В начале января в Омске закрылась местная алкогольная сеть с 19-летним стажем — «Наполеон», в которую входило 9 магазинов. За ушедший тяжелый для экономики 2014 год в Омске закрылись 3 местных сети, которые достаточно долго работали на рынке — «Геомарт», «Ритм», «Электронный рай», а в 2013 году были проданы супермаркеты сети «Астор». НГС вспомнил причины ухода 5 крупных омских игроков и узнал, что думают на этот счет представители бизнеса и власти.
Сеть омских супермаркетов «Астор» (15 магазинов) запомнилась горожанам не только ярко-красной вывеской. Это были одни из первых супермаркетов в городе: первый из них заработал как единичный магазин в 1997 году. Спустя 16 лет, в марте 2013 года, стало известно, что гендиректор «АСГ» и совладелец сети Андрей Стрелец продал недвижимость и торговое оборудование 12 магазинов новосибирской компании «Холидей». Еще 3 магазина — на ул. Дианова, Красный Путь, 70 лет Октября — новосибирцы взяли в аренду. На момент закрытия сеть «Астор» занимала в Омске 4-е место по количеству торговых точек. Его конкурент в 2013 году Виктор Шкуренко (сеть «Низкоцен») высказал мнение в СМИ, что Стрелец решил продать «Астор», поскольку алкогольный бизнес приносил ему стабильную и хорошую прибыль.
Сеть гипермаркетов «Геомарт» (6 магазинов) работала с 2005 года, причем не только в Омске. Один магазин формата cash&carry (от англ. «заплати и уноси», магазины с самообслуживанием, ориентированные на мелких оптовых и розничных покупателей. — И.А.) располагался в Калачинске, аналогичные гипермаркеты действовали в Кемеровской области. Сеть пережила в 2010-м крупный пожар, уничтоживший все здание на ул. 20 лет РККА, но ушла с рынка в январе 2014 года из-за долгов: кредиторы массово подали иски к компании, из-за чего сети пришлось заявить о банкротстве. По данным прошлого года, долги «Геомарта» оценивались в 300 млн руб. На месте гипермаркетов открылась омская сеть «Гурман».
Компьюмаркеты «Ритм» (4 магазина) тоже не смогли удержаться на рынке — в феврале прошлого года закрылся последний магазин сети. Владельцем сети был депутат горсовета Алексей Саяпин. Первый «Ритм» открылся в Омске в 2003 году, компания была одной из ведущих на рынке компьютерной техники в городе. Однако в прошлом году удержать свои позиции ей не удалось. В феврале 2014 года за просрочки по оплате кредитов счета гендиректора Алексея Саяпина и его родственников были заморожены. Теперь компания занимается поставкой комплектующих для компьютеров и ремонтом (в том числе и гарантийным) компьютерной и оргтехники. Сам депутат и бизнесмен признает: были ошибки в управлении, — но возрождать сеть не планирует.
Желания возрождать сеть нет из-за неоднородности фискальной политики и двойных стандартов самого государства: многие крупные компании завозили «серую» технику, а фискальные органы закрывали на это глаза».
По мнению Саяпина, такая ситуация повсеместна, из-за чего закрываются даже крупные сети. «Сейчас выгоднее укрупняться, сливаясь с другими регионами. Основная причина закрытия омских сетей — в конкуренции», — считает бизнесмен.
Сеть «Электронный рай» (6 магазинов) экс-депутата горсовета Владимира Герчика закрылась летом 2014 года. Сам Герчик объясняет закрытие магазинов так: «Тот, у кого меньше сеть, менее конкурентоспособен. У таких сетей издержки на одну торговую точку очень велики. «Ритм» закрылся из-за своей ошибочной стратегии, мы — из-за большого кредитного портфеля. Любой бизнес выгоден, просто его надо вести грамотно, у нас, видимо, этого не получилось».
По мнению экс-депутата, сегодня, чтобы выжить, региональным сетям надо искать свои ниши, быть менее похожими на федеральные. Но в сфере компьютерной техники кризис глобален, и это, как уверен Герчик, стало причиной закрытия «Ритма» — сеть вовремя не переориентировалась на продажу гаджетов и крупной бытовой техники.
Сеть по продаже напитков и алкоголя «Наполеон» (9 магазинов) с 19-летним стажем закрылась в начале января 2015 года. Как сообщают «Коммерческие вести», свои площади «Наполеон» предложил конкурентам — челябинской сети «Красное&Белое»(90 магазинов). Теперь бывшая точка «Наполеона» откроется под красно-белой вывеской на ул. Гусарова, 43. Причины ухода старейшей омской сети с рынка не называются.
Как предположил владелец омской сети гипермаркетов «НоваТор» Арсен Пономарев, владельцы «Наполеона», захватив в свое время рынок и создав сильную сеть, слишком рано занялись «самолюбованием в зеркало» и упустили тот момент, когда появилась сеть «Красное&Белое».
Пономарев уверен, что при одинаковых условиях работы у федеральных сетей больше торговых точек, и они получают бонусы в 2–3 раза больше региональных сетей. Их прибыль выше, за счет нее они могут покрывать издержки и открывать новые магазины. Из-за высокой доходности и большого оборота крупные сети типа «Ашана» и «Магнита» могут позволить себе минимальные наценки на продукты, от чего их цены ниже.
«Надо создавать сеть не для конкуренции с федеральной, надо искать нишу между зонами влияния федеральных сетей. Омская сеть должна быть более гибкой, более агрессивной в рекламе. Нужно строить бизнес так, чтобы 1 кв. м площади омской сети приносил выручку больше, чем «квадрат» в федеральной», — делится соображениями владелец трех магазинов «НоваТор».
Но представитель мэрии, начальник управления развития потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности департамента городской экономической политики мэрии Михаил Щелконогов уверен, что причина закрытия омских сетей — конкуренция и отсутствие сервиса. «Конечно, обидно, что наших предпринимателей становится меньше, уходят — значит, они слабые игроки. Потребитель-то голосует за компанию кошельком — где ниже цены, туда и идет. Но с омскими предпринимателями проще вести диалог, они готовы что-то делать для города, — отмечает Щелконогов. — Потребителям-то, по сути, все равно, в каком магазине они покупают продукты или бытовую технику».
Как вариант развития омских предпринимателей, Щелконогов предлагает открывать магазины в области. «Шкуренко — сильнейший омский предприниматель — понял, что не в состоянии конкурировать с «Ашаном», «Магнитами», «Лентами», «Холидеями», и закрыл «Низкоцен», ушел работать в области, у него уже порядка 30 магазинов», — привел пример эксперт.
Согласно соцопросам, сегодня омичи посещают крупные гипермаркеты, при выборе которых большинство (70 %) горожан обращают внимание на месторасположение и на стоимость товаров, а федеральная это сеть или нет, омичей вовсе не интересует, рассказала НГС.НОВОСТИ редактор социологического портала «Голос Омска» Екатерина Бабенко. Так, по данным опроса, проведенного в конце 2014 года среди омской молодежи, 11 % омичей каждый день закупают продукты в «Ленте», «Ашане», METRO, а самыми популярными среди респондентов стали магазины «Ашан» (55 %), «Лента» (53 %), «Магнит» (50 %).
Ирина Акишева
Фото depositphotos.com (1), автора (2)