В прошлую пятницу учёный совет Омского государственного университета проголосовал за объединение двух факультетов и укрупнение 32 кафедр. По словам врио ректора Романа Смелика, «это позволит перейти на индивидуальные траектории обучения студентов, активнее проводить междисциплинарные исследования». В вузе заверили, что преподаватели сохранят работу, а студенты получат дипломы государственного образца, однако на факультете международного бизнеса решение руководства восприняли негативно.
NGS55.RU вспомнил, что ещё в последние годы объединяли в Омске и привели ли такие решения к положительным результатам.
Политех + институт сервиса
По сравнению со слиянием вузов объединение кафедр не кажется таким уж глобальным событием. 1 сентября 2016 года Омский университет дизайна и технологий (бывший институт сервиса) был ликвидирован как самостоятельное юридическое лицо и стал структурным подразделением Омского государственного технического университета. Они объединились, чтобы бороться за статус первого в регионе опорного вуза, и победили.
Массовых сокращений удалось избежать за счёт того, что вузы не пересекались по направлениям подготовки. Они затронули в основном административный аппарат. Выиграл от слияния в первую очередь небольшой институт сервиса. У преподавателей подросли зарплаты, а студенты получили доступ к более развитой материально-технической базе политеха. ОмГТУ же усилился финансово — дополнительное финансирование на развитие как опорного вуза только в 2016 году составило 100 миллионов рублей. Правда по итогам первого года работы в новом статусе минобрнауки России невысоко оценило потенциал омского политеха.
Министерства + главные управления
В конце 2018 года губернатор Омской области Александр Бурков подписал распоряжение о реорганизации структуры регионального правительства. Цель была, по словам главы региона, уйти от «суперведомств с большим количеством функций и размытой ответственностью».
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса разделили на министерство строительства, транспорта и дорожного комплекса и министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса, Главное управление информационных технологий присоединили к министерству промышленности, транспорта и инновационных технологий. Только в этих трёх ведомствах сократили 27 чиновников.
В результате слияния Главного управления внутренней политики и Главного управления информационной политики получилось министерство региональной политики и массовых коммуникаций. Главному управлению региональной безопасности добавили функций и повысили до министерства. Здесь также прошли увольнения, в основном из финансово-экономического и хозяйственного блоков.
Пассажирское предприятие № 8 + пассажирские предприятия № 2, 4 и 7
В мае 2018 года стало известно, что из четырех муниципальных перевозчиков в Омске останется один. Три пассажирских предприятия, № 2, 4 и 7, будут закрыты, а подвижной состав и сотрудники — переведены в пассажирское предприятие № 8. Как объясняла мэр Оксана Фадина, это позволит не допустить разорения городских перевозчиков и остановки работы пассажирского транспорта. Содержать из бюджета муниципальные предприятия, ни одно из которых не работает в полную силу и генерирует только убытки, было не на что. Просроченная задолженность превышала 290 миллионов рублей.
И.о. директора департамента транспорта администрации Омска Вадим Кормилец уверял, что пассажиры не заметят изменений — автобусы продолжат ездить по своим маршрутам из тех же парков. Так и произошло. Спустя год Оксана Фадина отчиталась, что финансовая ситуация перевозчика стабилизировалась. Более того, город наполовину обновил подвижной состав, закупив в лизинг 220 автобусов. Правда для этого пришлось ещё и повысить стоимость проезда в транспорте с 22 до 25 рублей.
Автобус № 17 + автобус № 60
На фоне масштабной реорганизации пассажирских предприятий городские чиновники отказались от запуска новой транспортной сети, которая коснулась бы десятков автобусных маршрутов. Однако точечные изменения всё-таки прошли. Например, в октябре 2018 года профильный департамент объединил автобусы № 17 и № 60, изменив схему движения. Теперь автобус № 17, как раньше шестидесятка, курсирует между железнодорожным вокзалом и аэропортом, но при этом по-прежнему объезжает Старый Кировск с конечной остановкой на Новокировском кладбище. Планы по объединению маршрутов № 3 и 200, 21 и 413, 46 и 350, 50 и 225, 51 и 51Н, 79 и 49 так и не были реализованы, но ряд дублирующих маршрутов — 17Н, 23Н, 96Н, 117, 119Н, 125Н. 106, 365, 381 и другие — был закрыт.
Любые изменения в схемах движения общественного транспорта омичи воспринимают очень болезненно. В прошлую пятницу городские власти сообщили о переносе конечной остановки троллейбусов, которые идут в депо, с городка Водников на Сибзавод, а уже в понедельник заверили, что она останется на привычном месте. А вот против давно напрашивающегося объединения автобусной и троллейбусной остановок у ж/д вокзала возражать никто не стал.
ОНИИП + ОмПО «Иртыш» + ОПЗ им. Козицкого
В августе 2019 года были ликвидированы на бумаге два промышленных предприятия — Омское производственное объединение «Иртыш» и Омский приборостроительный завод им. Козицкого. Их присоединили к Омскому научно-исследовательскому институту приборостроения (ОНИИП). Все три входили в холдинг «Росэлектроника» государственной корпорации «Ростех». На укрупнённом предприятии прошли сокращения, но в целом реорганизация положительно сказалась на его работе.
— Объединение института с серийными заводами в одно юридическое лицо позволило создать в Омске современное научно-производственное предприятие с полным жизненным циклом продукции от замысла и разработки до утилизации, способное эффективно конкурировать на современном рынке высокотехнологичной продукции различного назначения, а также повысило эффективность использования имеющихся ресурсов и сократило сроки освоения новой техники в серийном производстве, — сообщили в ОНИИП.
Директора на этой переправе решили не менять. С 2007 года предприятием руководит Владимир Березовский. До этого он 28 лет отработал на Омском телевизионном заводе, а в 2001 году возглавил ОмПО «Иртыш».
Омская область + …
Идеи по присоединению Омской области к соседним регионам звучат с пугающей регулярностью. В 2017 году губернатор Красноярского края Александр Усс предложил объединить Омск, Новосибирск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул и Красноярск в Южно-Сибирский урбанизированный регион. Всего, по мнению чиновника, в России подобных макрорегионов может быть 5–6.
— Формирование таких крупных центров экономического развития позволит существенно усилить позиции России в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Средней Азии. Вполне возможно, именно урбанизированным регионам необходимо присваивать статус территорий опережающего развития, — написал он в статье, опубликованной в «Парламентской газете».
За воссоединение Омской и Тюменской областей выступал профессор кибернетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Александр Сидоров. Он утверждал, что «Тюмень (и Ханты-Мансийский округ) отделили от Омской области из соображений политических, игнорируя экономические соображения. Омск растерзали, раздробили и принизили за поддержку Колчака».
На тему укрупнения регионов неоднократно высказывался и президент России Владимир Путин. В 2012 году он говорил, что «если целесообразно, исходя из решения крупных социально-экономических проблем, то нужно укрепляться», подчеркивая при этом, что «суперрегионы тоже не нужны». Через пять лет гарант заявил уже об отсутствии «государственных планов по укрупнению» субъектов федерации — «во всяком случае, пока я президент». Правда и тогда он отмечал, что смысл в укрупнении есть, если регион оказался «экономически несостоятельным».