Корреспонденты НГС.ОМСК посетили центр кинологической службы городской полиции и выяснили, что находится в вещмешке кинолога, почему подсаживание животных на наркотики — миф, и дают ли собакам отпуск.
На сайте УМВД часто появляются новости о работе собак в полиции. Псы находят грабителей и закладки наркотиков, ищут бомбы в забытых сумках и пострадавших — под завалами зданий. Обладая уникальным нюхом, преданностью и небольшими размерами, эти животные становятся помощниками полицейских во многих ситуациях. Корреспонденты НГС.ОМСК съездили в центр кинологической службы и узнали, как щенков учат искать наркотики и может ли дворняга стать полицейской собакой.
Первый день на службе
4-месячный Айк — щенок немецкой овчарки. Лохматый, одновременно любопытный и побаивающийся незнакомцев, с несуразно большими лапами. В какой именно отдел направится малыш, определяют с помощью тестов. Айк — холерик, и тесты показали, что он будет идеальным сыщиком. Буквально через 4 месяца его начнут учить быть смелым и в то же время проявлять агрессию к людям. Конечно, не ко всем, а только к тем, на кого укажет кинолог Владимир Анохин. Щенок рядом с большим полицейским выглядит еще более мило. Настоящие занятия у него пока не начались. Сейчас щенка учат простейшим командам и дают привыкнуть к оборудованию: ошейнику, шлейке, поводку. При этом все строго, даже лакомство не просто дают за успехи, а сначала зажимают в кулаке, чтобы он мог «занюхать».
«То, что собак подсаживают на наркотики, чтобы они их искали, — это миф. Нам просто нельзя иметь наркотики. Разрешение есть только у медицинских организаций», — сразу отметил начальник центра Евгений Фролов. По его словам, есть специальные компании, которые производят «имитаторы». Ничтожное количество взрывчатки или смеси наркотиков соединяют с инертными материалами, и от запрещенных компонентов остается только запах.
«Обучаем сначала на конусах. Под одним из них запах. Даем понюхать и потом вознаграждение: либо лакомство, либо в игровой форме», — рассказал Евгений Фролов. Такие занятия продолжаются день за днем. К полутора годам собака уже идеально распознает любой наркотик на расстоянии нескольких метров, в чем бы спрятан и упакован он ни был.
Собачий отпуск
В вольерах местных питомников можно оглохнуть. Разыскные собаки готовы разорвать незнакомца, вошедшего на их территорию, однако едва в поле их зрения появляется кинолог, как они сразу добреют и начинают вилять хвостом. Почти все собаки разыскной службы — немецкие овчарки.
Однако среди почти 40 собак УМВД есть даже добрейший спаниель — одна из лучших ищеек наркотиков. Лабрадоров также применяют при поиске погибших — запах крови или разложения они учуют за километр. Все собаки с паспортами, с родословной и, порой, забавными кличками: Рыжая Бестия Грация, Вольфрудель Делис, Жером фон Норд Траум и прочими. Их придумывают либо заводчики, либо сотрудники питомника УМВД. Увы, попасть в последний не удалось, поскольку малыши еще не привиты.
Забавно также то, что на территории центра живет полосатый котик. Он меланхолик и социопат и, сам того не зная, становится дополнительным тренером для собак — овчарки учатся выдержке.
Интересно, что у собак с улицы или безродной домашней дворняги почти нет шансов попасть на службу. Почти. Есть буквально один шанс на тысячу, что чужой пес продемонстрирует свои уникальные способности при, например, задержании преступника, и тогда кандидатуру собаки обязательно рассмотрят кинологи.
Помимо отменного 2-разового питания в сутки у служебных собак есть собственный отпуск. Поскольку животное закрепляют за конкретным сотрудником, кинолог, который уходит отдыхать, чаще всего пишет заявление, чтобы пса отправили вместе с ним домой. Все равно с собакой некому работать. И какое-то время мохнатый живет не в вольере, а как человек — в квартире.
Инструменты кинолога
Владимир Анохин принес из раздевалки вещмешок — полевое снаряжение любого кинолога. Похож на армейский, вот только вместо ложек, кружек, мыла и прочего там куча игрушек для собак. «Вот эта — апортовая игрушка. Это тоже, но для собак поменьше, взрослые разорвут ее за минуту. Это тоже — хват тренировать», — начал кинолог выкладывать различные мячики, обручи и похожие на мочалки игрушки. Еще в мешке лежит миска. Должна быть также 1,5-литровая бутылка воды, но ее кладут непосредственно перед отправкой. Здесь же и целый ряд поводков: длинный, короткий и цепь.
Цепь нужна, чтобы, например, в лесу собаку можно было привязать к дереву и она не перегрызла поводок. Самой интересной деталью стал собачий несессер. Отдельно упакованные средства для ухода за шерстью. Расческа, вторая, массажная, щетка и войлочная тряпочка, «чтобы шерсть блестела». В какие бы дебри в ходе поисков пес ни забрался, он всегда будет выглядеть идеально.
Конечно, у кинолога на занятиях есть главный инструмент воспитания — баночка с лакомствами. Коричневые шарики пахнут то ли рыбой, то ли мясом, и животные от них просто без ума.
В 8 лет на пенсию
Инспектор-кинолог Дарья Карагодина всех собак называет дочками или сыночками. Сейчас под ее опекой 8-месячная ищейка Долли. Девушка-полицейский поясняет, что ей с «девочками» легче общаться — они преданнее. Кобели себе на уме, могут исполнить команду со второго или третьего раза. «Вот видите!», — смеясь, возмущается Дарья Карагодина, когда другой пес зажал кинутый ему мячик в зубах и помчался оросить столбик. При этом он с легкостью определил сумку, в которую положили имитатор наркотиков.
«Вот в этом году были на рейде с инспекторами ГИБДД. Остановили девятку. А он на дверь пассажирскую показывает. Мы водителя попросили открыть, тогда он у ног пассажира лег. Показывает, мол наркотики учуял. Оказывается, в носках сверток спрятал», — рассказала Дарья Карагодина. Во втором случае сразу 8 свертков спайса пес нашел при обыске квартиры в неприметном женском клатче на вешалке в прихожей.
В 8 лет служебный пес уже считается стариком. На площадке физподготовкой занимается полицейский из Горьковского района с мощной немецкой овчаркой. Могучий пес после нескольких часов тренировок уже выдохся и иногда оступается на бревне, но исправно выполняет каждую команду. Как признались в полиции, когда приходит решение отправить пса в отставку, решения принимаются разные. Чаще всего старики доживают свой век дома у своих последних хозяев-кинологов. И если во время службы у них есть отпуска и бесплатное медобслуживание, то пенсию, увы, собакам никто не оплачивает.