В России любят символизм. Вот и о старте мусорной реформы стало известно еще в 2017 году, который прошел в стране под знаменем Года экологии.
Именно в начале 2017 года стал известен примерный механизм реформы: в каждом регионе появится единый оператор, который будет отвечать за всю цепочку движения мусора — от бака и контейнера до полигона. Предполагалось, что все отходы будут проходить через мусоросортировочные заводы, на которых сырье, пригодное для вторичного использования, получит шанс на вторую жизнь. Но, как показали первые месяцы этого года, за это время в мусорной реформе достойно смогли просчитать только один момент — механизм оплаты со стороны населения.
«Почему мы должны за это платить!?»
Есть такое развлечение в провинциальной глубинке — сельские сходы. Это своеобразные отчеты глав о проделанной за год работе перед односельчанами и местными властями. Глава с трибуны рассказывает о показателях, проблемах и перспективах, а люди задают ему и вышестоящему руководству вопросы. Сходы традиционно стараются проводить в конце зимы – начале весны, потому что в теплое время до многих сел в регионе просто не добраться из-за распутицы.
Именно на таких сходах 2 года назад районные главы начали «готовить» людей к появлению нового федерального закона и платы за мусор. Еще не было ни регионального оператора, ни намеков на тарифы, а людям предлагали проголосовать и выбрать способ сбора мусора — тарный или бестарный.
Тарный — это привычные контейнерные площадки, а бестарный — это мешки. Чиновники уговаривали людей голосовать именно за мешки. Мол, контейнерные площадки — слишком дорогое удовольствие для провинции.
Автор этих строк был на нескольких подобных сходах, каждый из которых проходил, как под копирку: люди возмущались из-за появления новой услуги. «Я весь мусор в печке сжигаю», «Как мусоровозы поедут по бездорожью?», «Почему мы должны голосовать за то, о чем ничего не знаем», — возмущению людей не было предела. Жители села Литковка, расположенного в глухой тайге на расстоянии 100 км от Тары, и вовсе подняли на смех чиновников и принципиально отказались голосовать по любому из предложенных вариантов.
Компания, которая займется всем омским мусором, стала известна в июне 2018 года.
С четвертой попытки
В конце июля 2018 года с четвертой попытки областное министерство строительства и ЖКК подвело итоги конкурса по выбору регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Единственным участником и победителем стала новосибирская компания ООО «Магнит».
«Магнит» оказался связан с известной группой компаний «ВИС», занимающейся строительным и инвестиционным бизнесом в России. Правда, спустя некоторое время «ВИС» публично отрекся от «Магнита», а тот в свою очередь сменил новосибирскую прописку на омскую.
Интересно, что победителем «Магнит» стал, не имея за душой даже лицензии на обращение с ТКО. Информация об отсутствии у регоператора лицензии порождает вполне закономерные вопрос — имеет ли компания право брать деньги за свои услуги? Ранее, на пресс-конференции, министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов заявил: деятельность компании не противоречит закону, все разрешения у нее имеются.
Чьих будете?
Согласно данным портала list.org, в число учредителей ООО «Магнит» входят два человека — руководитель Сергей Шевченко (49%) и Сергей Чолаков (51%). Причем, согласно тому же ресурсу, Шевченко является учредителем и руководителем сразу 95 организаций по всей стране, а Чолаков — 10.
Про Чолакова очень мало информации в открытом доступе, но среди этих десяти компаний особый интерес вызывает ООО «Технологии современного управления», зарегистрированное в Москве.
В начале этого года компания попала в скандал. Выяснилось, что двумя годами ранее городские власти Нефтеюганска (ХМАО) за бесценок продали «Технологиям современного управления» крупный участок земли. При кадастровой стоимости почти в 250 миллионов рублей участок отошел компании Чолакова всего за 1,2 миллиона рублей. Предполагалось, что на земле будет построено жилье и объекты социнфраструктуры, но пустырь так и остался пустырем. Спустя 2 года суд признал сделку незаконной, а в мэрии Нефтеюганска прошли обыски.
В октябрьском интервью изданию «Коммерческие вести» Сергей Шевченко заявил, что мусором ему заниматься не впервой и за плечами у него есть успешный опыт работы в Ямало-Ненецком автономном округе.
Скандалы и пожары
В марте «Магнит» после длительных вычислений предложил РЭК Омской области установить мусорный тариф в размере 143 рублей 36 копеек с человека в Омске и 119 рублей 7 копеек — в области.
Однако после поднявшейся критики в соцсетях, СМИ и признания губернатора Александра Буркова, что предлагаемый тариф «неоправданно высок», он был пусть ненамного, но скорректирован. В итоге были утверждены следующие цифры: для омичей — 133 рубля, для благоустроенного жилья в регионе — 132, для частных домов — 116 рублей.
В прошлогодних интервью теперь уже бывший руководитель «Магнита» Шевченко заявлял, что в 2019–2020 годах в регионе будут построены два завода — в Таре и в Омске. Затраты он оценивал в районе 3–4 млрд рублей.
Увы, весна показала, что пока регоператору не до наполеоновских планов. «Магниту», похоже, нужно просто выжить и доказать, что омичи не зря оплачивают их квитанции. Первые месяцы подтвердили худшие опасения — регоператор не располагает достаточным количеством техники и контейнеров. С конца апреля периодически горит полигон ТБО в Таре, а к концу мая запылал и Кировский мусорный полигон возле Омска. Тлеть свалка в областном центре перестала только после того, как ее засыпали землей и прошёл дождь.
Что будет дальше с мусорной реформой, сложно прогнозировать. Судя по другим регионам, ситуация по всей стране развивается по самому унылому сценарию. Регоператоры не справляются с нагрузкой и ответственностью, а люди так и не получили понимания, за что же они платят деньги и куда будут направлены миллиарды рублей.
— Нужно срочно отказаться от принятой схемы, разработать до конца года изменения, которые позволят решить проблему, — отмечает эколог Сергей Костарев. — Иначе мы с вами просто потонем в мусоре, он будет вывозиться на ближайшую нелегальную свалку, сжигаться или исчезать в неизвестном направлении. Нужно прекращать этот способ мусорной реформы по-омски. Отказаться от одного регоператора на всю область и нанять несколько, как в прогрессивных регионах, тогда будет хоть какая-то конкуренция и страховка: если один не справляется, то второй сработает. Хотелось бы, чтобы и регоператор, и контролирующие органы начали выполнять свои прямые обязанности, контролировали ход реформы и наказывали за недочёты.
Как недавно заявил генеральный прокурор России Юрий Чайка, в Хакасии, Амурской, Иркутской, Омской областях и в других регионах пока просто отсутствует достаточное количество сортировочных комплексов, мусоросжигательных заводов и полигонов. Куда развернется ситуация, если внезапно регоператор «схлопнется», тоже непонятно — такие ситуации в законопроекте никто не прописывал.
Пока же для борьбы с мусором в Омске горожанам предложили раздеться на фоне свалок. Видимо, по-другому эту проблему никак не решить…