В минувшие выходные в Омске произошло жестокое убийство: 23-летний водитель службы заказа такси «Максим» задушил свою 69-летнюю пассажирку, которую вез в омский аэропорт. Родственники заявили в полицию о пропаже женщины — полицейские быстро отыскали таксиста, который сознался в убийстве и рассказал в деталях, как убивал. О том, почему молодой парень набросился на пенсионерку, проверяют ли таксистов на судимость и почему клиенты такси не застрахованы — в материале НГС.НОВОСТИ.
Как сообщает пресс-служба регионального УМВД, 22 августа в полицию Омска позвонили обеспокоенные родственники пропавшей 69-летней женщины. По их словам, рано утром того же дня женщина должна была вылететь в Москву, но никаких известий об этом они не получили. Позже выяснилось, что женщина около 5:00 утра вызвала такси к своему дому на ул. Иртышская Набережная, намереваясь выехать в аэропорт. В кратчайшие сроки удалось установить личность приехавшего по вызову таксиста. Им оказался 23-летний мужчина. В ходе опроса водитель подробно рассказал о маршруте следования от начального адреса до аэропорта, указал место на стоянке, где якобы высадил пассажирку. Но, как оказалось, в здание аэропорта омичка не заходила, на рейс не регистрировалась. Об этом свидетельствуют записи камер видеонаблюдения, установленные рядом с домом пропавшей и на территории аэровокзала. Видеоприборы зафиксировали момент появления такси у стоянки, но из салона автомобиля никто не выходил.
Следователь Андрей Дзюба из следственного отдела Центрального округа СУ СКР по Омской области в разговоре с НГС.НОВОСТИ, ссылаясь на слова таксиста, восстановил картину того злополучного дня.
69-летняя учительница одной из школ в то утро собиралась вылететь к родственникам в Москву. В 5 часов утра женщина позвонила в службу заказа такси «Максим» и вызвала машину к дому № 13 на ул. Иртышская Набережная, чтобы добраться до омского аэропорта, где ее ожидал сын. Но сын больше не увидел мать живой.
Подъехав к аэропорту на автомобиле ВАЗ-2109, 23-летний таксист завысил указанную ранее в заявке цену на 50 руб. Такой подход не устроил женщину, и по словам обвиняемого, она учинила скандал в машине, настаивая на оплате в 150 руб. При этом клиентка повысила тон и обматерила его.
«Женщина была недовольна, сказала «я пойду жаловаться». После чего он не сдержался и ударил ее, и она потеряла сознание. Это все происходило в автомобиле», — рассказывает следователь Дзюба, ссылаясь на объяснения водителя. —
После убийства таксист вытащил из ее сумки порядка 10 тыс. руб. и вывез тело в лесополосу неподалеку от стрельбища Танкового института в Ленинском округе. Спустя несколько часов сын, не дождавшись матери, заявил о ее пропаже в полицию. В службе заказа такси «Максим» полицейские выяснили личность водителя и вышли на него. Мужчина сознался в убийстве и, высказывая слова сожаления, показал, где находится тело пенсионерки.
По словам следователя, сам таксист внешне — «большой паренек» из села, выросший «на мясе и молоке». Еще в 2010 году в возрасте 19 лет он был судим по ст. 112 УК РФ (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) и позже амнистирован. Но через 2 года он снова преступил черту закона и был судим по ст. 158 УК РФ (кража); как и в прошлый раз, избежал серьезного наказания, отделавшись 300 часами обязательных работ. Описывая водителя, следователь отметил, что тот не вел асоциальный образ жизни, не был алкоголиком, проживал в Омске с сожительницей, ее матерью и братом. Сейчас таксист находится под стражей, ему предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).
Начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» Павел Стенников в разговоре с автором отметил, что его компания не вправе проверять водителей на судимость и закон не обязывает их это делать.
«Дело в том, что служба заказа, равно как и любая другая гражданская, не имеет полномочий делать запрос о наличии у человека судимости или отсутствии оной. Исключение составляют правоохранительные органы и еще некоторые органы, где это критично. Как вы знаете, ранее судимые люди избираются и депутатами, и мэрами городов. В общем, люди отсидевшие — они такие же граждане, ни в чем не ограничены в правах по законодательству. Ни одна компания не проверяет водителей такси на судимость», — пояснил Павел Стенников, добавив, что «Максим» не имеет в штате собственных водителей и не является таксомоторной компанией, предоставляя лишь заявки таксистам.
«Мы лишь информационный посредник», — заверил представитель компании.
По его словам, работа компании «Максим» с таксистами построена следующим образом: индивидуальные предприниматели с личным автомобилем могут, получив аккредитацию, брать на информационной площадке заявки и выполнять их. Когда водитель берет заявку, он ставит отметку в мобильном приложении «Драйвер» на своем телефоне, а выполнив ее — ставит соответственно отметку о сделанной работе.
Между тем в службах заказа такси «Семерка» и «Юнис-Лада» заявили, что проверяют водителей на судимость. Представитель компании «Семерка» Наталья Кучерова не раскрыла, как именно проверяют водителей, пояснив лишь, что у них есть служба безопасности, которая этим занимается. Заместитель гендиректора «Юнис-Лады» Сергей Звягинцев сообщил, что у компании есть как штатные, так и внештатные водители — и те, и другие проверяются службой безопасности, которая делает запросы в правоохранительные органы.
По словам председателя правления омской областной общественной организации «Общество по защите прав потребителей в сфере страхования» Игоря Пушкаря, с января 2013 года в РФ действует так называемый закон «О страховании пассажиров», который предусматривает обязательное страхование пассажиров перевозчиками на всех видах транспорта за исключением легковых такси и метрополитена. Причем закон распространяется также и на маршрутные такси и автобусы, пассажиры которых могут рассчитывать в случае ЧС на возмещение компенсации в размере до 2 млн руб. А в подобном трагическом случае, как у службы заказа такси «Максим»,
компания действительно по закону не несет никакой ответственности, поскольку между фирмой и водителем не заключен трудовой договор, отметил Пушкарь.
Начальник отдела организации пассажирских перевозок министерства развития транспортного комплекса Омской области Алексей Лазуткин признался, что сейчас законодательно работа служб заказа такси не регламентируется. Таким образом, водители, работающие со службами заказа, не проходят предрейсовые медосмотры на состояние опьянения, не проверяются их автомобили.
По словам Лазуткина, в настоящее время у комитета по транспорту Госдумы РФ в разработке находится проект, который как раз предусматривает понятие подобных служб заказа такси и диспетчерских служб, которые сейчас передают заявки таксистам. Данный законопроект предусматривает их ответственность за передачу информации таксистам без лицензии. В сентябре его планируют внести на рассмотрение в Госдуму.
Дастан Бейсебаев
Фото thinkstockphotos.com (1), 55.mvd.ru (2, 3)