Во вторник, 13 апреля, ответственным за взаимодействие РПЦ с Вооруженными силами и правоохранителями назначили 53-летнего епископа Тарского и Тюкалинского Савватия. Такое решение стало неожиданным даже для самого священнослужителя. Журналист и владелец паблика «Тара 360» Андрей Курников написал для NGS55.RU колонку, в которой рассказал, что епископу Савватию и раньше удавалось удивлять свою паству.
— В последние годы есть ощущение, что на уровне федеральных медиа у Русской православной церкви сокращается количество ярких, харизматичных представителей, несущих свое мнение в массы. Чаплин, Кураев, Легойда, Тихон Шевкунов… и, пожалуй, всё. Видимо, это понимают и руководство РПЦ, и сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, построивший свою карьеру на сотрудничестве со СМИ, — столица периодически выдергивает из провинции ярких пастырей, которые получают посты в Священном Синоде. На днях епископ Тарский и Тюкалинский Савватий неожиданно для многих, и в том числе для себя, получил новое назначение — он стал Председателем Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. По сути, Савватий теперь будет связующим звеном между православной церковью и силовиками страны. Чем же владыка привлек внимание Синода и лично Патриарха Кирилла — попробуем разобраться.
Тарскую епархию 53-летний Савватий — в миру Сергей Загребельный — возглавлял девять лет. Именно тогда, в 2012 году, огромная Омско-Тарская епархия была поделена на несколько епархий поменьше, каждая из которых получила своего собственного епископа. Церковные власти объясняли реформирование тем, что в небольших приделах связь паствы и священнослужителей будет ближе и прочнее.
Савватию, на тот момент являющемуся настоятелем монастыря в Большекулачье, достался один из самых сложных приделов. До него в Таре настоятелем Спасского собора 20 лет был отец Роман Коздринь, отъезд которого из города болезненно встретила часть паствы и горожан. Савватию нужно было стать для этих людей своим и одновременно фактически с нуля создать епархию — собрать штат и «настроить» функционал, касающийся административно-хозяйственной деятельности.
То, что это будет нетипичный для провинциальной Тары пастырь, стало понятно уже вскоре после его назначения епископом. Савватий — бывший военный, при пострижении в монахи взявший церковное имя в честь основателя Соловецкого монастыря, — предложил организовать курсы для продавцов церковных лавок и других работников храмов, на которых они бы обучались вежливости и церковным традициям. Это в первый, но далеко не в последний раз привлекло внимание к священнослужителю далеко за пределами города.
Дальше — больше. Епархия получила под свои нужды несколько бывших купеческих особняков-памятников, которые оказались не нужны ни бизнесу, ни власти. А сам Савватий поселился в стареньком бревенчатом здании ликвидированного социального дома. Там, в небольшой, довольно аскетичной комнатке с видом на Спасский храм, владыка и жил все эти годы, несмотря на то, что в Таре в свое время было построено небольшое, но добротное здание под резиденцию митрополита Феодосия — те помещения новый епископ отдал под нужды соседней школы.
Если в первой половине 2010-х годов Савватий с командой в основном решал текущие проблемы — восстановление храмов, создание пункта гуманитарной помощи и прием украинских беженцев, то вторая половина прошлого десятилетия стала для епархии временем точечной, фактически проектной работы. Бывали, конечно, и неоднозначные истории вроде визита представителей епархии на фестиваль саморазвития с раздачей брошюр о вреде йоги и медитации. Сюда же можно отнести и скандальный капремонт Спасского собора — епархия и церковь могли бы проявить более твердую позицию в отношении реконструкции на сотни миллионов рублей, после которой старейшее здание Омской области получило купол-новодел, новую «шубу» и лестницу-пристройку на второй этаж, существование которой не доказано ни одним историческим документом.
Тем не менее хорошего было значительно больше. Международные молодежные сборы «Рождество в Сибири», Сильвестровские педагогические чтения в связке с ОмГПУ, завершение строительства долгостроя духовно-просветительского центра и организация там кружков для детей, сотрудничество с центрами военной реконструкции, создание команды по мотокроссу на базе центра «Застава Ермака», появление экотропы «Екатерининский бор»…
Владыку Савватия можно без преувеличения назвать идейным вдохновителем появления экотропы в спасенном от «черных лесорубов» Екатерининском бору. Частенько он сам водил по бору экскурсии и мечтал о том, что тропа станет первым этапом реализации идеи по созданию в этих местах экологического парка. Теперь экскурсии там будет водить кто-то иной, а Савватия ждут многочисленные встречи и переговоры с силовиками вдали от заповедных мест и нехоженых тропинок. И обсуждать там будут явно не то, как довезти в распутицу продукты до скита или на что восстановить колокольню в одном из старейших деревянных храмов Сибири в селе Екатерининском. Савватий в этой кутерьме простых, ежедневных житейских забот чувствовал себя как рыба в воде. Станет ли для бывшего военного легкой задачей общение с силовиками — покажет только время.