В редакцию NGS55.RU с жалобой обратились жители микрорайона Ясная Поляна, что находится неподалеку от Омска. Люди рассказали о проблемах, связанных с печально известными недостроями бывшего депутата Заксобрания Хабулды Шушубаева. Жильцы микрорайона пояснили, что заброшенные стройки не огорожены забором и не охраняются, поэтому туда приходят играть школьники. За последние годы на заброшках случилось два инцидента, в которых дети получали травмы. Один из них закончился гибелью мальчика. Корреспонденты NGS55.RU съездили в Ясную Поляну, побывали в недостроенных зданиях и поговорили с местными жителями.
Как появились недострои
В 2006 году в Ясной Поляне Троицкого сельского поселения началось строительство нового жилищного комплекса. К возведению домов приступила компания «РоКАС». Ее учредила корпорация «АГРО-ТРАСТ», которую возглавлял бывший депутат Заксобрания Хабулда Шушубаев. Этот проект широко рекламировался. Помимо качественного жилья омичам обещали и развитую инфраструктуру. Разумеется, среди горожан нашлось немало тех, кто стал дольщиком, вложившись в строительство домов.
Масштабная стройка стала тормозить уже в следующем году. Возвести дома вовремя «РоКАС» не мог. Хабулда Шушубаев объяснял возникшую проблему нехваткой денег. С тех пор дольщики, желая всё же получить свои квартиры, начали выходить на митинги и пикеты. Они устраивали забастовки, объявляли голодовку, а кто-то даже приковывал себя наручниками к крыльцу приемной президента в Омcке.
В 2009 году «РоКАС» начали банкротить. Затем стартовала процедура финансового оздоровления компании, которая вместо предполагаемых двух лет затянулась на семь. В 2015 году омские следователи предъявили Шушубаеву обвинение в незаконном получении крупного кредита, мошенничестве и растрате 100 миллионов. По данным СУ СКР по Омской области, это общая сумма, вложенная дольщиками в строительство нового жилищного комплекса.
Тратил их Шушубаев по своему усмотрению: покупал автомобили, арендовал рекламные конструкции и так далее. От действий бывшего депутата Заксобрания пострадали 314 дольщиков. В 2018 году Шушубаева осудили за растрату, назначив 4,5 года в колонии общего режима (на свободу он вышел по УДО в 2020 году). Компанию «РоКАС» в 2017 году официально признали банкротом. В отношении организации открыли конкурсное производство (проще говоря, ее имущество начали распродавать).
Со временем строительство некоторых домов всё же довели до конца, однако часть недостроев так и осталась нетронутой. Недавно вложившимся дольщикам начали возвращать деньги. Так, в 2021 году Наблюдательный совет Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства принял решение выплатить компенсацию людям, которые отдали деньги за недостроенный пятиэтажный дом № 9.
Строительство этого дома начинал «РоКАС», однако в 2017 году права на него были переданы ЖСК «Яснополянский» — кооперативу, образованному обманутыми дольщиками. Предполагалось, что ЖСК достроит дом своими силами, однако сделано это не было из-за нехватки денег. В итоге кооператив решил законсервировать дом, а позже был оштрафован Арбитражным судом Омской области за то, что доступ в недостроенное здание был закрыт не полностью. То есть люди при желании могли легко оказаться на заброшенной стройке.
Опасное место
Вместе с фотографом Еленой Латыповой мы отправились в Ясную Поляну, чтобы побывать в недостроях и поговорить с местными жителями о проблемах, которые они им доставляют. На месте мы решили пойти к дому № 9, дольщикам которого начали выплачивать деньги. Когда-то его территория была огорожена забором из профнастила. Сейчас он местами разрушен, поэтому препятствием для нас не стал — в недостроенный дом мы зашли без труда.
Как выяснилось, в эту кирпичную пятиэтажку, как и в другие недострои поблизости, каждый день приходят дети. Они играют здесь в прятки или догонялки, а еще, как скалолазы, карабкаются по недостроенным стенам. Оказавшись внутри, мы увидели разбросанные кирпичи и торчащие отовсюду железные прутья. Некоторые кирпичи свисают со стен, и кажется, что они сейчас упадут. На каждом этаже зияют огромные щели, куда, оступившись, можно запросто провалиться и улететь вниз. В пятиэтажке также открыт доступ на балконы.
На пути в это здание мы встретили местную жительницу Веру. Она рассказала, что с недостроев падали дети. Один такой инцидент случился около четырех лет назад, тогда с большой высоты сорвалась девочка. Аналогичная история произошла с мальчиком пару месяцев назад — в середине лета. Недавно он скончался в больнице. Местные жители собирали деньги на похороны ребенка, чтобы помочь его родителям.
— Года четыре назад падала девочка из окон. Хорошо, что асфальта не было, земля была мягкой. Насколько я знаю, у нее были переломы. А вот одноклассник дочки... 14 сентября будут похороны (корреспонденты NGS55.RU были в Ясной Поляне 13 сентября. — Прим. ред.). Где-то месяц или два назад он упал с другого дома. Видимо, на бетон. [Некоторое время он] находился в коме, — рассказала Вера.
В СУ СКР по Омской области нам сообщили о проверке по факту падения в Ясной Поляне мальчика 2009 года рождения, который умер спустя полтора месяца, однако выяснить, тот ли это ребенок, не удалось. Переданные в редакцию NGS55.RU имя и фамилия мальчика отличались от данных, которые есть в распоряжении регионального следкома.
Другая жительница Ясной Поляны, Оксана, тоже видит детей на заброшенных стройках едва ли не каждый день. Она вспомнила о недавнем случае, когда девочка едва не получила травмы.
— С окон смотришь: дети то в догонялки играют, то шариком кидаются, то еще что-нибудь делают. Конечно, случайно кто-то может упасть. Я видела, как девочка одна лазила. У нее курточка слетела от ветра, и ее уже саму ветер колыхал. Она прыгнула внутрь [здания], что пятки сверкнули. Не знаю, куда уж там приземлилась. Там, конечно, небезопасно. И арматура торчит, и всё остальное, — говорит девушка.
Рядом с кирпичной пятиэтажкой есть еще четыре недостроя, которые принадлежат компании «РоКАС», а также территория под дом, залитая бетоном, но давно поросшая травой. С одного из этих сооружений, по словам местных жителей, и упал мальчик, который недавно умер в больнице. Еще в 2019 году Арбитражный суд Омской области обязал «РоКАС» законсервировать четыре недостроенных дома. Тогда омские СМИ публиковали ответ Александра Трофимова, конкурсного управляющего по банкротству этой компании. Он говорил, что у «РоКАСа» нет на это денег.
Местные жители рассказали, что, помимо детей, играющих на заброшенных стройках, сюда приходят бомжи, наркоманы и алкоголики. Мы посетили все недострои и в каждом увидели кучу бутылок и другого мусора, а также потухшие костры, лежанки и даже пару шалашей из досок. Люди говорят, что вечерние и ночные сборища в недостроях нарушают их покой.
— Если раньше стеснялись, то сейчас туда напрямую ходят. Когда здесь как-то было огорожено, никто не ходил. Гонять их [сейчас] некому. И вечером здесь темно, освещения нет. В лучшем случае хотелось бы, чтобы всё это разобрали. Или хотя бы чтобы это всё было огорожено и как-то охранялось. Раньше здесь был охранник, на его будке освещение было. Потом эту будку спалили. Хотелось бы контроля, — сказала Вера.
Денег на безопасность нет
Заместитель главы администрации Троицкого сельского поселения Мария Колесник рассказала нам, что участки, на которых стоят недострои, находятся в частной собственности. Несмотря на письменные просьбы администрации обезопасить территорию, они выполнены не были.
— Со своей стороны администрация с директором школы регулярно проводят патрулирование потенциально опасных объектов в Троицком сельском поселении, в том числе и данных недостроев. Также мы писали письма собственникам земельных участков и объектов незавершенного строительства о том, чтобы они сделали ограждения. Письменных ответов в нашу сторону не поступало, — сказала Мария Колесник.
В начале августа депутат Троицкого сельского поселения Антон Николаев отправил запрос в прокуратуру Омской области. В нём он просил привлечь к уголовной ответственности виновных в несчастных случаях с детьми. Под документом подписались 22 местных жителя.
— По моей информации, банкротство «РоКАСа» длится уже более десяти лет. Там есть арбитражный управляющий Трофимов. Добросовестно или недобросовестно он исполняет [свои обязанности], будет устанавливать суд, а не я, но, на мой взгляд, он [делает это] недобросовестно. Он продает объект и никоим образом не следит за безопасностью на объектах, которые представляют повышенный интерес для детей и повышенную опасность в принципе. Последний случай, когда умер ребенок, — вопиющий. Я надеюсь, что мое заявление в полицию и прокуратуру получит какой-то ход. Безусловно, и с детьми нужно проводить определенную воспитательную работу, чтобы они не лазили по стройкам, — сказал Антон Николаев.
Конкурсный управляющий по банкротству «РоКАСа» Александр Трофимов подтвердил NGS55.RU, что земельный участок с недостроями принадлежит «РоКАСу». По его словам, проблема заключается в том, что у компании-банкрота нет денег, в том числе и на то, чтобы обезопасить территорию.
— У предприятия денег нет, потому что оно не ведет хозяйственную деятельность. Мы пытались что-то сделать: рассылали запросы, разговаривали с конкурсным кредитором — банком (ранее кредитором стал казахстанский «АТФ Банк». — Прим. ред.). Никто нам положительного ответа не дал. Так что средств мы не нашли, чтобы огородить. Было возбуждено исполнительное производство, но оно было закрыто в связи с невозможностью исполнения. У предприятия нет денег. У нас сейчас одни торги проходят, а в следующих мы как раз будем продавать этот участок. Если появится новый собственник, я надеюсь, что это будет застройщик. Наверняка тот, кто купит [участок], будет вести хозяйственную деятельность. Я больше чем уверен, что у него будут средства, чтобы сделать ограждение, — отметил Александр Трофимов.
Также конкурсный управляющий вспомнил о том, что в 2019 году Арбитражный суд Омской области обязал «РоКАС» законсервировать строительство четырех домов. Решение не было исполнено по той же причине — из-за отсутствия денег.
— Мы даже не можем огородить забором этот участок. Он очень большой. А консервация предполагает, что нужно полностью заложить кирпичной кладкой проемы, чтобы не было отверстий сверху, — сделать объект таким, чтобы туда никто не мог проникнуть. В 2019 году на консервацию требовалось больше четырех миллионов. <...> Когда там были сторожа, налоговая жаловалась на то, что нельзя на них тратить [деньги]: «Пусть средства поступают в конкурсную массу для расчета с кредиторами». Если до 2019 года там были сторожа, то потом нам суд их не утвердил. Нет средств даже на сторожей. Мы пытались что-то сделать, но находимся в ограниченных рамках процедуры банкротства, — добавил он.
Взгляд на ситуацию с другой стороны обрисовала председатель ЖСК «Яснополянский» Ольга Ковалева. По ее словам, кооператив был создан для того, чтобы дом № 9 достался людям, а не ушел в конкурсную массу, как другие недострои «РоКАСа».
— Дом нам передали незаконсервированным, частично огороженным. Силами дольщиков мы его огораживали. При этом дети забор сносили, охранника избили, а будку сожгли. Тем не менее мы продолжали восстанавливать забор. Как нам насчитали, для полной консервации нужно было порядка двух миллионов. По сути, не консервировали дом из-за того, что не было денег. Позже мы не стали заниматься консервацией из-за того, что нами занялся Фонд [защиты прав граждан — участников долевого строительства]. На данный момент наш вопрос решен. Почти всем дольщикам деньги выплатили, осталось пять человек. 13 сентября наш ЖСК обанкротили, теперь назначен конкурсный управляющий. Так что этот недострой уже к ЖСК не относится. Активы мы передали Фонду, теперь он и претендует на всё, — сказала председатель ЖСК.
Также Ольга Ковалева подчеркнула, что родители должны объяснять детям, что ходить в недострои и избивать людей нельзя.
— Еще говорят, что жители Ясной Поляны возмущены [тем, что дом не огорожен]. Но почему они своих детей не учат тому, что нельзя туда ходить? Почему не учат тому, что нельзя бить мужчин пенсионного возраста и сжигать будку, которую мы своими силами делали? <...> Сейчас сам дом находится на хорошей стадии строительства. Возможно, его будут поднимать. Пока будут готовить документы, я думаю, его огородят, — заключила она.