Прочел информацию о продаже инженерного корпуса метро, удивился. Какие 18 тысяч кв. м, за что 250 млн рублей? Хотя в материале честно написано — фундамент и каркас первого этажа. Если даже его достроить, не факт, что такие затраты окупятся. При этом явно нужно поменять назначение. Непонятно, под какие функции подойдет существующая конструктивная схема. С точки зрения достройки метро этот объект уже не важен. Давно поняли, что от него можно отказаться.
Может возникнуть вопрос — какое мне до него дело? Но интерес не случаен. Ради постройки инженерного корпуса снесли старейшую в городе капитальную баню Колпакова. Корпус почти точно попал на пятно застройки бани. Она являлась объектом культурного наследия. Но ради метро ее исключили из памятников и снесли. На наши возражения отвечали: ну как же город без метро. А метро не может быть без инженерного корпуса. Оказалось, и метро может быть без корпуса и город может быть без метро. Вот только город остался и без старейшей бани. Строго говоря, утверждение, что корпус стоит на улице Фрунзе, неверное. Просто других улиц в округе не осталось. На самом деле он стоит на улице Косарева, бывшей Банной.
До революции бани были настолько значимыми объектами, что в их честь называли улицы и переулки. Еще можно вспомнить, что застройка этого района, до революции он назывался Кадышевский форштадт, появилась почти одновременно с крепостью в 80-е годы XVIII века. Сейчас там не только утрачена историческая застройка, но даже историческая планировка. Случайно уцелели несколько домов, которые зажаты во дворах высоток.
А когда-то баня Колпакова, до постройки бани Коробейникова, была самой престижной в городе. Но при этом в нее водили мыться солдат и заключенных. Она была построена еще в 70-е годы XIX века по проекту городского архитектора Э. И. Эзета. Его стиль в ней был хорошо узнаваем. Конечно, ее неоднократно достраивали, ремонтировали. Но старая часть оставалась неизменной. В начале XX века при бане была построена котельная, которая соединялась с баней подземным тоннелем. Он предназначался для прокладки трубопроводов. Уже при сносе бани впечатлительные конспирологи выдавали его за подземный ход, не иначе в преисподнюю. Котельная как раз выходила на улицу Фрунзе. Сейчас ее место попало в пятно застройки моста.
Раз уж отказ от инженерного корпуса окончательно оформился, то, на мой взгляд, наилучшим вариантом с исторической точки зрения было бы восстановить баню Колпакова. Хотя понимаю, что в современной высотной застройке ей будет неуютно. Да и соседство с мостом не в ее пользу. Но ведь сохранился же доходный дом Поспеева на улице Фрунзе, 4, хотя он стоит в двух метрах от моста и с моста видна только его крыша. Когда-то баня составляла с ним единый ансамбль. Между ними проходил забытый сейчас Колпаковский переулок (улица 14 Ноября). Тогда возродится, пусть небольшой, уголок исторического Омска. Если спуститься с моста на землю, он будет восприниматься вполне гармонично.
Нужно ли восстановить здание-памятник?