После того, как в Омской области отменили компенсации за семейное образование школьников, сторонники этой формы обучения начали проводить пикеты, собрали под петицией 2500 подписей и готовят иск к региональному минобру. Правильным образом настроить информационный фон пытаются и власти, убеждая в том, что «семейные» дети знают меньше, а платить за их обучение область не обязана. NGS55.RU получил комментарии в пресс-службе министерства образования Омской области и у сторонницы семейного обучения, многодетной матери и экс-депутата Заксобрания Алеси Григорьевой.
В России существуют разные формы образования, в том числе школьное и семейное. Вторая форма выглядит так: дети изучают школьную программу дома под руководством родителей, сдают аттестационные экзамены в школе и, если делают это успешно, получают компенсацию — те же деньги, которые государство потратило бы на обучение этих детей в школе. В полном объёме, порядка сотни тысяч рублей в год, компенсации выплачивались лишь в редких регионах — Омская область оказалась в их числе.
По информации министерства образования Омской области, сегодня в регионе вне государственных школ учатся 1211 детей. Мы писали о том, как это происходит и почему родители забирают своих детей из школ. Однако скоро эта история закончится — те, кто учатся дома, будут получать компенсации только до 1 сентября следующего года. Вопрос в том, что они называют семейную и школьную формы образования равноправными, а минобр считает, что бесплатное образование, гарантированное Конституцией, может даваться только в школе.
В ход идут самые разные аргументы. Например, правительственное издание «Омскрегион» за пять дней до принятия закона об отмене компенсаций опубликовало материал «Хоумскулеры не прижились: после домашнего обучения дети вернулись в школы». Но в первом же абзаце выяснилось, что вернулись не все дети, а только десять человек из тысячи. Один процент — завидная статистика. Вот, например, подзаголовки в тексте: «Медвежья услуга», «Второгодник поневоле», «Дневники без пятёрок»... Сторонники семейного образования отвечают: да, дневники без пятёрок были — когда в школах учились. NGS55.RU приводит аргументы и контраргументы обеих сторон по ключевым тезисам.
«Семейные» плохо учатся
Мнение министерства образования: Есть экспертные заключения педагогов, что у тех детей, которые перешли на семейное образование и проходят промежуточную и итоговую аттестацию, отметки стали хуже, чем у сверстников в школе, а уровень качества продемонстрированных знаний ниже, чем был до перехода.
Мнение Алеси Григорьевой: Наши дети знают больше. Если мы по десяти детям, вернувшимся в школы, судим о тысяче детей, то давайте так: прошлый министр образования сидел, позапрошлый директор депобразования сидит — получается, и нынешние должны сесть? Такая у нас логика? Открытые данные по Омской области говорят о том, что 13 процентов омских школьников не допущены к ГИА. Но этот факт министерство образования почему-то не стремится афишировать.
Едут в Омск за компенсациями
Мнение министерства образования: Были случаи, когда родители и их дети, постоянно живущие за пределами Омской области, для получения компенсации оформляли временную регистрацию на территории нашего региона. Только в Омске по состоянию на октябрь 2018 года по 53 детям, находящимся на семейной форме обучения, отсутствует информация о прохождении промежуточной аттестации за 2017–2018 учебный год. Все эти дети находятся либо за пределами Российской Федерации, либо имеют временную регистрацию в Омске.
Мнение Алеси Григорьевой: То, что дети-семейники и их родители имеют возможность передвигаться по стране и за ее пределы — это великое благо семейного образования, а не недостаток. То, что жители Омской области вынуждены работать в других регионах и там платят налоги, это никого не смущает?
Уводят компенсации в частные школы
Мнение министерства образования: Некоторые родители использовали компенсации для получения их детьми образования в частных школах. При том, что предусмотрены субсидии для негосударственных учреждений в расчете на каждого ребенка по нормативам финансирования муниципальных школ. В 2018 году в Омске стало известно о пятерых учениках, которые числятся на семейном образовании, но на самом деле приняты в негосударственные школы, получающие субсидии на учебные расходы из областного бюджета. Формально частные школы «маскируют» реализацию общеобразовательных программ консультационными услугами.
Мнение Алеси Григорьевой: А куда еще должны идти деньги, если не на оплату образования ребенка? Родители частично оплачивают за счет компенсации — остальное за свой счет! Конституцией РФ гарантировано право на бесплатное обучение. Граждане РФ платят налоги, чтобы государство могло обеспечить наши конституционные права. Если я выбираю семейную форму обучения, несу нагрузку по образованию своих детей, то я имею право на получение компенсации моих затрат.
Дорого обходятся
Мнение министерства образования: Средний размер норматива на одного ученика в общеобразовательной организации на 2018 год из областного бюджета составляет 46,2 тысячи рублей в год. Этот норматив установлен по требованиям федерального законодательства. Но размер реальных выплат одному из родителей за обучение не в муниципальной школе в этом году варьируется от 47,2 тысячи рублей в год до 133,5 тысяч рублей в год в зависимости от уровня образования.
Мнение Алеси Григорьевой: Это искажение фактов, давайте не путать: ребёнок на семейной форме обучения всегда будет экономить бюджетные деньги — для него не строятся новые школы, не платятся коммунальные услуги. Компенсация для родителей-семейников считается по абсолютно обоснованной формуле. И, повторяю, это не мера социальной поддержки, а компенсация наших затрат. Точно так же, как из бюджета платятся выпадающие доходы для ресурсоснабжающих организаций, транспортников и других частных организаций.
Конституцией не облагается
Мнение министерства образования: Семейное образование для детей — добровольный выбор родителей, которые отказываются от использования конституционного права на бесплатное образование в муниципальных школах и обязуются самостоятельно обеспечивать обучение детей в семье.
Мнение Алеси Григорьевой: Это высказывание госпожи Дерновой (министр образования Омской области. — Прим. ред.) войдёт в века. По Конституции, образование в России бесплатное, и семейная форма обучения стоит наравне с обучением в общеобразовательном учреждении. А заявления о том, что нам якобы установят какую-то социальную выплату и сохранят ее для многодетной семьи — это большое-большое вранье. Нет таких документов. Никогда такую выплату нам не одобрит Москва. Точно так же, как у нас много лет не было выплаты пособий до трех лет, несмотря на Указ Президента.
P.s.:
Сторонники семейного образования собираются продолжать борьбу. Алеся Григорьева утверждает, что дело может даже не дойти до суда, поскольку новый закон абсурден. Женщина полагает, что власти одумаются и отменят его сами.