Мой дом проблема «Квитанция пришла даже на умершего папу»: омичам неожиданно предъявили многотысячные долги за капремонт

«Квитанция пришла даже на умершего папу»: омичам неожиданно предъявили многотысячные долги за капремонт

Региональный оператор перекладывает вину в неразберихе с платежами на своих предшественников

Жильцы этой пятиэтажки в одночасье стали злостными неплательщиками

Квитанции с огромными долгами за капитальный ремонт с января нынешнего года приходят собственникам квартир в доме по улице 10-й Чередовой, 23. При этом многие из «неплательщиков» исправно делали взносы с момента старта этой программы. Вот только доказать свою правоту люди не могут — сведениями о платежах фонд капитального ремонта не располагает. Судя по всему, подобное явление приобретает в Омске массовый характер. Недавно с такой же ситуацией столкнулись жильцы многоэтажки по улице Дианова. Разбираемся, кто виноват и что делать.

Связались с регоператором — получили проблемы

Шестиподъездная пятиэтажка по улице 10-й Чередовой, 23 находится на окраине Ленинского округа, в районе Телевизионного завода. С 2014 года и по сегодняшний день дом копит деньги на капремонт на специальном счете, владельцем которого является Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов. Проблемы у жильцов начались с января, после того как в конце прошлого года собственники доверили регоператору выставление квитанций на оплату.

— Начиная с 2014 года квитанции за капитальный ремонт нам выставляло наше ТСЖ «Молодежный-7», — рассказала корреспонденту NGS55.RU старшая по дому Гульсина Шутова. — С 2021 года ТСЖ сменила УК «Экострой». Был небольшой период, когда квитанции не приходили совсем, но жильцы продолжали платить по старым реквизитам. Я не могу сказать, что это делали все, но добросовестных жильцов у нас много! Однако регоператор выставил долги всем без разбора. Лично мне — порядка 50 тысяч рублей, хотя по факту никаких просрочек у меня нет.

В региональном фонде капитального ремонта виноватым в бедах жильцов назвали ТСЖ «Молодежный-7». Мол, именно эту организацию собственники в свое время уполномочили вести учет средств и выставлять квитанции за капремонт:

«Между ТСЖ "Молодежный-7" и контрагентами по приему оплат заключены договоры, в соответствии с которыми контрагент в рамках одного дня формировал принятые оплаты в электронный реестр и составлял единое платежное поручение. Такой электронный реестр направлялся только в адрес уполномоченного лица на ведение, учет и формирование квитанций. По этой причине фонд не располагал сведениями о поступивших от собственников взносах», — говорится в официальном ответе ведомства.

Иными словами, все данные о платежах якобы поступали исключительно в ТСЖ, и товарищество эти сведения никому не передало. В результате, когда платежки жильцам начал выставлять регоператор, часть ранее проведенных оплат не удалось идентифицировать. Деньги на спецсчете дома есть, а кто и за какой период платил — непонятно. В итоге жильцам пришли квитанции с долгом.

Совместно жильцы тщетно пытаются разобраться в квитанциях

Не интересовались счетом десять лет

Ответ фонда сильно удивил бывшего председателя ТСЖ Ирину Ульянову.

— У нас не было полномочий на ведение учета средств, и договор с контрагентами, о котором говорит фонд, не заключался, — уверяет экс-председатель. — Сами подумайте, в противном случае это должен был быть тройственный договор, ведь владельцем счета всегда являлся фонд. Значит, мы не могли заключить какие-то соглашения без участия регоператора. Соответственно, электронными реестрами ТСЖ также не располагало. Банк даже отказал товариществу в сверке платежей, так как мы не являлись владельцем счета!

У некоторых жильцов сохранилась часть платежек за капремонт от ТСЖ «Молодежный-7». В квитанциях нет сведений о ранее произведенных оплатах, перерасчетах, долгах и других данных, которые бы свидетельствовали о том, что ТСЖ владело информацией о движении денег на счете. Также в платежках есть строчка о том, что по всем вопросам жильцам нужно обращаться в фонд капремонта.

Судя по этой квитанции, ТСЖ «Молодежный-7» всего лишь изготавливало платежки

Аналогичные «пустые» квитанции, где были указаны лишь суммы текущего ежемесячного платежа, получали жильцы дома и от УК «Экострой».

— Жильцы не проголосовали за то, чтобы у нашего бухгалтера был доступ к счету, — рассказал директор «Экостроя» Алексей Баженов. — Поэтому квитанции выставлялись, как говорится, по-колхозному, без разноски платежей: просто номер счета и сумма, чтобы жильцы всего лишь не забывали платить. Кто и какие суммы вносил, мы не видели.

Получается, что почти десять лет платежи жильцов должным образом не отслеживались. Но ни Государственная жилищная инспекция как контролирующий орган, ни фонд как владелец спецсчета этой ситуацией не интересовались.

— В такое положение жильцы попали при попустительстве фонда и Госжилинспекции, — считает исполнительный директор Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Мария Заздравных. — Именно регоператор как владелец счета должен был отчитываться перед Государственной жилищной инспекцией о собираемости платежей, начисленных и полученных средствах. Значит, фонд этого не делал, а жилищная инспекция закрывала глаза на нарушение. Если бы фонд как владелец счета следил за этим и своевременно выставлял информацию в ГИС ЖКХ (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. — Прим. ред.), подобной коллизии бы не возникло.

Долги стали только больше

Сейчас жильцы многострадальной пятиэтажки всеми силами пытаются доказать — за капремонт они платили вовремя. Данные за 2019–2023 годы восстановлены. Период с 2014 по 2019 год — практически чистый лист. Квитанции за столь давний срок мало кто сохранил. Впрочем, даже после восстановления части платежей, по словам жильцов, долг за капремонт у некоторых только вырос.

Столкнулись жильцы дома по улице 10-й Чередовой, 23 и с другими странностями. К примеру, старшей по дому Гульсине Шутовой от фонда капремонта приходит одна квитанция на квартиру, в графе «плательщик» — пробел, фамилия не указана. Зато у ее соседки Ирины Козловской платежек теперь целых пять — по именной на каждого собственника.

— Квитанция пришла даже на умершего три года назад папу. Причем он же оказался самым активным плательщиком, аж 6467 рублей фонду заплатил, — горько улыбается Ирина. — Каждому собственнику фонд присвоил отдельный лицевой счет, хотя мы лицевой счет между собой не делили.

У Ирины Козловской за капремонт теперь целых пять платежек

Рассказали жильцы и о других странностях. Например, о том, как в фонде «не видят» уже свежие оплаты и «теряют» часть платежей. Походы к регоператору ясности не вносят. По словам жильцов, нет от фонда помощи и в вопросах восстановления данных. Сверки в банках жильцы заказывают самостоятельно, и этот опыт не у всех удачен.

— Мне, например, ответили, что мой запрос некорректен, банку нужна более точная дата совершения операций, — рассказала Ирина.

Что грозит жильцам

По словам Марии Заздравных, квитанции действительно должны приходить на каждого собственника квартиры пропорционально его доле. Другое дело, что на практике это требование зачастую не соблюдается, а о необходимости разделить счета регоператор вспоминает только при угрозе возможных судебных разбирательств.

Умерший жилец каким-то образом оказался самым активным плательщиком

На первый взгляд, жильцам пятиэтажки по улице 10-й Чередовой, 23 они не грозят — дом на спецсчете, и предъявить претензии неплательщикам могут только сами собственники. Срок исковой давности составляет три года, а большинство «потерянных» платежей относятся к более раннему периоду. Однако не всё так просто.

— В случае если на доме будут выполнены работы по капитальному ремонту, к якобы неплательщикам можно предъявить регрессный иск о возмещении затрат, — комментирует Мария Заздравных. — Кроме того, по закону долги за капремонт переходят на нового собственника квартиры.

По словам правозащитницы, выход у жильцов один — восстановить утраченные платежи.

— Через какую бы систему они не проходили, конечная точка — это банк, в котором находится расчетный счет, — говорит Мария Заздравных. — Поэтому нужно запросить у банка выписки с момента открытия счета. Если он менялся — запросить выписку еще и по тому расчетному счету, взамен которого был открыт нынешний. Причем выписка нужна расширенная — с фамилиями плательщиков и так далее. Это может сделать и собственник, и УК в интересах жильцов, и фонд как владелец счета. В этой связи вообще возникает большой вопрос — что сделал регоператор, чтобы снять социальное напряжение?

Ответ, видимо, придется искать прокуратуре — жильцы написали туда обращение. Также старшая по дому подала запрос в Управление Федеральной почтовой службы по Омской области — эта организация является одним из контрагентов по приему платежей. Реакции от ведомств пока не поступило.

Что делать, чтобы не попасть в подобную ситуацию?

  • Минимум раз в год проводить акты сверок платежей (документы должны быть заверены печатями и подписями) и хранить их — чеки сейчас выцветают;

  • следить за тем, чтобы в чеке был указан период оплаты. Эта функция поддерживается не всеми платежными системами. Если такого указания не будет — де-юре вы оплатили не текущую квитанцию, а задолженность;

  • безопаснее, когда владельцем спецсчета и лицом, уполномоченным на его ведение, является одна и та же организация. Также собственникам нужно обратить внимание на то, что если в квитанции нет таких граф, как сальдо на начало месяца, сумма переплаты — формулировки могут быть разные, то, вероятнее всего, учет по поступившим оплатам не ведется.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства