Что произошло?
Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями разместил на портале госзакупок тендер на оказание услуг по проведению «информационно-профилактических мероприятий в отношении ВИЧ-инфекции среди секс-работников».
Что это значит?
Специально обученные люди будут вести профилактические беседы с женщинами, которые оказывают секс-услуги. 150 работниц пройдут обследование на ВИЧ — для них проведут экспресс-тест по слюне. Тем, у кого обнаружится положительный результат, предложат сдать иммуноферментный анализ. Кроме того, секс-работницам выдадут мотивационные пакеты с витаминами и антибактериальными салфетками, презервативы и информационные буклеты. Помимо этого, девушкам предстоит ответить на вопросы анкеты, с содержанием которой можно ознакомиться в документах закупки. Среди вопросов, которые решено задать девушкам, есть, например, такие: «Чем Вы занимаетесь кроме секс-бизнеса?» и «В какой ситуации Вы согласитесь не использовать презерватив во время контакта с коммерческим партнером?». Кроме того, в этой анкете девушкам предлагают указать количество сексуальных партнеров, которых они обслуживают за одну неделю.
Секс-работницы могут отказаться?
Да. По теории, они могут отказаться проходить экспресс-тест, сдавать анализы, да и вообще общаться с сотрудниками. Заставить их нельзя. С другой стороны, опрос, анкетирование будут анонимными, омичек никто не имеет права передать сотрудникам полиции. У девушек не будет причин от него отказываться.
Сколько денег на это потратят?
На информационную кампанию выделят 350 тысяч рублей из бюджета омского центра по борьбе со СПИД. Такая практика существует по всей стране.
Почему секс-работниц начали обследовать только сейчас?
На самом деле такую информационную кампанию проводят уже не в первый раз. Просто именно в этом году журналисты обратили внимание на закупку.
Как волонтеры находят секс-работниц, если проституция официально запрещена в России?
Разумеется, никто из секс-работниц не признается в том, что занимается проституцией. По словам волонтера Юлии Заикиной, девушки пугаются внимания и неохотно идут на контакт.
Как правило, аутрич (если по-русски, так называется полевая работа с целевой аудиторией) проходит на Красноярском тракте. Кстати, в документах закупки его называют «местом появления работников коммерческого секса». А вот с женщинами, которые оказывают услуги в саунах, волонтеры не работают. Как пояснила заведующая отделением профилактической работы центра по борьбе со СПИД Ирина Еремеева, в организации считают, что сауны и бани — небезопасное место для волонтеров.
Зачем это нужно?
Секс-работницы — особо уязвимая группа населения. По словам Ирины Еремеевой, многие к тому же употребляют наркотики, что ещё больше увеличивает риск заражения ВИЧ или СПИДом. Через свои услуги они передают инфекцию другим жителям города. Поскольку за занятие проституцией грозит только административное наказание, многие девушки возвращаются к оказанию подобных услуг. СПИД-центр борется не с самим явлением проституции, а старается ограничить распространение опасного вируса, и этот способ является более эффективным.
Кто-то, помимо центра СПИД, ведёт информационно-профилактическую работу с проститутками?
Вы удивитесь, но подобной деятельностью занимаются церкви. Правда, не РПЦ. По словам Юлии Заикиной, профилактические беседы с омскими секс-работницами проводят протестанты и и пятидесятники — 8 марта представители одной из таких религиозных организаций тоже выезжали на Красноярский тракт и раздавали женщинам информационные брошюры.
В других регионах тоже проводят подобные информационные кампании?
По мнению Юлии Заикиной, Омск значительно отстает от других городов. В Санкт-Петербурге, например, существует целое движение секс-работниц под названием «Серебряная роза». Согласно информации на сайте, миссия этой организации заключается в «содействии отношению к секс-работникам на основе гуманности, терпимости, защите достоинства и прав человека». Помимо прочего, организация занимается профилактикой и диагностикой ВИЧ, а также раздает секс-работницам презервативы.