
Эти родители не посещают религиозные секты, не живут в лесу и не преследуют цель закрыть ребенка дома или оградить от общества. Просто их дети осваивают общеобразовательную программу вне стен школы, а взрослые полностью берут ответственность за их знания на себя. Одни обучают детей самостоятельно, другие — с помощью репетиторов или онлайн-курсов. Главное — сдать аттестацию. Не стоит путать с домашним обучением, которое оформляется по медицинским показаниям ребенка. На семейное образование может перейти любой ребенок на любом этапе учебного года. Вернуться можно на тех же условиях — когда захочется. Как рассказали в департаменте образования, сейчас на такой форме обучения в Омске находятся 1084 ребенка. Мы поговорили с тремя омичками, дети которых не ходят в школу. Они рассказали, как решились забрать их из учебного заведения, что думают об учителях и системе образования и в какие суммы им обходится такое обучение.
Занятия с репетитором

Красная бабочка, носки в тон и модный костюм. Родители Ильи тщательно подбирали сыну наряд к его первой в жизни торжественной линейке. Правда, праздник в честь 1 Сентября был под угрозой срыва — в прошлом году школьное мероприятие планировали отменить из-за пандемии коронавируса, но в итоге для учеников 1-х, 9-х и 11-х классов оно всё же состоялось. Мама первоклассника Татьяна Зарубина тогда больше переживала не за то, какое впечатление останется у ребенка от первого звонка, а о том, какие знания он получит в пандемийном учебном году. Опасения были не напрасны. После 1,5 месяца учебы заболел учитель, начались бесконечные замены. Тогда Татьяна решила попробовать заниматься с Ильей дома плюс дополнительно водить его к частному преподавателю — по часу три раза в неделю. Эта практика так понравилась омичке, что она перевела сына на семейное обучение. Для этого обратилась в департамент образования с заявлением, выбрала школу, куда будет прикреплен сын для прохождения аттестации, обговорила способ и сроки сдачи итоговых экзаменов.

— В первый год обучения у ребенка закладывается любовь к учебе, а он попадает в этот сумбур пандемии, с постоянно меняющимися преподавателями и отменой занятий. Была еще одна причина — методы воспитания в школе. Они не совпадали с моими, я честно старалась смириться, понять, но не смогла. Я считаю, если учитель выбрал профессию работы с детьми, то должен всегда держать себя в руках, не позволять себе унижений и сравнений из серии «Вот какой ты негодяй, Ваня, а вот Миша — хороший! Смотри на него, бери пример!». Сейчас с детьми так нельзя, они другие, — считает Татьяна.
Она привела еще один аргумент за семейное обучение — свободное время. Его стало значительно больше, и теперь семья Зарубиных всё успевает.
— В школе детей сильно загружают домашней работой. Спросите любую маму — сколько задают этой домашки? У детей не остается времени на творчество, а все, у кого остается, приезжают домой в 9 часов вечера и садятся делать уроки. Дети ведь хотят заниматься и танцами, и пением, и в художку ходить, — продолжает омичка.

Сейчас Илья ходит на индивидуальные занятия к педагогу пять раз в неделю по два часа. Домашнюю работу ему практически не задают — мальчик хорошо усваивает уроки на месте. Учитель занимается с ним по всем предметам, которые необходимы первокласснику, за исключением таких дисциплин, как физическая культура, музыка и изобразительное искусство. Их компенсируют творческие кружки. К слову, в феврале мальчик успешно прошел аттестацию за 1-й класс и перешел к изучению программы за 2-й. Такое обучение родителям Ильи обходится в месяц примерно в 20 тысяч рублей.
Семейная школа

Три года назад омичка Светлана Акопашвили организовала свою мини-школу семейного обучения. Она нашла сторонников, других родителей, вместе с которыми арендовала помещение для учебы детей. К слову, тогда ремонт, мебель и все учебные пособия были за счет государственных компенсаций — подушевого финансирования на каждого ребенка, которое выделяли родителям, выбравшим такой вид обучения. С 1 сентября 2019 года в Омской области выплаты отменили. Многим родителям пришлось отправить своих детей обратно в общеобразовательные школы за неимением средств. Те, кто остался, в том числе и Светлана, скидываются на обучение по 8 тысяч рублей. Этих денег не хватает, чтобы покрыть расходы за аренду, коммунальные услуги и новые учебники, поэтому она оформила ИП и открыла направление дополнительного образования, куда приходят на платные занятия в основном дети из соседних школ. В семейной школе, рассказывает омичка, сейчас занимается 12 учеников, четверо из них — дети Светланы. Она ни разу не пожалела, что выбрала именно этот путь обучения, и по-прежнему тверда в своих убеждениях.

— В общеобразовательной школе нет цели дать качественное образование и создать комфортную атмосферу. Там детей объединяют по географическому признаку. Они разных социальных сословий и разного воспитания. Да и сейчас больше 50% школьников ходят к репетиторам начиная с первого класса. Спрашивается, зачем туда ходить? Чтобы просидеть полдня, а потом еще делать кучу домашней работы? Учителя физически не успевают за 40 минут в классе выдать всю информацию на 30 человек. У всех уровень развития разный. Всем детям нужно разное количество времени на освоение материала, — выражает свое мнение Светлана Акопашвили.

Также она считает, что учителя в общеобразовательных школах настолько загружены, что у них не хватает времени ни на отдых, ни на саморазвитие. При таких условиях профессиональное выгорание может произойти уже через пару лет — и такой педагог станет неэффективным. Что касается социализации, то, по мнению Светланы, общение дети могут черпать на кружках и секциях. А в общеобразовательных школах ученики приобретают неврозы и психологические проблемы, потому что их загоняют в рамки.
Самостоятельное обучение
Дети омички Юлии К. обучаются дома самостоятельно и практически без помощи мамы. У нее их трое: старший Матвей — восьмиклассник, средний Арсений — пятиклассник и младшенькая Варвара — первоклассница. Сыновья, по словам женщины, изучают школьную программу собственными силами по учебникам, а вот дочери пока требуется помощь.
— Я стараюсь, чтобы они сами вникали. Если у них совсем ничего не получается, тогда я им помогаю. Они сами берут учебник, открывают параграф и читают, потом мы с ними обсуждаем. Если что-то непонятно, тогда я могу уже объяснить. Я их мотивирую, говорю: «Никаких развлечений и компьютеров, пока вы не сделаете свои задания», — рассказывает Юлия.
Никто из детей Юлии не ходил в детский сад. Омичка признается: отдавать детей в чужие руки было жалко, боялась, что к ним будут плохо относиться. Она не отрицает, что здесь роль сыграл ее материнский эгоизм. Когда пришла пора отдавать первого сына в школу, Юлия колебалась, но всё-таки решилась отпустить Матвея в большой мир. Правда, через год семья решила перевести его на семейное обучение. Остальные дети омички никогда не были в школе.
— Я детям предлагаю: если хотите, идите в школу, но они сами не хотят. У нас много свободного времени. Мы сами выстраиваем свой график, когда пойти на каникулы, а когда организовать занятия. Заканчиваем учебу мы раньше, чем это происходит в школах. В мае мы уже отдыхаем. Но, правда, приходится заниматься летом, чтобы к сентябрю ничего не забыть. После каникул сложно начинать, раскачиваемся по чуть-чуть, бывают и капризы. Потом всё нормально. Аттестацию мы сдаем два раза в год. В следующем году старший сын будет сдавать ОГЭ. Я в нем уверена, знания у него хорошие, — продолжает Юлия.

Каждый день ее дети встают в 7 утра. По расписанию бассейн, потом занятия. За учебники они берутся ориентировочно в 09:30. Среднему сыну на самостоятельное изучение школьных предметов требуется около трех часов, старшему побольше — дисциплины сложнее.
Единственная трата Юлии на обучение детей — английский язык. Матвей ходит на индивидуальные занятия к репетитору два раза в неделю. Час у педагога стоит 800 рублей. Средний Арсений посещает групповые занятия по иностранному языку. За восемь занятий в месяц женщина отдает 2500 рублей. В общей сложности за двух сыновей в месяц Юлия платит около 9 тысяч рублей.
По ее мнению, дети не лишены общения — у них полно друзей во дворе, там они и учатся налаживать контакты, играть со сверстниками и разрешать конфликты. Этим летом, например, старший сын впервые ездил в лагерь и за две недели ни разу не попросился домой.
Как вы считаете, может ли семейное образование заменить учебу в общеобразовательных школах?