Казалось бы, давно наступил век интернет-торговли и маркетплейсов, однако есть омичи, которые до сих пор продают и покупают товары по-старинке — на рынках. У каждого из них есть специфика, особенности. NGS55.RU начинает серию публикаций, посвященных омским рынкам.
«Хитрый рынок» — первый, о котором мы расскажем. Пожалуй, это самая необычная и одна из самых легендарных торговых площадок города. Возник этот рынок еще в начале XX века неподалеку от современных улиц Богдана Хмельницкого и Ипподромной.
Как и несколько десятилетий назад, сейчас здесь можно найти всё что угодно — от самого мелкого гвоздя и запонки до банной печи или газовой плиты. «Хитрый рынок» условно можно поделить на две части: расположенный под навесом торговый комплекс и уличные контейнеры, находящиеся вокруг. Корреспондент NGS55.RU Сергей Энквист посетил обе части торговой площадки, где пообщался с продавцами и немногочисленными покупателями.
«Наши покупатели вымерли»
Уличная часть «Хитрого рынка» почти ничем не отличается от обычного базара. Правда, не всегда предлагаемые покупателям товары новые. Здесь продают всё, что нужно для дома — от вилок и ложек до самоваров, печей и лопат. Можно купить новые и подержанные газовые баллоны, лопаты, метлы, различное железо. Словом, настоящий рай прежде всего для владельцев частных домов.
Практически у входа на рынок встречаем продавцов товаров для дома Надежду и Евгения. Как оказалось, омичи торгуют на «Хитром» уже не один десяток лет и им есть с чем сравнивать.
— Сейчас совсем плохо стало. Покупателей мало. Всему виной эти, как их, маскетплейсы. Люди там теперь отовариваются, — говорит, кутаясь в теплую куртку, Надежда.
По словам омички, покупателям теперь нужен комфорт. Никто не хочет заниматься шопингом на улице. Многие продавцы тоже ушли из этого места — не каждый выдержит круглогодичную работу на улице.
— Наши покупатели вымерли — те, кто сюда ходил 10–15 лет назад. Молодежь сюда не заглядывает — они всё покупают на этих маскетплейсах. Но мы всё равно работаем и будем работать, пока можем, — заявил продавец самоваров Евгений.
Евгений сходу же предложил купить самовар.
— Бери, покупай. 20 тысяч всего прошу. Самовар новый, сделан из латуни. Сейчас таких нигде не найдешь. Или вот есть, бэушный за 8 тысяч. Пригодится везде — и на даче, и дома, и в походе. Если хочешь — сделаю небольшую скиду, — сказал продавец.
На «Хитром рынке» многие торговцы готовы сделать скидку. Они объясняют это заботой о покупателях.
Неподалеку на площадке разложены гири. Ими торгует омич, представившийся Олегом. Он тоже говорит о тихом закате «Хитрого рынка».
— Выживаем как можем и людям помогаем выживать. Для многих ведь именно бэушные товары по карману. Многих знаем в лицо, они постоянно сюда ходят. Так что пока будут такие покупатели, и мы будем работать, — пояснил продавец «железа» Олег.
Покупателей и правда несложно запомнить в лицо — их здесь совсем мало. В основном это пенсионеры, одетые в поношенные куртки и пальто, а также мужчины средних лет, которым, в первую очередь, интересны киоски с товарами для дома. Продавцы говорят, что зимой рынок замирает, а вот летом наблюдается некоторое оживление.
— Летом сюда фермеры привозят всякую живность — курей, цыплят, даже поросятами торгуют. Рынок как-то оживает. Дети сюда ходят, чтобы посмотреть на животных. А вот зимой народу мало, — пояснил продавец гирь Олег.
Судя по всему, как и 50–60 лет назад, так и сейчас у «Хитрого рынка» торгуют деталями станков, всякими зажимами, уголками, трубами. Здесь можно найти такую деталь, которую не купишь в магазине или на маркетплейсе. Рядом с «железом» лежит и настоящий антиквариат — выцветшие панамы. Точно в таких же советские солдаты ходили во время войны в Афганистане. Рядом с панамами на черенке от лопат висит новенький советский противогаз. Словом, на рынке перемешано всё. Но это и привлекает немногочисленных покупателей.
Один из самых востребованных товаров на «Хитром рынке» в эти дни — снеговые лопаты. За одной из таких лопат на рынок пришла пенсионерка Елизавета Петровна. Бабушка живет на соседней 5-й Линии и постоянно ходит на «Хитрый». Омичка одета в простенькую куртку и видавший виды берет.
— Здесь можно купить всё для дома. Посмотрите, вокруг частный сектор, расположено множество жилых домов. А я пришла сюда за снеговой лопатой. Взяла ее всего за 300 рублей. В магазине такая 700 стоит. Очень хорошо, что такой рынок существует, — говорит пожилая омичка.
«Хитрый рынок» превращается в обычный ТЦ
Крытый павильон «Хитрого рынка» разочаровал. Причем по нескольким причинам. Во-первых, внешний вид этого торгового комплекса такой, что лишний раз заходить в него не захочешь: отваливающиеся буквы на фасаде, обшарпанный фасад, старые скрипящие двери.
Во-вторых, внутри павильона надеешься увидеть здесь настоящий клондайк из необычных вещей и всяких бэушных штук, а кажется, что попал в обычный ТЦ. Впрочем, внутри рынок выглядит не так страшно. Примерно ¾ павильонов занимают самые обычные бутики, где продают одежду, аксессуары и бытовую электронику.
Тем не менее внутри крытого рынка еще сохранились несколько любопытных точек, где можно найти по-настоящему крутые вещи. К примеру, можно приобрести советские елочные игрушки, сделанные еще в конце 1940-х. Точно такие же можно увидеть в легендарном фильме «Карнавальная ночь». Или можно найти патефон, которому почти 100 лет. Именно такой же проигрыватель можно заметить в фильме «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Здесь же рядом стоят керосиновые лампы — основные источники света в жилищах омичей до массовой электрофикации начала XX века.
Вообще, вещей в бутике столько, что ими можно заставить не только «хрущевку», но и «сталинку». К слову, в продаже для ценителей истории здесь же — бюсты Сталина и Ленина самых разных размеров. Причем весь этот антиквариат сюда несут простые горожане. И такие товары пользуются спросом.
— Ой, работаем очень давно. Покупаем самый разный антиквариат — буквально всё, что представляет хоть какую-то ценность. Покупатели? Конечно есть, иначе бы не работали уже, — говорит продавец бутика с антиквариатом Оксана.
В ее бутике можно найти практически все атрибуты советской квартиры — от часов и спичечных коробков до комсомольских значков и фарфоровых сервизов. Некоторые товары выглядят словно новые, хотя тем же сервизам уже по 70 лет.
— Все товары у нас бэушные, просто состояние у них разное. Люди приносят, мы смотрим, возьмем или нет, если берем, то потом оцениваем, — пояснила продавец.
Интересно, что у большинства товара нет ценников. Покупатели интересуются, к примеру, стоимостью граненых стаканов или абажура, а продавец смотрит стоимость в своем смартфоне.
Вообще, «Хитрый рынок» — это не про товар, это, скорее, про впечатления и воспоминания из детства и юности. Попадаешь в «антикварный» бутик и кажется, что оказался в бабушкиной квартире — настолько здесь всё пропитано советской эпохой. Отдельная тема — это монеты, которых на рынке также продают немало.
«Не трите найденную монету кирпичом»
В нескольких бутиках можно найти как монеты времен Екатерины II и даже ее отца Петра I, так и вполне современные дензнаки 2010-х годов выпуска.
— Возраст монеты — вообще не показатель. Редкий экземпляр XX века может стоить в разы дороже монет массовых выпусков времен Екатерины II. Каждый экземпляр оцениваем индивидуально, — говорит продавец «монетного» бутика Владимир.
Омич привел в пример монеты лимитированных серий, выпущенные всего 5–10 лет назад, и «полушки» времен Екатерины II. Как оказалось, их стоимость практически одинакова. Современные дензнаки могут стоить даже дороже.
— Как ни странно, но монет XVIII века сохранилось немало. Поэтому их стоимость не так и высока — до 500–700 рублей за штуку, — отметил продавец. — Копейки, «полушки» стоят еще дешевле. Можно купить за 100–200 рублей.
Другой продавец — Николай — дал лайфхак тем, кто найдет монету на своем огороде или на даче.
— Самые старые монеты у нас находят жители сёл севера Омской области, так как там есть деревни, основанные в XVII и XVIII веках. Юг заселялся намного позже — в начале XX века, поэтому что-то ценное там вряд ли найдете. И главное, если находите монету, ничего с ней не делайте — не трите кирпичом или наждаком. Можно ее просто испортить. Просто принесите ее к нам, а мы уже скажем, насколько она ценна и примерно сколько будет стоить, — рассказал эксперт по старинным монетам Николай.
Патефоны из Японии, пластинки из Чкаловска
Еще один любопытный магазин — это музыкальный бутик, расположенный прямо у входа в крытый рынок. Продавец Владимир торгует музыкальными инструментами, проигрывателями, пластинками и дисками уже почти 20 лет. Возник логичный вопрос: неужели всё это покупают в Омске? Как оказалось, в городе еще есть истинные меломаны, которые слушают винил.
— Конечно, покупают, иначе меня бы здесь уже не было. Но раньше проще было, ведь всю музыкальную технику и некоторые носители мы покупали на Ebay в Японии. Теперь Ebay для нас закрыт. Сложнее стали поставки, — говорит владелец бутика.
Интересно, что на многих проигрывателях, патефонах, магнитофонах, произведенных еще в Советском Союзе, стоит значок «Товар из Японии».
— В России вы уже не найдете подобной аппаратуры в таком хорошем состоянии, а у японцев она сохранилась, — говорит продавец. — Жители Омска в основном приносят нам разные пластинки, диски, кассеты. Их стоимость начинается от 20 рублей. Вот из Чкаловска женщина принесла коллекцию пластинок.
Выбор виниловых пластинок в этом бутике такой, что для их прослушивания наверняка и всей жизни не хватит.
Книга времен Александра II за 500 рублей
Много времени потребуется и для того, что перечитать все книги, которые лежат в антикварном бутике. Их здесь несколько тысяч. Причем приобрести довольно ценные издания можно вообще по бросовым ценам — за 50–100 рублей. Но желающих покупать книги даже по такой цене практически нет.
— В день, может быть, три человека покупают книги, — с грустью говорит продавец бутика Михаил Иванович. — Нет покупателей, хоть закрывайся.
В павильоне продают ценнейшие сборники сочинений или фолианты, которым почти 150 лет. К примеру, где-то в книжном развале лежат экземпляры, напечатанные еще при Александре II. За них продавец просит вовсе смешные деньги — всего 500 рублей. Но и по такой цене книги никому не интересны.
— Если так пойдет и дальше, то придется закрываться, — с горечью добавил продавец.
«Хитрый рынок» — городская достопримечательность
О важности сохранения «Хитрого рынка» для города говорит историк и краевед Игорь Коновалов. По его словам, «Хитрый рынок» — один из старейших в городе. Он возник чуть ли не в царское время.
— Вообще, «Хитрый» — это народное название. А так он называется «Рынок Октябрьского района». «Хитрым» его назвали по той причине, что расположен он в интересном месте, как бы закрыт от посторонних глаз. Да и купить там можно товары, которые больше нигде не найдешь, — книги, монеты, антиквариат. Это настоящая находка для любителей истории, рай для коллекционеров, — говорит Коновалов. — Я захватил еще то время, когда там был холодный деревянный павильон. Потом построили теплый павильон, куда «переехали» и вещевой рынок, и блошиный рынок, где продают животных. Направление рынка сохранилось и по сей день. Здесь можно собрать коллекции по любой эпохе.
По мнению краеведа, рынок ценен для города не только в материальном, но и в социокультурном плане. Это настоящая городская достопримечательность.
— Это место проявления свободы, интересов, не связанных со временем и жизнью государства. Это часть гражданского общества, независимая от государства. Дух рынка остается неизменным — это место гражданской свободы. Этим он и ценен. То, чем там торгуют, больше нигде не купишь, — уверен Игорь Коновалов.
На самом деле, это уникальное место в городе точно нужно сохранять. Почему? Во-первых, там можно найти такие вещи, которые больше нигде не сыщешь. Во-вторых, «Хитрый рынок» — это место памяти, настоящая живая история. По словам одного из продавцов, принесенная в ее бутик старинная фотография позволила установить родственников погибшего в Великой Отечественной войне бойца. Наверняка сюда можно было бы водить школьников на экскурсии, ведь во многих «антикварных» павильонах они увидят такие предметы, которые даже у бабушек с дедушками уже не найдешь. Наверняка, «Хитрый рынок» в том или ином виде просуществует еще несколько десятилетий — до тех пор, пока туда будут ходить покупатели.
Ранее мы уже делали репортаж отсюда, но только из «живого уголка» — места, где продают животных.