Интервью с доцентом кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС
Дистанционное обучение сегодня набирает все большую популярность, но у многих абитуриентов по-прежнему остаются вопросы. Легко ли обучаться удаленно? Какие преимущества у преподавателей и студентов? Не скажется ли такой формат обучения на усвоении материала? На эти и другие вопросы ответил доцент кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Максим Зенков.
— Максим Юрьевич, пользуется ли популярностью среди студентов дистанционное обучение по направлению ГМУ? С чем это связано?
— Заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий пользуется популярностью по ряду причин. Во-первых, образовательный процесс осуществляется без отрыва от работы (как правило, работающий человек занят, он не может оторваться даже на небольшой сессионный период от рабочего процесса, да и работодатели весьма недружелюбно воспринимают подобную ситуацию). Во-вторых, обучающийся может самостоятельно организовать свой учебный процесс в рамках семестра (есть только общие рамки, в течение которых необходимо выполнить установленные задания: семинар, контрольную или курсовую работу, пройти тестирование). Наконец, в распоряжении студентов находятся учебные материалы (как подготовленные преподавателями института и академии, так и предоставленные онлайн-библиотеками, подписку на которые организовал институт).
Многие выбирают направление подготовки ГМУ в качестве второго образования, что связано с планируемым карьерным ростом или потребностями в расширении компетенций в рамках выполняемой работы. Как известно, трудовое и образовательное законодательство не предоставляет того объема гарантий работнику и обучающемуся, на которые он может полагаться при получении первого образования. Поэтому обучение дистанционно — это актуально и доступно.
— Легко ли работать со студентами удаленно? Не сказывается ли это на усвоении материала?
— Безусловно, как студентам, так и преподавателям работать удаленно оказывается не столь легко. Поэтому учебные материалы и задания адаптируются к условиям получения образования. Студенту предлагается пройти электронный семинар, в рамках которого преподаватель будет задавать вопросы, отражающие разные темы изучаемого предмета, а также выполнить письменное контрольное задание, которое, как правило, ориентировано на практическую деятельность студента как работника, управленца, гражданина. Особенно это актуально для специальных дисциплин.
Аттестация по дисциплине осуществляется на основе тестовых заданий: тесты отбираются случайным образом из подготовленной преподавателем базы, куда входят не менее 300 заданий, которые периодически обновляются. Используемые оценочные инструменты соответствуют программам дисциплин. Общение со студентами организовано в форматах вебинаров (это популярный современный способ учебной коммуникации) и электронного консультирования, организованных в рамках системы электронного обучения, к которой имеют доступ обучающиеся, преподаватели и организаторы — тьюторы и администраторы института.
— По вашему мнению, каково будущее дистанционного обучения?
— В нашем институте дистанционные технологии имеют давнюю историю, еще в конце 1990-х годов было начато их использование. С начала 2000-х, когда интернет стал более доступным, дистанционные технологии стали активнее включать электронные формы и форматы. Учитывая опыт нашего института, развитие дистанционных образовательных технологий в России и за рубежом, можно уверенно говорить о перспективах их применения в образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании. Вспомните описания будущих технологий в книгах великого французского фантаста Жюля Верна, в сериале «Звездный путь» — электронный способ передачи информации, коммуникации имеет самый высокий КПД. В условиях развития информационного общества работникам (и тем более управленцам) необходимо усваивать новые способы передачи, обработки и хранения информации. Поэтому образовательный процесс, основанный на применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, позволяет интегрировать традиционные образовательные методы с современными, формировать сложные компетенции, которые будут являться востребованными в рамках новых профессий, новых видов профессиональной деятельности.
— Почему вы преподаете именно в РАНХиГС? В чем преимущества вуза для преподавателей и для студентов?
— Почему я работаю в РАНХиГС? С одной стороны, может показаться, что это произошло случайно. Я работал в Сибирской академии государственной службы, которая была включена в крупнейший российский вуз — Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, в которую также вошли московские вузы РАГС при президенте РФ и АНХ при правительстве РФ, региональные академии государственной службы и их филиалы. С другой, образование РАНХиГС было связано с формализацией существовавшей ранее системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для государственной службы. А вот изучать проблематику государственного управления, местного самоуправления, государственной и муниципальной службы — мой научный и гражданский интерес.
Понимая, что мы находимся только на этапе становления системы государственного и муниципального управления, я сам когда-то выбрал в качестве своей профессии ГМУ. Получив образование, применив его на практике, я решил продолжить работу в качестве преподавателя, ведь важно не только решать индивидуальные задачи, но и формировать команду единомышленников, которые могут принести пользу муниципалитету, государству, обществу.
Преимущества РАНХиГС для преподавателя — возможность применять методы критического мышления, проектного управления в рамках как учебного процесса, так и решения практических задач государственного и муниципального управления. Это, кстати, меняет и сам образовательный процесс: от менторства мы переходим к взаимодействию, совместному поиску решений.
Что касается студентов, РАНХиГС дает высокий уровень образовательной программы, положительно оцененный как выпускниками, так и государственными органами, которые принимают на работу наших выпускников, и Рособрнадзором, который аккредитовал все образовательные программы института и академии на шесть лет. Кроме того, студенты РАНХиГС могут участвовать в научно-исследовательской работе, а также продолжать обучение по программам магистратуры и аспирантуры.
Изучить подробную информацию о факультете и подать заявку можно на сайте, указав Омск как центр доступа.
ЦД СИУ РАНХиГС:
ул. Красный Путь, 9, каб. 317
тел. 8 (3812) 24-48-42
omsk@siu.ranepa.ru
www.siu.ranepa.ru
«Вконтакте»
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 2656 от 09.10.2017.