале семидесятых. Здесь очень отчетливо прослеживаются важные темы того времени — например, ретростиль — в этот период многие тенденции цитировали моду сороковых и даже тридцатых годов. Кроме того, здесь есть признаки романтической темы: это платья в цветочек, рюши, банты и этнические рисунки, которые пришли из стиля хиппи. На дамах более старшего возраста — очень модные костюмы из кримплена. А еще слегка приталенные трикотажные костюмы из джерси с маленькими плечами и трапециевидной юбкой. На голове одной из дам — парик, что также характерно для этого десятилетия. В семидесятые парики воспринимались как аксессуар и нередко у женщин их было несколько. И никто не пытался выдать парик за свои волосы — женщины надевали их, чтобы поиграть с образом. Модная длина семидесятых здесь представлена достаточно ограниченно — у женщин прикрыты колени. Семидесятые годы предполагали довольно большое количество разных длин — мини, миди, макси, а вот такая длина до колена не была актуальной. Но не стоит забывать о том, что перед нами преподаватели — должность вынуждает их быть более строгими, — объясняет Юлия Герасимова.

Незнакомка в полосатом костюме

Эта красотка явно не была равнодушна к моде

Эта фотография также датируется началом семидесятых: она была сделана приблизительно в 1970–1972 году. Молодая женщина позирует на площадке аэровокзала (его, кстати, ввели в эксплуатацию в 1970 году) в роскошном для того времени костюме.

— Эта весьма элегантная молодая женщина, по-видимому, готовится к перелету. Ее костюм представляет собой целый ансамбль — рисунок на ткани, туфли и сумочку она подбирала с особой щепетильностью. Длина юбки для взрослой девушки довольно смелая, хотя мини семидесятых могли быть еще острее. А такие туфли были скорее актуальны для пятидесятых, но я уже говорила о том, что в семидесятые очень многие позволяли себе играть с прошлым и такие вещи не казались устаревшими. Стоит обратить внимание на прическу девушки: это сложная «бабетта», которая уже вышла из моды в то время и ей на смену пришли более свободные и легкие прически, — комментирует Юлия Герасимова.

Девушка в белых сапожках

Эта молодая омичка решила надеть все лучшие вещи, которые были в ее гардеробе

На этом черно-белом снимке — 1971 год. В кадр не попала площадь Ленина — там в конце года будет сдан в эксплуатацию первый в городе подземный переход. Гардероб девушки, позирующей у причала на Оми, показался историку моды слишком эклектичным.

— Все предметы гардероба на этой девушке очень модные, каждый из них по-своему интересен, но все вместе они составляют очень странную композицию. Эти плоские сапожки из винила — скорее всего родом из шестидесятых годов, но мода в Советском Союзе зачастую значительно отставала от мировой. Можно предположить, что сама девушка этими сапожками очень гордится, даже несмотря на то что их сложно назвать функциональными: у сапог очень тоненькая подошва, а погода, судя по всему, уже довольно холодная. Эти сапоги девушка решила поддержать белым беретом, который, скорее всего, вязала сама. Этот головой убор не слишком хорошо сочетается с такими сапогами, как и аксессуары — украшение на шее девушки и фактурная сумочка, которая выглядит здесь несколько чужеродно. Пальто также скорее актуально для прошлого десятилетия — очень минималистичное и простое, с чистой линией плеча. Очевидно, что эта красавица надела на себя все вещи, которые считает лучшими в своем гардеробе и ей не очень важно, насколько хорошо они сочетаются между собой, — считает Юлия Герасимова.

Модница в белом пальто

Белое пальто в семидесятые было безобидным, даже если вы выделялись в нем на фоне других

Приталенный силуэт в семидесятые нравился и женщинам, и мужчинам. Приталенными могли быть рубашки и платья, плащи и пальто. Девушка, которая сентябрьским вечером греется у костра, в котором тлеют опавшие листья, предпочла именно такой силуэт.

— Пальто выглядит очень стильно и актуально для того времени. У него довольно короткая для верхнего изделия длина, которая красноречиво говорит нам о временном переходе из шестидесятых в семидесятые. Обязательная деталь — пояс на талии, потому что мода семидесятых, как и мода тридцатых, очень любит приталенность. Пальто выглядит изумительно — это маленькое изящное плечо, красивый английский воротник, чистые и четкие формы делают его безупречно стильным. Аксессуары в то время зачатую шили сами: берет и шарф, которые мы видим на этой девушке, — не исключение. Стилистически они не совсем подходят к пальто, но в целом у нее получился светлый, легкий и нежный образ, — отмечает историк моды.

Невеста в капроновой фате

Такая фата — тоже характерный атрибут времени

В предыдущем обзоре мы уже изучали свадебные фотографии шестидесятых годов, а теперь посмотрим на молодоженов семидесятых. Локация — всё та же, но платье на невесте из прошлого десятилетия было гораздо короче, чем на девушке, которая фотографировалась на фоне Дома бракосочетания на Ленинградской площади в 1972 году.

— Разглядывая эту фотографию, мы можем наблюдать за тем, как люди семидесятых понимают тему нарядной одежды. В общем-то, кроме невесты и жениха, нарядно никто и не выглядит. Да, женщины сходили в парикмахерскую и сделали сложные укладки, но наряды гостей скорее выглядят деловыми, нежели праздничными. Это чисто скроенная, полуприлегающая одежда из современных тканей, возможно, из кримплена. Очевидно, что люди надели на себя лучшее, что у них было. Молодые люди демонстрируют традиционную элегантность: они в пиджаках и белых рубашках. Невеста одета очень скромно, ее платье выглядит минималистским, и это тоже характерно для того времени: излишнюю пышность молодые люди тогда не любили. И снова вернемся к теме тканей. И гости, и невеста в синтетических платьях и ткань из которой пошита их одежда имеет немного футуристический вид. На невесте — капроновая фата — хит свадеб семидесятых годов, очень простая и недорогая. Здесь ни у кого нет актуальной обуви на платформе, все туфли как будто из предыдущих десятилетий. Платформы появятся немного позже, но станут актуальны для людей любого пола и возраста, — поясняет Юлия Герасимова.

Шотландская клетка

Одна из немногих цветных фотографий того периода, которую нам удалось найти

На этом снимке — 1973 год. Омичка стоит в очереди за газировкой возле здания автодорожного института.

— Центральная персона на этой фотографии — женщина в плаще-пыльнике очень модного полуприлегающего силуэта из шотландской ткани. Низ этого пыльника — актуальная трапеция. У девушки очень модная стрижка — в Советском Союзе ее называли «гаврош». Волосы спереди остригали достаточно коротко, а сзади оставляли длинные пряди. Существовало множество модификаций это прически с разными названиями, например «ромашка», но именно такой вариант был характерен для того времени. Девушка держит в руках портфель, совсем не женский — возможно, она студентка. Но это еще и говорит о том, что в советскую моду семидесятых активно входит унисекс, и многие вещи теряют гендерную принадлежность. Женщинам теперь можно носить то, что ранее им носить не полагалось. То же самое и с мужчинами.

Модные подростки

Фонтан в Сквере Дзержинского — одно из излюбленных омичами мест и тогда, и сейчас

Три юных девушки и парень сфотографировались на фоне фонтана в Сквере Дзержинского в 1973 году. Скорее всего, это старшеклассники, которые готовятся к поступлению. Как и все молодые люди, они старались следить за модой.

— Подростки на этой фотографии выглядят модно. Их образы очень понятны и просты и в то же время элегантны. На девушках — трапециевидные юбки. Это, конечно, не супермини, но всё-таки мини: колени открыты. Понятно, что школа не приветствовала более короткую длину, да и мамы ей тоже не радовались: ведь если перед началом учебного года сделать юбку слишком короткой, то за год девочка вырастет, и тогда придется покупать новую. А такая длина позволяет девочкам-подросткам расти, при этом юбка остается актуальной. Обратите внимание на модный, современный пояс на талии девушки. Очень интересна рубашка молодого человека: она имеет блестящую, немного гламурную фактуру. В этом тоже ничего удивительного нет, потому что мода семидесятых много экспериментировала с мужским костюмом, в том числе и с материалами, из которых она шилась, — считает Юлия Герасимова.

Одноклассники

Все юноши принялись отращивать волосы

Эта фотография была сделана в 1973 году. На снимке — одноклассники, которые решили провести вместе весенний день. Кстати, за ними стоят автоматы с газированной водой — важный атрибут советского времени.

— Здесь мы видим все самые актуальные тенденции семидесятых, но в советском исполнении. Первое, на что я хочу обратить внимание, это брюки-клеш. Мы видим его в костюмах и юношей, и девушек. Второе, что очень характерно для семидесятых, — это ассортимент одежды. Брюки, джемперы, рубашки отныне стали принадлежностью и мужского, и женского костюма. Это не является серьезной революцией — к этому постепенно привыкают. Обувь у этих молодых людей не слишком актуальная: толстые подошвы уже вошли в моду. Очень интересен образ молодого человека справа, который стоит в профиль — на нем и брюки-клеш и рубашка с этническим рисунком. На девушке, которая стоит в центре фотографии, — индийский или иранский джемпер. Все эти прекрасные люди хотя бы немного прикасаются к моде через импорт. У кого-то из них —импортный плащ, у кого-то — жакет. В омских магазинах это всё уже есть, правда иногда приходится постоять в очереди, чтобы приобрести нужную вещь. Но тут нет ничего такого, что нужно было бы покупать у спекулянтов. Еще одна важная деталь — прически. Молодые люди пока не могут позволить себе отпустить волосы, потому что в школе это не приветствуется, тем не менее их волосы гораздо длиннее, чем было принято ранее. Короткими эти стрижки не назовешь. Скорее всего мальчики экспериментируют и смотрят, что из этого выйдет: можно ли будет отращивать волосы дальше, или их заставят их подстричь, — комментирует Юлия Герасимова.

Модник на фоне школы

Главный школьный модник предпочел сумке пакет

В 1973 году фотограф Юрий Микшта запечатлел юного модника, разгуливающего возле школы № 109 в городке Нефтяников. Юноше удалось одновременно надеть на себя все вещи, которые были на пике моды в то время.

— Этот прекрасный молодой человек — воплощение моды семидесятых годов и не только в масштабах Омска. Посмотрите, как смело, даже не догадываясь об этом, он нарушает гендерные стереотипы. Брюки-клеш от бедра, удлиненный пиджак, пальто полуприлегающего силуэта, туфли на платформе, длинные волосы, развевающийся шарф и даже пакет, который он использует вместо сумки — если надеть вещи из этого ансамбля на женщину, она будет выглядеть не менее актуально. Семидесятые, пожалуй, — самое активное десятилетие с точки зрения трансформации гендерных стереотипов. Даже гораздо более активное, чем сегодняшнее. Конечно, платьев для мужчин тогда никто не предлагал, но мужчины и женщины носили одежду одного и того же силуэта и могли шить ее из одних и тех же тканей, — отмечает Юлия Герасимова.

Клеши — наше всё

Омичи позируют на берегу Иртыша

Сияющие лица молодых омичей, которые позируют на снимке, датированном 1974 годом, наверняка вызовут улыбку у многих наших читателей. Как минимум трое из этих молодых людей к середине семидесятых успели обзавестись модными брюками.

— Здесь мы видим большую группу молодых людей, но я бы хотела сосредоточиться на нескольких из них — тех, кто явно интересуется модой. Во-первых, сложно не заметить ультрамодные брюки-клеш на молодых людях и на девушке. Во-вторых, люди с удовольствием шьют модные вещи по выкройкам из журналов, и получается у них это весьма неплохо — на девушках, которые стоят в центре снимка, — очень актуальные трикотажные жилетки, которые они, скорее всего, вязали сами. Подобные небольшие детали были чрезвычайно популярны в то время и позволяли модницам легко трансформировать свой комплект. Очень интересны однобортные плащи-пальто, которые мы видим почти на всех женщинах. Такой силуэт очень актуален для семидесятых: маленькое плечо, полуприлегающий мягкий верх, чистый и острый английский воротник, расклешенная к низу нижняя часть верхней одежды. Такой силуэт делает всех женщин стройнее и добавляет им роста. Если присмотреться к длине платья, то мы заметим, что советские женщины очень мягко балансировали на грани не слишком вызывающего мини. Короткая длина была очень популярна в то время, и женщины, даже не очень молодые, охотно примеряли ее на себя, — говорит историк моды.

Гостьи на сельской свадьбе

Эти девушки выглядят весьма модно, хотя в их арсенале нет брюк-клеш

На снимке, который был сделан в 1974 году, позируют гостьи, приглашенные на сельскую свадьбу. На праздник девушки надели цветастые платья, а женщина, которая явно старше их, принарядилась в солидную двойку, состоящую из юбки и жакета.

— Мне очень нравится эта фотография, потому что все три девушки на этом снимке являются воплощением моды семидесятых. Здесь присутствуют и ретротренды, и этностиль. Девушка слева нарядилась в платье из ткани с психоделическим принтом, в котором соединяются цветы и абстрактный орнамент. Скорее всего, платье шилось специально на нее. Красивое жабо (кстати, это привет из тридцатых) придает платью очень романтический вид. Стоящая рядом с ней девушка выглядит еще более удивительно: на ней платье в китайском стиле с маленьким плечом, косой застежкой и орнаментом с цветами шиповника. Стоит обратить внимание на их прически. Очевидно, что девушки старались сделать красивые укладки, но не прибегали к помощи парикмахера. В итоге прически получились довольно простыми, к тому же их растрепал ветер, — считает Юлия Герасимова.

Скорее всего, на этом мужчине — заграничный плащ

Мальчик и мужчина, позирующие на фоне памятника венграм-интернационалистам, возможно, приходятся друг другу близкими родственниками, но выглядят совершенно по-разному. Мужчина явно неравнодушен к своему внешнему виду, а мальчика родители одевают просто и функционально. Фотография сделана в 1975 году.

— Очень интересное столкновение мужского взрослого и мужского детского костюма. Взрослый мужчина выглядит очень элегантно: на нем подпоясанное пальто (скорее всего, импортное) из плащевой ткани с английским воротником отточенного силуэта, хорошая рубашка и красивый галстук. Он носит прическу с удлиненными бакенбардами — тоже весьма модную в семидесятые. Кстати, в конце семидесятых благодаря вокально-инструментальным ансамблям «Песняры» и «Верасы» войдут в моду еще и усы. Ребенок на фоне этого мужчины выглядит контрастно: на нем советская курточка из болоньи, вязаная шапочка и мешковатые штанишки. Очевидно, что родители не считают нужным вкладываться в одежду мальчика, потому что он растет, — поясняет историк моды.

Поэт, романтик, странник

Именно такой образ мужчины был воплощением семидесятых

Мужская мода того времени интересна еще и тем, что так называемая сильная половина человечества больше не боится показывать свою уязвимость. Прошлое десятилетие называли «романтическим», и оно наложило отпечаток на людей, которые формировали свои взгляды на мир.

— Мужской образ семидесятых — это поэт, романтик, странник. Это не брутальный воин, а чувствительный, уязвимый, но открытый всему новому мужчина. И эта фотография мужчины, который стоит на ветру, отлично отражает этот тренд. Его волосы развеваются, у него модные усы, актуальная ветровка из плащевки, а рубашка настолько узкая, что хочется расстегнуть еще пару верхних пуговиц. Образ дополняет фотоаппарат на шее и, конечно, очень модные брюки-клеш. Возможно, это даже джинсы, но здесь я могу ошибаться. Обувь тоже модная — на маленькой платформе. Этот богемный образ творца — воплощение времени, — считает Юлия Герасимова.

Детский комбинезон

Эта малышка явно «на стиле»

Так существовала ли в Советском Союзе семидесятых годов детская мода? На этот вопрос нам поможет ответить фотография, сделанная во время первомайской демонстрации в 1976 году. Маленькая девочка в светлом комбинезоне с расклешенными брюками — несомненно, модница. Такому наряду могли позавидовать и взрослые.

— На первомайскую демонстрацию нарядились и мамы, и дети. Ребенок на этом снимке одет настолько красиво и актуально, что тема утилитарного отошла на второй план, я думаю, что в светлые вещи детей наряжали крайне редко. Видимо, предполагается, что в этом красивом трикотажном комбинезоне ребенок будет идти, держась за мамину руку. На ребенке также рубашка с белым воротничком. Мама тоже выглядит очень актуально: на ней клетчатое пальто-трапеция. Клетка — это одна из главных тем семидесятых. На втором плане мы видим женщин. Стоит обратить внимание на их юбки. Это уже не юбки до колен, а совершенно отчетливое мини, — говорит историк моды.

Группа советских трудящихся

Фотоснимок под названием «Группа советских трудящихся» был сделан 46 лет назад. На нем — омичи разных возрастов в демисезонной одежде.

— Здесь можно увидеть несколько трендов семидесятых годов. У дамы в центре на ногах — сапоги-чулки. Туфли у таких сапог были лаковыми, а голенище — из полихлорвинила. У таких сапог, как правило, была большая или маленькая платформа, они плотно сидели на ноге. Еще на женщинах трапециевидные пальто в клетку в стиле тридцатых годов. На девушке, которая идет впереди, — классическое для советских семидесятых пальто с английским воротником и отрезной юбкой, которая скроена по косой линии. Скорее всего это пальто привезено из Польши или из ГДР. Мужчины на этом снимке тоже на острие моды: на одном из них явно импортная куртка на молнии, молодой человек, который стоит справа, — в актуальной ветровке с геометрическими вставками. Головные уборы тоже заслуживают внимания: встречаются шапочки с отворотами, которые были невероятно актуальны, береты не теряют актуальности, как и платки, — отмечает Юлия Герасимова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства