История о маленьком омиче, которого отчим в воспитательных целях ставил на гречку голыми коленями, потрясла всю страну. Восьмилетнего школьника часами заставляли стоять на крупе из-за каждого проступка. Вчера, 21 февраля, отчиму ребёнка Сергею Казакову назначили четыре с половиной года лишения свободы в колонии общего режима, а маме мальчика Алине Юмашевой, знавшей о методах сожителя, — полтора года лишения свободы в колонии общего режима, оба должны будут также заплатить штрафы.
Ещё до вынесения приговора Казаков и Юмашева рассказали свою версию событий. В частности, оба сообщили, что у восьмилетнего мальчика были серьёзные проблемы с поведением — он убегал из дома, воровал деньги, отключал телефон. Мы решили разобрать их рассказ о проступках мальчика вместе с детским психологом Натальей Дружиной и выяснить, что могло стоять за таким поведением ребёнка.
Не вовремя приходил с уроков
Алина Юмашева: «Его поведение резко ухудшилось после того, как он пошёл в школу. Он терял ключи, мог забыть в школе телефон или отключить его, не возвращался с прогулки в назначенное время».
Комментарий психолога:
— Во-первых, меня удивило, какие претензии предъявляли родители к этому ребёнку. Забыть телефон, оставить ключи — это обычное детское поведение, такое случается практически с каждым ребёнком в таком возрасте. Родителям надо было работать над этими проблемами, приучать мальчика к ответственности. Исправить такое поведение совсем не сложно.
Детская ревность
Из показаний ребёнка: «Мне кажется, что мама больше любит дядю Серёжу, чем меня, ведь она разрешала ему бить меня по попе и ставить на гречку».
Комментарий психолога:
— Ребёнок, возможно, действительно ревновал маму к отчиму. Очень часто у детей и у родителей разное понимание о проявлении внимания и заботы. Родители думают, что они накормили ребёнка, одели, обули, уроки проверили — и всё, миссия выполнена. Зачастую ребёнку нужно немного больше. У ребёнка есть базовая потребность — постоянно получать ответ на очень важные для него вопросы: все ли его любят, принимают и слышат. У ребёнка должна быть уверенность в том, что он нужен семье. Тогда у него не будет потребности привлекать к себе внимание. Любое асоциальное поведение говорит о том, что ребёнок находится в ситуации, которую он не в состоянии решить. Либо он находится в неком кризисе, либо он пытается таким образом достучаться до родителей.
Кража денег
Сергей Казаков: «Впервые мы поставили его на гречку после того, как он украл деньги. Сумма была крупная — 20 тысяч рублей. Были и другие кражи. Думаю, на украденные деньги он покупал сладости и раздавал их друзьям».
Комментарий психолога:
— Если говорить о воровстве денег не как о случае клептомании, то это тоже попытка привлечь внимание. Возможно, возмещение большой обиды — ребёнок пытается за что-то наказать взрослых. Возможно, это попытка похвастаться перед ровесниками — мол, вот смотрите, у меня деньги есть, и таким образом заслужить их любовь. Как правило, в таких случаях дети тратят деньги на угощения и подарки для своих сверстников. Возможно, у ребёнка не клеятся отношения со сверстниками, и он таким способом хочет изменить ситуацию.
Мальчик начал убегать из дома
Алина Юмашева: «Однажды он в очередной раз не вернулся домой из школы вовремя. Я его искала по всем дворам, обзванивала знакомых. Он, как оказалось, был у своей одноклассницы. Тогда мы его наказали. Он извинялся: «Я не буду больше убегать, честное слово». Но потом опять сбежал, когда я была на работе».
Комментарий психолога:
— Мне кажется, таким поведением ребёнок напрямую транслировал сообщение: «Я не хочу находиться дома». Но бывают разные ситуации. Иногда дети сбегают из дома, если им там плохо, а иногда они уходят, чтобы их искали — таким образом они ищут подтверждение тому, что они нужны. Но мне кажется, что в данном случае мальчик не хотел находиться рядом с отчимом.
У мальчика не было мужского примера
Алина Юмашева: «Сергей был мужским примером для него. До этого ведь у сына не было мужского примера в поведении — он рос со мной. Из-за этого сын был капризным».
Комментарий психолога:
— Мужской пример, конечно, важен, но воспитать ребёнка мать может и сама. Ей нужно учить ребёнка адекватно оценивать свои действия. Иногда мам обвиняют в излишней мягкости, однако нередки случаи, когда матери наоборот являются слишком жёсткими. Если у мальчика нет отца, его нужно записать в секцию, где мужчина преподаватель. Борьба, шахматы, всё что угодно. А вообще, нужно разобраться, что мама мальчика в данном случае подразумевает под «мужским примером»? Жёсткое силовое воздействие? Проявление грубой силы? Мама, если она не кисейная барышня в рюшах и облаках, может поставить себя в жёсткую позицию. Наличие папы, кстати, не гарантия того, что ребёнок не будет капризным. Папа уравновешивает дисбаланс в семье в том случае, если мама излишне эмоциональна.
Физическое наказание
Из допроса Сергея Казакова: «Было желание обратиться к психологу, но в XXI веке мы привыкли получать информацию по интернету, Я, конечно, осознаю и сожалею о своем необдуманном поступке, данном методе воспитания. Раскаиваюсь в содеянном и публично хочу попросить у него прощения».
Комментарий психолога:
— Судя по всему, метод наказания, который применял отчим, носил садистский характер. Это унизительно — стоять на коленях, а еще и гречка — болевой момент, и плюс желание отчима показать ребёнку, что он контролирует его в тот момент, когда мальчик находится в унизительной ситуации. И потом, применение физической силы — это возмещение взрослым своей обиды на ребёнка. Чаще всего физические наказания транслируются по цепочке: родитель считает, что если к нему такое применяли, то значит и можно наказать таким образом и своего ребёнка. А иногда родитель просто не знает, как поступить иначе.
Сама идея наказания в нашей культуре перевёрнута. Часто наказание используется как способ сказать ребёнку: «Я взрослый, и я здесь главный», продемонстрировать уничижительное отношение к нему. На самом деле, в самом воспитании идея наказания заключается в другом. Родителю следует транслировать такую мысль: «Ты оступился, но сейчас мы вместе должны найти выход из ситуации и исправить твою ошибку». У ребёнка должна быть возможность исправиться. Сломал какую-то вещь — давай попытаемся её починить. Разбросал игрушки — придётся тебе теперь наводить порядок. Наказание должно нести гуманистическое направление. Запрет на двигательную активность, лишение еды, питья и возможности удовлетворения физических потребностей — это запрещенные приёмы наказания.