9 августа на аэродроме Калачево уже третий раз отмечали День Воздушного флота России масштабным авиашоу. Взгляд несведущих в авиации любителей самолетов сразу же приковывали стоящие на дальнем краю поля большие и желтые самолет АН-2 и вертолет МИ-2. Желающие могли подняться на борт АН-2, потому возле самолета полдня стояла длинная очередь. Во время праздника АН-2 трижды поднимал в небо парашютистов, оглушая зрителей ревом мотора и ароматом бензина.
9 августа в Омске на аэродроме Калачево отмечали День авиации. Несмотря на то что из-за порывистого ветра были отменены полеты парапланов и дельталетов, а полет воздушного шара был под большим вопросом — праздник удался. Целый день над полем проносились самолеты, вертолеты и парашютисты, раздавался рев моторов, аплодисменты и гул восхищенных зрителей. О неудачной посадке парашютиста, о том, кто в Омске летает на парапланах и сколько стоит дельталет — в материале НГС.НОВОСТИ.
Любовь к самолетам собрала на аэродроме несколько тысяч омичей и спровоцировала километровые пробки на Русско-Полянском тракте. А маленькие бесплатные автобусы до Калачево были забиты до отказа еще за полчаса до отправления из города. Зрители располагались на аэродроме с комфортом и надолго — раскладывали на траве покрывала, разжигали мангалы и загорали. В соседнем лесу рядом с полем даже образовался обширный палаточный лагерь с парковкой.
Единственный пилот параплана (остальные 18 парапланеристов Омска решили не ехать на праздник из-за сильного ветра), 55-летний Александр Щукин поставил палатку в лесу рядом с аэродромом. «К полетам пристрастился в 2007 на Алтае, да теперь летаю хотя бы 1–2 раза в неделю. А по жизни я предприниматель — занимаюсь электромонтажем, еще обучаю полетам на параплане». От Александра мы узнали, что улетное хобби — недешевое удовольствие, параплан в полной комплектации обойдется в сумму от 150 тыс. руб.
Выставка самолетов легкой и сверхлегкой авиации (весом до 5300 кг) была разделена красной чертой с охраной. К самолетам, участвующим в авиашоу, зрителей не пускали. Полеты комментировал ведущий, также омичей вновь порадовало выступление «Войск Дяди Васи» 242-й части ВДВ. Авиашоу сопровождали авиационная викторина с призами, пение вездесущего Владимира Соболя, танцы и выступление бардов из клуба авторской песни «Грани».
В программе Дня авиации — показательные полеты различных видов самолетов. «Сигма» — самолет Самарского производства. Также 9 августа в небо над Калачево поднимались чехословацкий TL-200, Цесна-337, американские SM-337, Viper Sd-4, Sting Carbon, Sky Ranger. Также участвовал в полетах самолет «Сапсан» — самоделка Игоря Михалева.
Еще один участник авиашоу — заслуженный самолет самодельной конструкции «Москит». Омская региональная Федерация легкой и сверхлегкой авиации представила самые разнообразные модели самолетов: основу авиапарка составляли украинские «Аэропракты» и самолеты разработки Московского авиационного института «Авиатика». На итальянском самолете «Челавиа» в Омск прибыли гости из Челябинска, еще одного «итальянца» — самолет «Сиерра» также можно было увидеть в полете.
Гость из Уфы, американский вертолет Robinson R44 производства компании Robinson Helicopter, принадлежит авиакомпании «Лайт Эйр».
Не летающие в этот день самолеты стояли перед заграждением и любой желающий мог залезть в кабину, чтобы сфотографироваться. Самолеты охраняли летчики Учебного центра Федерации легкой и сверхлегкой авиации. Пилот самолета «Амфибия» Ч22 Алексей Овсянников занимается в аэроклубе 4 года. «На «Амфибии» можно взлетать с земли, приземляться на воду и наоборот», — рассказал Алексей. В обычные дни пилоты учебного центра запросто могут и покатать на самолете: 10 минут обзорного полета — 1500–1700 руб.
На выставке можно было посидеть в «Аэропракте» и «Авиатике», а также пообщаться с пилотами из аэроклуба. Большинство пилотов учебного центра на земле занимаются предпринимательской деятельностью, не связанной с самолетами. На выставке летательных аппаратов скучали и 2 дельталета, им тоже нельзя было летать из-за ветра. Хозяин крылатой машины Андрей Краковцев, по профессии пилот, признался, что вместе с сыном Николаем они делают такие машины, учат летать на них, катают желающих и обрабатывают поля. Минимальная стоимость дельталета — 600 тыс. руб.
Перед полем расположилась выставка ретро-автомобилей от «Ретро-клуба» и парад старинной автотехники от Омского историко-патриотического клуба «Автотранспортный батальон». В центре поля грустно стояли 4 квадроцикла от компании «Антикор-сервис». Сотрудники пояснили, что собирались катать на квадроциклах всех желающих абсолютно бесплатно, но несмотря на то что мероприятие было согласовано во всех инстанциях заранее, катания в последний момент запретили сотрудники ДПС.
На празднике хватало развлечений и тем, кто мало интересуется самолетами. Перед аэродромом расположились территория общепита с шашлыками, мороженым и газировкой и зона детских развлечений с батутами и десятком прозрачных шаров бампер-боллов (100 руб. за катание). Также наблюдались стрелковый тир (100 руб. — 10 выстрелов) и катание на лошадях (100 руб.) Своим присутствием праздник авиации почтили и сухопутные пилоты: омские байкеры и велосипедисты.
З раза за день на восторженных зрителей сыпались с неба парашютисты, которых сбрасывал АН-2. Суровый инструктор, пожелавший остаться неизвестным, сообщил нам, что в праздновании Дня авиации участвовали 20 парашютистов ДОСААФа.
Не обошлось и без травм: во время первого выступления парашютистов Станислав Моисеевский при приземлении неудачно попал ногой в яму и получил сложный перелом лодыжки. Пострадавшему сразу же оказали помощь врачи — на аэродроме весь день дежурила «скорая помощь». Дежурившие на поле пожарные, к счастью, так и остались без работы.
Основной частью авиашоу была демонстрация мастерства пилотов: парный и групповой пилотаж. Пилот Виталий Подберезкин на А-22 показал номер «Танцующий самолет».
Апогеем шоу пилотов стала посадка самолета с неработающим двигателем. «Аварийную» посадку выполнял пилот охраны лесов Сергей Морозов. В полной тишине, с выключенным мотором «Аэропракт» Морозова плавно и точно спланировал на посадочную полосу.
Несколько раз в авиашоу принимали участие и авиамоделисты. Выступления радиоуправляемых моделей самолетов комментировал вице-президент Омской федерации авиамодельного спорта Михаил Алтухов, который представил модель радиоуправляемого вертолета — «Квадрокоптер», с которого можно даже вести съемку. Маленькие авиамодели с легкостью выписывали в небе мертвую петлю, бочку и боевые развороты.
Финальным аккордом Дня авиации традиционно стал полет реактивного самолета L-29. С оглушающим ревом он эффектно нарезал круги над аэродромом. А вот полет воздушного шара также отменен из-за ветра, сообщил директор спортивно-технического клуба «Пилот» Марк Лидер. Покататься можно было только вечером, когда наступил полный штиль. Полет на воздушном шаре с группой — 4500 руб. с человека, вдвоем — 16 тыс. руб.
В завершение праздника чей-то отважный воздушный шар все же взлетел в небо — правда, у взлетной полосы аэродрома шар несколько раз ударился корзиной о землю и чуть не перевернулся — толпа зрителей ахнула. Но воздухоплавателю удалось выровнять шар и продолжить полет.
Анна Акелькина
Фото Александра Румянцева