Проблема выбросов была и остается одной из самых острых для Омска. Обилие промышленных предприятий, причем в разных районах города, как нельзя лучше создает условия для загрязнения воздуха опасными химическими веществами. Зимой же это только усугубляется — выбросы рассеиваются хуже, к тому же атмосферу начинают портить жители частного сектора, которые топят печи.
Не исключение и текущая зима, когда в соцсетях горожане неоднократно жаловались на едкий смог и пепел, периодически покрывающие автомобили и дворы. Почему так происходит, а главное — когда ситуация изменится? Ведь каждый год происходит одно и то же. Об этом мы спросили у Минприроды и экспертов-экологов.
Кто портит воздух в Омске: официальные данные
В региональном Минприроды рассказали NGS55.RU об основных источниках загрязнения воздуха в городе.
Так, в 2024 году чаще всего в Омске фиксировались превышения концентраций таких веществ, как сероводород (39%), мелкодисперсные взвешенные частицы (15%), оксид азота (11%), оксид углерода (11%), диоксид азота (8%). К слову, мелкодисперсные взвешенные частицы — это пыль с дорог и зола от ТЭЦ.
При этом в профильном министерстве не комментируют вопрос о том, какие из вышеперечисленных веществ наиболее опасны для омичей.
— Минприроды Омской области не является органом, уполномоченным на проведение оценки влияния загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на здоровье человека, — отметили в ведомстве.
По данным Минприроды, основной объем выбросов в городе приходится на промышленные предприятия (65%), автотранспорт (25%) и частный сектор (10%).
Крупные омские предприятия последние годы участвуют в проекте «Чистый воздух», в рамках которого снижают выбросы. По данным Минприроды, сокращение объема выбросов составило 13,5 тысячи тонн из более чем 120 тысяч тонн, которые ежегодно образуют в городе заводы.
Еще 55 тысяч тонн — это выбросы от автотранспорта. Но по всему региону — отдельно данных по Омску нет.
«Выбросов стало не меньше, а больше»
Известный омский эколог, профессор ОмГУПС Сергей Костарев уверен, что информация о сокращении выбросов предприятиями не более чем жонглирование цифрами.
— Я задавал Минприроды вопросы: на сколько меньше или больше у нас выбросов? За три года так никто и не ответил. Данные стали малодоступными, а отчеты Минприроды запутанны. Но я считаю, что объем выбросов увеличился, особенно по нефтехимии. Объем производства растет, а технологии остались прежними. С чего будут снижаться выбросы? Чудес не бывает. Ничего не слышно и про инновационные очистные. Предприятия в разрешенные выбросы укладываются, и всё. За них заводы и не наказывают — за границы квот предприятия не выходят, — говорит эксперт.
В Минприроды при этом подчеркнули, что планируется сокращение объемов выбросов такими предприятиями, как АО «Газпромнефть ОНПЗ» (на 3738 тонн), АО «ТГК-11» (ТЭЦ) (на 4731 тонну), ООО «Газпромнефть-СМ» (смазочные материалы) — на 904 тонны.
— Нефтехимия и шинное производство — это самые опасные производства. Другое дело, что выбросов на шинном заводе или сажевом заводе меньше, но они и более «вонючие», так скажем. Их сразу чувствуешь. А «побочка» нефтехимии — бензопирен или ацетальдегид — эти вещества в малых количествах могут негативно повлиять на здоровье. Вы эти выбросы можете и не почувствовать, а они на вас повлияют, — утверждает Сергей Костарев.
На фоне остальных промышленных гигантов выбросы сажи и золы от ТЭЦ выглядят почти безвредными. Но до тех пор, пока они не попадут в легкие тысяч омичей.
— В нашем законодательстве оценивается химическая вредность. И зола от ТЭЦ вообще раньше признавалась почти безвредной — ее чуть ли не кушать можно было. От ТЭЦ химический вред минимальный, но есть механический вред: мы вдыхаем эту мелкодисперсную пыль, и она сквозь мембраны проникает в легкие, — заявляет Сергей Костарев.
Что предлагает эколог, чтобы омичам действительно дышалось легче?
Во-первых, по словам Сергея Костарева, не нужно строить в Омске новые промышленные предприятия:
— Да, это покажется странным и противоречит концепции нашего правительства: не строить промышленные предприятия. Несколько лет назад причиной их появления называли создание новых рабочих мест. Теперь, как я понимаю, дефицита рабочих мест нет. Наоборот, есть дефицит кадров. И введение дополнительных производств, создающих дополнительные выбросы, да еще и в городе — это неправильное направление. Если уж и строить предприятия, то подальше от городов.
И второе — это перевести предприятия на газ. Весь тот пепел, которым периодически засыпает город, — он образуется на ТЭЦ. Профессор уверен, что сначала нужно отказаться хотя бы от высокозольного экибастузского угля, а затем уже подать на ТЭЦ газ. В идеале же нужно вовсе закрыть все ТЭЦ и построить в городе множество мелких котельных — они будут более эффективными.
Готовы ли омичи лично заплатить за чистый воздух?
А насколько реально вообще перевести ТЭЦ на газ? Об этом мы спросили у бывшего гендиректора ТГК-11, а также экс-директора ТЭЦ-5, профессора Виктора Гаака. Эксперт назвал причины, по которым прямо сейчас невозможно ни перевести теплоэлектростанции города на газ, ни даже отказаться от неэкологичного экибастузского угля, который создает омичам так много проблем.
— Перевести ТЭЦ на газ — это самое лучшее. Но, во-первых, «Газпром» не готов столько газа дать на ТЭЦ, сколько требуется. Как говорил гендиректор ТГК-11, «Газпром» будет готов подать нужный объем газа для ТЭЦ только к 2030 году, еще лет пять уйдет на переоборудование котлов. Во-вторых, перевод ТЭЦ на газ тоже обойдется недешево — он дороже угля. Региональная энергетическая комиссия проводила расчеты, оказалось, что в случае перевода ТЭЦ на газ стоимость электроэнергии и отопления вырастет на 20%. Готовы ли омичи платить больше сразу на 20%? Я сомневаюсь, — рассуждает профессор Гаак.
Есть большие проблемы и с переводом теплоэлектростанций с высокозольного экибастузского угля на более экологичное топливо из Кузбасса:
— Переход на кузбасский уголь — это тоже очень затратное мероприятие. Он значительно дороже экибастузского. Тем более он взрывоопасный. Нужны технические решения, проектирование. В конце 90-х мы сжигали на ТЭЦ кузбасский уголь, когда были проблемы с поставками казахстанского топлива. Но в смеси 50 на 50. Результат был неплохой. Лучше всего использовать экспортный кузбасский уголь, но кто нам его даст?
Экс-директор ТГК-11 назвал еще один вариант решения проблемы — это достройка ТЭЦ-6 на Левобережье. Причем ее сразу нужно делать «газовой».
— Завершить строительство ТЭЦ-6, сделать ее на газе, а уже потом реконструировать ТЭЦ-4 и переводить ее на газ — это самый реальный путь решения проблемы, — отметил профессор Гаак.
Что касается самой крупной теплоцентрали города — ТЭЦ-5, то на ней пока остается только каждый год менять электрофильтры.
«Использование угля недопустимо в Омске»
Директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов говорит о том, что Омску давно надо было уйти от использования угля на ТЭЦ — из-за золы страдает каждый житель города.
— Я считаю, что в таком городе, как Омск, использование низкокачественного угля — это недопустимо. Это первое, с чего надо было начинать проект «Чистый воздух» в Омске — перевести ТЭЦ на газ. Это кардинально бы улучшило экологическую обстановку в городе. Угольные частицы ПМ 2,5 проникают в легкие и несут большой вред здоровью, — отметил Пукалов.
Также эксперт назвал Омск нетипичным городом в том плане, что в большинстве мегаполисов на долю автотранспорта приходится от 50 до 90% всех выбросов, а в Омске всего 25%. Что касается промышленных предприятий, то здесь эколог призвал ориентироваться на нефтезавод — там прошла полная модернизация, которая повлекла сокращение объемов выбросов.
Поменять печки в частном секторе
Член общественной палаты Омской области, эколог, преподаватель СибАДИ Анатолий Соловьев призвал обратить внимание на выбросы от частного сектора. По словам эколога, они очень опасны — намного опаснее выбросов того же ОНПЗ.
— Прежде всего нужно решать вопрос по печному отоплению в частном секторе. Дым от печей намного более опасный, чем выбросы того же нефтезавода.
Как отметили в Минприроды, в Омске в рамках проекта «Чистый воздух» частные дома переводят на газ. В 2024 году в 1040 домовладений пришло «голубое топливо». В ведомстве подсчитали, что это позволило сократить объем выбросов в городе на 1323 тонны.
Перевод частного сектора на газ будет продолжаться и в 2025 году. Но сделать предстоит еще очень много — в городе десятки тысяч частных домов отапливаются дровами, углем или вовсе мусором, вплоть до старых шин.
Анатолий Соловьев добавил, что к 2024 году на всех промышленных предприятиях города планировалось установить автоматические системы контроля за выбросами. Но этого так и не было сделано:
— Промышленным предприятиям проще внедрить все эти мероприятия по контролю за выбросами, но за пять лет они так и не установили автоматический контроль выбросов на их источниках. 2024 год вообще практически впустую прошел. Думаю, всем понятно, с чем это связано.
Как отметил член Общественной палаты, Омская область в прошлом году не смогла освоить все средства, которые предназначались на экологию.
Что в итоге?
Эксперты назвали разные пути решения проблемы чистого воздуха в Омске. Некоторые из них реальные, другие вовсе сложно реализовать даже через несколько лет.
Перевод ТЭЦ с угля на газ. Но здесь не всё так просто: называются разные причины, по которым это пока невозможно, — от дефицита газа до подорожания отопления.
Перевод ТЭЦ с неэкологичного казахстанского угля (экибастузского) на малозольный кузбасский уголь. Сделать это можно уже сейчас, но кузбасский уголь дорогой, и переход на него больно ударит по кошелькам омичей.
Перевод частного сектора с печного отопления на газовое. Работа в этом направлении ведется, но ее нужно ускорить. Если переводить по 1000 домов в год, то на полную газификацию «частника» уйдут десятилетия.
Построить ТЭЦ-6 и газифицировать ее, а после вывести из работы ТЭЦ-4. Правда, на это потребуются серьезные финансовые вложения, а ТЭЦ-5 — самая крупная в городе — как посыпала Омск золой, так и будет посыпать.
Омские заводы замедлили темпы модернизации оборудования в последние годы и не смогли оснастить все источники системой автоматического контроля выбросов.
Тем не менее с чего-то все-таки стоит начинать, иначе горожане и дальше каждый год будут жаловаться на выбросы. Возможно, что следовало бы спросить омичей: а готовы ли они больше платить за электричество и отопление, но не страдать от выбросов? Если да, то перевод ТЭЦ на газ был бы выходом из сложившейся ситуации.
А вы готовы платить больше за отопление и электричество, чтобы не было выбросов золы?