После начала частичной мобилизации некоторые жители России решили перебраться в соседние страны. У пограничных пунктов образовались километровые очереди из машин, а спрос на авиабилеты вырос настолько, что теперь их продают по безумным ценам. Одна из стран, куда сейчас стремятся уехать мужчины, — Казахстан. Это государство граничит с Омской областью. NGS55.RU поговорил с мужчинами (и их родственниками), которые уже покинули Россию, и выяснил, что сейчас происходит на границе Омской области и Казахстана.
На поезде в Петропавловск
Наталья (имя изменено. — Прим. ред.), прожившая 16 лет в Омской области, рассказала, что два ее родственника, мужчины 38 и 24 лет, сперва прибыли в наш город на самолете. Затем они на поезде отправились в Петропавловск. Границу Омской области и Казахстана мужчины пересекли 26 сентября.
— Военно-учетной специальности у них нет. Оба ограниченно годные. Повесток и мобилизационных предписаний не приходило. Билеты [на поезд] стоили порядка двух тысяч на одного человека. Молодого человека 24 лет российские пограничники спрашивали, почему менял паспорт и почему оставил жену. Спокойный был разговор. У мужчины 38 лет интересовались, когда купил билет, и спрашивали о цели поездки. На этом всё и закончилось, — сказала женщина.
По ее словам, решение отправить мужчин в Казахстан именно на поезде было принято из-за того, что на машине из Омска до пропускного пункта добираться некомфортно: пришлось бы стоять на морозе и голодными, а это «лишнее издевательство и нервотрепка».
— Мужчины на сутки остались переночевать в гостинице [Петропавловска], с бронью помогли друзья из Казахстана. Потом они поедут в Алматы. Там уже арендовали посуточно квартиру. Теперь надо купить казахстанскую сим-карту, надо оформить ИИС, надо, чтобы хозяева квартиры зарегистрировали их и так далее. Много надо. Что касается подработки — один из них на «удаленке» в российской компании, другому сложнее, но что-то будет думать. Самое главное — найти там квартиру на постоянку.
Услуги перевозчиков
Еще одна женщина, Анна (имя изменено. — Прим. ред.), рассказала, что ее муж прибыл в Омскую область на поезде из региона, расположенного в центральной части России. 37-летний мужчина служил, имеет категорию А. Пара решила воспользоваться услугами перевозчиков из Омска до Астаны. Супруга Анны встретили у поезда и довезли до границы в Исилькульском районе. Там, как пояснял мужчина, очередей из машин не было.
— В двух словах муж рассказал, что всё хорошо. Очень быстро прошел — за полчаса. На данный момент мы были сконцентрированы на том, чтобы закрыть быстрые дела, сделать неотложные вещи. У нас были и до этого мысли об отъезде из страны, но мы хотели сделать это более размеренно, потому что двое детей. Начали учить язык. Нас эта новость застала врасплох. Мы остались в России, муж — в Казахстане, но мы, конечно, за ним [поедем]. Но когда — точно не знаем, — заключила женщина.
На автомобиле
Омич Алексей (имя изменено. — Прим. ред.) пояснил, что в армии не служил, поэтому имеет категорию В. К пропускному пункту в Исилькульском районе 34-летний мужчина поехал 26 сентября: отправился туда на машине с 62-летним тестем. Он рассказал, что на пересечение границы ему понадобилось около 80 минут. У Алексея пограничники не спросили ничего, у тестя интересовались его целью визита и в какой город он собирается поехать.
— У меня давно была запланирована поездка в Турцию на 26 сентября. С семьей на зимовку. Поэтому еду туда же. Только маршрут и транспорт получились другие, — отметил он.
Алексей добавил, что 26 сентября, ближе к 11:00, перед ним на КПП было 13 автомобилей. На территории республики Казахстан он оказался примерно в первом часу дня.
В сторону Павлодара
30-летний омич Сергей (имя изменено. — Прим. ред.) с категорией В военном билете пояснил, что пересекал границу с Казахстаном в Черлакском районе в ночь с 25 на 26 сентября. На российском КПП «Ольховка» перед ним была лишь одна машина, однако позже у пропускного пункта образовалась очередь из автомобилей. На границе, по его словам, было спокойно, хотя и пропускали медленно.
— Иногда я слышу, что кого-то не пускают, задают разные вопросы, но лично у меня прошло всё очень просто. <...> Не спрашивали, служил ли я. Никто не говорил о частичной мобилизации, просто спросили цель визита, но так положено. Я ответил — и всё. Была девушка-пограничник, она улыбнулась, отдала документы, и я пошел дальше, — рассказал молодой человек.
На прохождение российского и казахстанского пропускных пунктов Сергею понадобилось приблизительно 2,5 часа. Сейчас парень поселился в съемной квартире. Он говорит, что сложность была одна — решиться уехать.
— Мне лично не хотелось уезжать. Я просто попробовал, пока есть такая возможность. Потом ее может просто не быть. <...> Я всё равно буду отсюда уезжать, не знаю только куда. Посмотрим, — сказал он.
В соседнем регионе
Жительница Тюмени Елена (имя изменено. — Прим. ред.) пояснила, что ее 38-летний супруг доехал из города до КПП «Казанское» на такси. Там его уже ждала большая очередь из машин. Он вышел из такси и шел до пропускного пункта пешком — примерно 1–1,5 километра.
— С нашей стороны пограничники вообще не задали никаких вопросов, просто поставили штампик в загранпаспорт и выпустили. С казахской стороны задавали стандартные вопросы — о цели поездки, на какой срок, где планирует остановиться, сверили данные российского и заграничного паспортов и пропустили, — сказала женщина.
По ее словам, в очереди перед мужчиной было 3 человека, а после него — около 30. Пропускали всех. После пересечения границ он с еще одним парнем вызвал такси и поехал в Петропавловск. В торговом центре они случайно встретились с волонтерами.
— Они помогли мужу с жильем, поселили абсолютно бесплатно в квартиру, хотя он предлагал заплатить. Сказали, чтобы жил, сколько надо. Попутчик супруга поехал дальше — в Астану. Муж пока в Петропавловске. Пока не решил, уедет или там останется. Будет работать удаленно. Благо, такая возможность есть.
Ситуация на границе
26 сентября глава региона Александр Бурков, говоря об ограничениях на выезд за границу, отмечал, что мужчины, подлежащие призыву, могут покидать свой населенный пункт только по согласованию с военкоматом.
— Мы никаких региональных индивидуальных решений не принимали. Сегодня на границе с Казахстаном, как и на границе с другими республиками, действует порядок, что по людям, которые подлежат призыву согласно указу президента, стоит ограничение по пересечению государственной границы. То есть при пересечении их спрашивают, получена ли повестка. И если нет [документов от военкомата], то люди возвращаются обратно на территорию Российской Федерации и дальше ведут уже диалог с военкоматом, — сообщил в интервью РБК Александр Бурков.
При этом источник NGS55.RU, работающий на границе, сообщал, что новых распоряжений, контролирующих работу пропускных пунктов, не было. Омские пограничники работают в прежнем режиме.