История об омском мальчике, которого ставили коленями на гречку, заставила многих родителей задуматься о правильных методах воспитания детей. Сейчас многие говорят о том, что совладать с современным поколением непросто — некоторые, таким образом, даже оправдывают поведение матери и отчима, которых отправили в колонию из-за жесткого метода наказания, который они применяли к восьмилетнему сыну.
Ещё до вынесения приговора Казаков и Юмашева рассказали свою версию событий. В частности, оба сообщили, что у восьмилетнего мальчика были серьёзные проблемы с поведением — он убегал из дома, воровал деньги, отключал телефон. Но было ли такое поведение весомым основанием для того, чтобы заставлять ребёнка часами стоять на гречке?
Ранее NGS55.RU разбирал с психологом Натальей Дружиной причины такого девиантного поведения. Теперь вместе с дипломированным клиническим психологом Ильдаром Долготовичем и психотерапевтом амбулаторного психиатрического отделения для детей и подростков клинической психиатрической больницы Наталией Александровой мы рассмотрим возможные способы воспитания, к которым могли бы прибегнуть Юмашева и Казаков, отказавшись от физических наказаний. Спойлер: самое главное — разобраться в причинах непослушания ребёнка и уже исходя из этого действовать.
Что делать, если ребёнок начал воровать?
— Детское воровство имеет разные причины, и не всегда родители могут их узнать. Даже если ребёнок сам озвучил ту или иную причину, скажем, желание угостить друзей, за этим может скрываться более глубокое основание, например желание испытать стрессовое напряжение, страх. И вообще поведение человека всегда основано на нескольких мотивах, и не все они осознаются. Поэтому задача родителей — создать условия для их максимального раскрытия. Но вместо этого родители часто торопятся дать негативную оценку такому поведению ребёнка. Этого не нужно делать как минимум по трём причинам. Во-первых, ребёнок мог стать жертвой вымогателей со стороны других детей, и ваше давление зажмёт его «в тиски».
Во-вторых, дети младшего школьного возраста наиболее чувствительны к ярлыкам со стороны взрослых, так что их негативное поведение может закрепиться, если они получат однозначную оценку, например в виде слова «вор». Такая оценка создаст атмосферу недоверия, и ребёнку может начать казаться, что за ним следят дома — он будет скован. Поэтому родителям следует вместо оценки расспросить ребёнка о мотивах. Делать это нужно твёрдо, обозначив своё расстройство и удивление, но отметив, что «сейчас мы вместе с тобой поймём, что случилось, и найдём способ это исправить». Такая установка позволит ребёнку получить шанс на исправление, но в то же время не увиливать от ответа.
Родителям необходимо дать одинаковую оценку, даже если они не в ладах. Эта оценка должна звучать в терминах «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» («мне неприятно», «я расстроена» вместо «ты подвёл меня», «ты расстроил меня»), также необходимо давать оценку не личности, а поступку («это плохой поступок» вместо «ты плохой»).
Нужно обратить внимание, насколько ваш ребёнок импульсивен, усидчив и способен к саморегуляции. Если ребёнок слаб волей и его поведение и раньше трудно поддавалось самоконтролю, то, вероятно, воровство связано с неудержимым желанием в удовлетворении той или иной потребности. Но если ваш ребёнок скорее сдержан, то такое поведение может указывать на более глубокие причины эмоционального плана. В первом случае ребёнок должен быть наказан более строго, например временным лишением чего-либо ценного для него, не касающегося его базовых потребностей в пище, сне, одежде. Наказание должно быть обосновано словесно: «Ты совершил плохой поступок, тебе было тяжело удержаться, ты не стал спрашивать разрешения, поэтому ты будешь наказан». Тем самым родитель берет на себя недостающую ребёнку функцию саморегуляции.
Кроме того, часто дети совершают опрометчивые поступки, чтобы узнать диапазон допустимого, особенно если поведение родителей малоинформативно. Тогда такие поступки позволяют почувствовать границы допустимого, и если родитель отреагирует исключительно психологически сдержанно, без элементов наказания и порицания, то ребёнок скорее продолжит изучение эмоциональных границ.
В целом подобное поведение детей младшего школьного возраста скорее указывает на временные трудности адаптации, нежели на сформированный склад личности.
Ребёнок не приходит домой вовремя и отключает телефон
— Нужно знать, чем живет ребёнок, с кем дружит, где предпочитает гулять. В целом для детей младшего школьного возраста менее характерно ставить под сомнение авторитет взрослых. И если это начало происходить, то, вероятно, в его окружении появились более влиятельные фигуры, например старшие дети. Тогда ребёнок отключает телефон, чтобы не оказаться в ситуации ругаемого перед лицом товарищей. В любом случае нужно донести до ребёнка, что лучше вы поговорите с ним, чем будете искать контакта через его друзей и их родителей.
Что делать, если ребёнок обманывает взрослых?
— В целом увиливание ребёнка, его попытки обмануть вас могут говорить о некой проблемной ситуации в отношениях с родителями, когда его потребности не удовлетворены, например он близок в своём развитии к подростковой автономии, а родители по-прежнему к нему относятся как к маленькому ребёнку. Также обычно склонность хитрить и изворачиваться формируется у детей безапелляционно строгих родителей, ведь проще обмануть, чем выслушивать порицание и испытывать наказание. Поэтому и здесь родителям стоит поговорить с ребёнком на доверии, возможно, поручив ему некое семейное дело, тайну, просьбу, обговорив предварительно, что вы в курсе его нередких обманов, высказав своё расстройство по этому поводу, обозначив желание впредь доверять друг другу.
Что делать, если ребёнок не признает авторитет старших?
Дети до семи лет получают любовь безусловно, вне зависимости от своего поведения они чувствуют, что их любят. С поступлением в школу ребёнок сталкивается с тем, что любовь отныне требует условий, например он должен хорошо учиться. Не все дети могут этим условиям соответствовать, например из-за особенностей темперамента и низкой способности к саморегуляции они испытывают трудности в учебе; тогда они недополучают «социальных поглаживаний». Им остаётся либо стремиться силой вернуть внимание взрослых, например через болезнь или «плохое поведение», либо отказаться от этой гонки за любовь. Такой ребёнок становится отчуждённым, живет сам по себе. Если авторитет взрослых падает у ребёнка младшего школьного возраста, тогда мы предполагаем, что ребёнок не успешен в получении одобрения (любви) и выбрал путь «выхода из игры». Отсюда и вектор для работы: ребёнка нужно вернуть в эти правила социума, предложив ему более сложные виды поведения, в которых он может «вдруг» оказаться успешным и заслужить похвалу. Хвалить в этом смысле нужно не абстрактно («ты молодец»), а конкретно («ты молодец, потому что...»). Это же рекомендовано и для тревожных, с низкой самооценкой детей, которые также «проигрывают» в борьбе за почёт и любовь взрослых. Однако более серьёзной причиной падения авторитета взрослых для ребёнка младшего школьного возраста может быть нарушение выхода из латентной стадии психосексуального развития, которая обычно длится с 7 до 11 лет и связана с подавлением сексуального любопытства и его переводом в спортивную и творческую деятельность. Стресс, сопряжённый с угрозой здоровью, смерть близких, чрезмерное напряжение сексуального влечения могут нарушить течение этой стадии. Тогда происходит прорыв грубых эмоций, эгожеланий более раннего периода детства; на этом фоне авторитет взрослых и в целом норм общества падает. Поэтому родителям нужно обратить внимание на то, что предшествовало изменениям в поведении и отношении ребёнка. Нужно попытаться вернуть ребёнка в социально одобряемые виды деятельности, в которых он может реализовать свои аффекты, например заняться спортом со строгой дисциплиной.
Детский психотерапевт Наталия Александрова считает, что жестокие методы наказания, к которым прибегали Сергей Казаков и Алина Юмашева, могут привести к тому, что у мальчика в будущем выработается «синдром жертвы» либо ему захочется выместить свои детские обиды на других.
— Есть риск, что ребёнок, который находился в роли бессильной жертвы, став взрослым, начнёт это возмещать на других людях. Он может вырасти человеком, который будет сам совершать насильственные действия. Могут вырастить преступника. Второй вариант развития событий — роль жертвы станет для него привычной. Появится так называемая виктимность, — отмечает Наталия Александрова. Она также не исключает того, что сильный стресс может оказать негативное влияние на здоровье мальчика. — Лучший способ предотвратить такое поведение — профилактика. Причиной таких поступков могут быть неблагополучные семейные отношения. Вообще, как только ребёнок начнет проявлять такое поведение, желательно обращаться к психологу. Это может быть началом психического расстройства — тогда поможет психиатр. Нужно учиться взаимодействовать с ребёнком, вместе заниматься чем-то интересным. Это может быть совместная работа по дому, готовка, уборка, творчество и другие виды так называемой внеурочной деятельности.