Город Омские архитекторы раскритиковали ремонт Юбилейного моста

Омские архитекторы раскритиковали ремонт Юбилейного моста

По мнению архитекторов, ремонт моста в том виде, в каком он был сделан, оказался бесполезным

После реконструкции мост начал сверкать яркими огнями по ночам

Долгожданное открытие Юбилейного моста обрадовало омичей, которые ждали этого события почти год. С облегчением вздохнули и автомобилисты, и пешеходы — теперь не нужно пробираться окольными путями, чтобы попасть на другой берег. Но по самому ремонту возникли вопросы. Общественник Игорь Фёдоров опубликовал информацию о том, что через ограждения Юбилейного моста может пройти ребёнок 2–4 лет — незакрытое пространство достигает 22 сантиметров. А на стыке пролёта и опор блогер заметил локальное пятно гололёда. Эту информацию прокомментировал экс-глава «Мостовика» Олег Шишов. После этого мэрия Омска ответила на вопросы общественника. Первую проблему исправили, закрыв проёмы декоративными табличками, а со льдом предстоит бороться дорожникам.

Теперь по поводу ремонта высказалось Омское отделение Союза архитекторов России — публикуем их мнение.

«В начале октября вновь открылся отремонтированный, а на самом деле реконструированный, Юбилейный мост. Этого события мы ждали целый год, терпя неудобства как автомобилисты, пассажиры и пешеходы. Теперь мы вновь можем беспрепятственно пройти по главному пешеходному маршруту Омска — по обновленному Любинскому проспекту от Драмтеатра до Ленинградского моста. Однако хотелось бы посмотреть на это событие с другой стороны. Какой мост мы имели до ремонта-реконструкции и что получили взамен? Юбилейный мост был возведен в 1967 году к 50-летию революции. Это было время смелых замыслов, чистых архитектурных решений и профессиональных строителей. Именно тогда у нас появились речной вокзал, ТЮЗ, концертный зал. Экспрессивность и конструктивная честность были отличительными признаками той архитектуры. Честность в конструкциях — это когда видимое является сущностным, а не пытается что-то скрыть, замаскировать. Так, чистая и мощная железобетонная дуга зримо говорит нам о своей напряжённой уверенной работе. Архитектурные детали подчеркнуто функциональны, но изящно прорисованы. Об авторах этого сооружения гордо сообщала именная табличка, размещённая на мосту: Юбилейный мост построен в 1967 году мостопоездом 413 "Минтранстроя" по проекту "Лентрансмостпроект". Каждый элемент подчеркивает красоту главного — выразительного арочного перехода. Именно эту арочность конструкции моста мы утратили. И вряд ли мы теперь увидим новую табличку с новыми "авторами". Некоторое время назад в прессе появились фотографии якобы "разрушающегося" Юбилейного моста и мнения насчет его устойчивости, а также неблагоприятные прогнозы. На основании неких данных был инициирован его ремонт-реконструкция, цели и методы которой не были до конца озвучены. Что же фактически сделали строители в период с лета 2017 по осень 2018 года?

Вот такой декоративной табличкой закрыли 22-сантиметровый проём

Дело в том, что арочная конструкция всегда работает на распор, что и позволяет ей быть устойчивой. Так как прочность конструкций, видимо, изначально была серьёзная, то за период работ смогли демонтировать только среднюю — самую тонкую часть. После этого, как только конструкция стала сегментированной, она перестала быть лучковой аркой и, соответственно, в средней части моста снизу якобы "арочной" конструкции появилась "груда металла", которая окончательно убила саму мысль, чистоту и честность конструкции. Трубы теплотрассы, которые раньше были спрятаны между продольными арками, теперь красуются у всех на виду во всей их неприглядности. А ведь этот вид — одна из визитных карточек Омска! Другими словами, фактически мы должны признать, что, по нашему мнению, никаких оснований для разборки несущей конструкции моста не было. Стоило всего лишь заменить западную и восточную пешеходные консоли, если уж они действительно просели. Теперь о деталях, которые для нас вовсе не детали. Те самые пешеходные консоли проектировщики и строители не сумели сделать дугообразными. Они получились прямолинейными, с небольшим арочным сочленением. И это провал! Это худшая услуга, оказанная мосту с точки зрения архитектуры. Можно спросить, а действительно ли это так заметно и стоит ли по этому поводу возмущаться? Да, это заметно, и это не тот мост, а совершенно другой. Такое, казалось бы, незначительное изменение в геометрии — это неуважение к проектировщикам и строителям прошлого. Подумайте, в те годы строители сделали все точно по проекту, хотя, как всегда, была юбилейная гонка. Сделали, несмотря на то, что не было точных измерительных приборов, не было достаточно мощной техники. Сегодня все есть, но нет главного, нет Автора-Архитектора, который и отвечает, в конце концов, за результат проведённых работ. К работе над знаковым городским объектом не был привлечён архитектор — это не поддаётся ни пониманию, ни объяснению!

Другая деталь — перильные ограждения, которые нам поначалу удалось отстоять. Но реализация неприемлемая. В оригинале они не были "обрезаны" по краям, а завершались опусками массивных перил на тротуар. Также из-за ошибки в расчетах на стыке температурного шва две крайние стойки ограждения разошлись более чем на 20 сантиметров. Эти "дыры" залатали металлическими фигурными накладками. О художественных достоинствах этих накладок говорить нет смысла, их просто нет, а вместе с мостом они оставляют общее удручающее впечатление. И, наконец, о фонарях. Понятно, что принятый в самом начале реконструкции Любинского "имперский" стиль вскружил всем головы, но не настолько же, чтобы водрузить и без того громоздкие черные опоры освещения на легкий модернистский мост! Следуя некой мифической идее "цельности" проспекта, чье-то воображение нарисовало бесконечный ряд таких опор на протяжении двух километров. И этот частокол почему-то должен был пройти и по мосту. Спорное решение, требующее качественного профессионального обсуждения для принятия окончательного решения. Только обсуждать его было не с кем. Если делается ремонт, то не должен меняться ни образ, ни конструктивное решение. Если делается реконструкция, ведущая к изменению архитектурно-конструктивной составляющей, то необходима защита принимаемых решений, профессиональное обсуждение мотивов, которыми руководствуются проектировщики, наконец, процедура законных согласований!

Так начинался ремонт моста

Первоначальный вид моста утрачен и, скорее всего, навсегда. Но городское сообщество, а особенно руководство города и области, должны понять, что делать такую важную и ответственную работу без архитектора нельзя! И впредь это не должно повториться! Омский Союз архитекторов всегда готов к конструктивному диалогу в решении любых насущных проблем, касающихся его компетенции, и готов оказывать действенную помощь как администрации, так и жителям города в решении этих вопросов. Главный архитектор проекта, Архитектор-Автор, является руководителем всего непрерывного процесса: от первых рисунков до сдачи объекта в эксплуатацию. Только архитектор видит во всей полноте и логической связности известную триаду "польза — прочность — красота" — как сделать нечто общеполезное безопасным и не принести при этом в жертву красоту. С ним не просто советуются, только когда видят в этом необходимость. Наоборот, он вправе привлекать для более полной реализации своего замысла тех или иных специалистов, влиять на принятие управленческих решений, обращаться напрямую к общественному мнению. Только такой подход позволит нашему городу сохранить то, что является его достоянием, а нам создать новые архитектурные произведения, достойные его, для нынешних и будущих его жителей».

Виктор Старцев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства