В Омске продолжают искать мать четырёх детей, Алёну Надееву. Несколько дней назад она ушла из квартиры, оставив документы и записку, в которой написала, что передаёт детей государству. Младшая девочка осталась в квартире наедине с котом. В понедельник, 19 ноября, она выпала из окна. Ребёнок, к счастью, остался жив.
В Омске Алёна жила на деньги благотворителей, которые не раз оказывали ей помощь. Какой-то период женщина прожила в Нижнем Новгороде, там она попала в кризисный центр для женщин. Нижегородский эксперт по защите материнства и детства Мария Дугина лично знакома с многодетной матерью. В колонке для NGS55.RU Мария Дугина рассказывает, что становится главной причиной проблем в жизни таких женщин.
«Под Новый год мне позвонили и рассказали о женщине, которая оказалась на улице одна с четырьмя детьми. Так Алёна оказалась в нашем кризисном центре.
Я не могу назвать Алёну плохой матерью. Малыши к ней очень тянулись, но у неё не получалось взаимодействовать одновременно со всеми своими детьми. Не раз я наблюдала такую картину: Алёна держала младшую на руках, а другие дети тянули её в разные стороны. Она могла прикрикнуть на них, мол, отстаньте от меня! Мы очень долго работали над тем, чтобы приучить её к мысли, что не только Катя (младшая девочка, именно её нашли под окнами дома на улице Пригородной, 29/1. — Прим. ред.) нуждается в материнском внимании, но и другие детки. Тем более что папы у них нет.
Алёна, действительно, сирота. Большую часть жизни она провела в интернате. Давайте на секундочку представим себя на её месте в тот момент: муж в тюрьме, близкие не помогают. Дома холодно — промерзают стены. Слабые люди могут немножко сойти с ума от отчаяния... Но Алёна карабкалась как могла: пыталась найти каких-то знакомых, к кому-то прибиться...
Вообще, я бы разделила всех своих подопечных на несколько категорий. Дети-сироты и дети с задержкой психического развития (те, кто попадает в коррекционные классы) очень похожи между собой. И судьбы их похожи. Такие люди словно магнитом притягивают к себе неприятности. А всё потому, что они относятся к разряду ведомых. И всё в их жизни зависит от того, кто их ведёт. Такими людьми очень часто начинают интересоваться недоброжелатели и пользоваться их беспомощностью.
Проблема в том, что наше государство помогает таким людям, пока они маленькие: для них готовят повара, за них всё решают другие. После того как они выходят из детдома, начинаются проблемы с социальной адаптацией — оказывается, что они совершенно не приспособлены к жизни. Да, нужно признать, что такие женщины, как правило, плохо готовят и хуже ухаживают за своими детками. Конечно, кто-то сейчас скажет: вот есть такая плохая Алёна, которая бросила своих детей на произвол судьбы. Таких мам много, их миллионы. История с Алёной — просто показательный случай, она получила широкую огласку потому, что ребёнок выпал из окна. Похожая история была в другом регионе — мама ушла, оставив в квартире троих детей. Та женщина тоже жила в голоде и холоде и пошла туда, где могла удовлетворить свои базовые потребности — поесть и отогреться. Ребёнка вовремя нашли, его мать потом отыскали в деревне. Я не раз читала в интернете комментарии о таких матерях: люди обычно пишут, что их надо стерилизовать. Но разве мы можем понять чувства Алёны и множества других таких женщин? Нас воспитывали в разных условиях. И все мы несём ответственность за таких людей, как она.
Функция "родить" работает у всех, но "государственных детей" не учат самым простым вещам. Повторюсь, дело в том, что такие люди совершенно не привыкли к самостоятельности. Они привыкли жить в госучреждениях. А они когда выходят из этих самых учреждений, то зачастую начинают пить или вести асоциальный образ жизни. И я, как общественница, постоянно поднимаю эту проблему. Государство должно заселять бывших детдомовцев в специальные общежития — там они бы жили под патронажем наставников. Пусть у этих людей будут покровители, которые научат их готовить, убирать за собой, помогут освоить навыки какого-нибудь нехитрого ремесла, обеспечат рабочими местами. Конечно, необходимо будет следить, чтобы никаких пьянок и гулянок в этом общежитии не было, чтобы постояльцы не водили туда посторонних людей. Общество должно помогать таким людям. Мне очень понравилась фраза, которую руководитель отдела социального служения Русской православной церкви Владыка Пантелеимон произнёс на одном из наших мероприятий: "Если ты здоров — поделись здоровьем с другим. Если умён — поделись умом с другим. Пусть они возьмут пример с тебя". Так вот, мы должны быть живым примером для таких людей, как Алёна».