Последние лет десять Омская филармония объясняет: «Парень, мы ждем тебя. Да, именно тебя. Нам не важен твой элитарный бэкграунд». И уже можно пожинать плоды — в зале аншлаги. Филармония стала модной. Она как будто сотворила невероятное. Концерты с диджеями, музыка в темноте, драйв под открытым небом, рок-хиты, трейлеры, клипы и многое другое. И вот как это вышло.
«Кто все эти люди?»
За свою 80-летнюю историю филармония не раз кардинально менялась. Прирастала Симфоническим оркестром, Камерным оркестром, Народным хором и так далее. Успехи были однозначно, но в нулевых стало понятно, что мир меняется и нужно этой гонке соответствовать.
Вряд ли мы будем голословны, если скажем, что становление современной филармонии началось с приходом на пост художественного руководителя и главного дирижера Омского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева в 2005 году. Ранее Васильев вошел в историю как самый молодой (25 лет) дирижер России — он руководил Тамбовским симфоническим оркестром. Потом три года он был приглашенным дирижером Сочинского симфонического оркестра. В Омск 32-летний Васильев попал случайно — узнал о конкурсе на должность, попробовал, остался.
По приезде Васильеву пришлось обновлять состав музыкантов, средний возраст которых был около 50 лет. А дальше дирижер медленно, но верно начал работу по привлечению зрителей.
Не забывая о классике, Васильев начал обращать внимание зрителя и на другую музыку. Например, на саундтреки. Впервые в афише филармонии появились названия голливудских фильмов. Реакция была неоднозначной. Кто-то удивился, но принял, а кто-то чуть ли не бойкотировал Концертный зал. Васильев продолжал работать. Уже через три года он придумывает Фестиваль новой музыки. В программе — та самая новая музыка, которую никто не знает. И поэтому первый фестиваль прошел без аншлага. Люди просто не поняли, что им дадут. Стравинский и Бетховен — понятно и знакомо. А на фестивале звучал Концерт для альта Ефима Подгайца, Сюита Эдуарда Фертельмейстера, произведения Адама Клоцека (Польша). «Кто все эти люди?» — вопрошали омичи, глядя на афишу. Спойлер — сейчас всё иначе, и Фестиваль новой музыки успешно собирает залы, открывая новые имена.
Усилий не хватало. Виной этому отчасти было здание филармонии, которое с 60-х годов порядком износилось. На старой сцене не было места для массивной аппаратуры, нуждалась в серьезном обновлении система акустики. И силами губернатора Леонида Полежаева началась реконструкция. В 2011 году Концертный зал открылся уже в статусе площадки мирового уровня. В такой дом было не стыдно приглашать музыкантов с мировым именем. А еще — Органный зал. Его открыли после реставрации в 2002 году, и он стал меккой, куда приезжают органисты со всего мира. В конце декабря здесь даст концерт Жан-Пьер Стайверс из Нидерландов, а в декабре приедет Хироко Иноуэ из Японии.
Требования к филармонии начали расти, и одному Васильеву с такой ношей было не справиться. В 2016 году директором филармонии стала Ирина Лапшина, которая оказалась такой же по-хорошему сумасшедшей и стала поддерживать на первый взгляд сумасбродные идеи Дмитрия Васильева и руководителей других коллективов. А поддерживать — это значит не только кивнуть, а найти деньги, возможности, организовать рекламу, пригласить солистов и так далее. Порой сами музыканты удивляются, как Лапшиной удается привозить в Омск звезд мирового уровня. В 90-е и нулевые они тоже приезжали, и так же были аншлаги. Но сегодня чуть ли не каждый второй концерт в филармонии это громкое имя.
Дмитрий Васильев и Ирина Лапшина — ключевые фигуры, но не единственная движущая сила изменений в филармонии. Григорий Вевер — 39-летний красавчик, который с 2007 года был солистом симфонического оркестра (кларнет). В 2019-м в прямом эфире радио ГТРК «Иртыш» Ирина Лапшина объявила Вевера главным дирижером Омского камерного оркестра. По словам ведущей программы «Новый день с Ларисой Белобородовой», новость стала сюрпризом и для самого Вевера. Он ошеломленно выслушал о своем повышении.
— Григорий — прекрасный аранжировщик. Он владеет разными инструментами, он прекрасно ориентируется в разных музыкальных стилях. И оказалось, что он не только хороший музыкант, но еще и грамотный руководитель, — говорит Лариса Белобородова, которая не одно десятилетие следила за жизнью филармонии.
Ровно через месяц Григорий Вевер удивил Омск программой «Музыка в темноте. EXPERIENCE». В Органном зале с мягкими креслами Камерный оркестр исполнил Баха, Брамса и Грига, и всё это под имитацией звездного неба. Билеты разошлись мгновенно. По словам самого Вевера, классическую музыку порой нужно интересно «упаковать», чтобы таким образом привлечь новую публику.
Олег Романов возглавил Духовой оркестр в 2012 году. Романов обновляет репертуар мелодиями джаза, блюза, кино и эстрады. В архиве Духового оркестра нет ни одного концерта, где программа бы полностью повторялась, на каждом вы услышите что-то новое. В 2013 году коллектив покорил Канны, выступив в XVI Фестивале российского искусства. Потом — Международный фестиваль оркестров духовых инструментов «Астана Самалы». В 2016-м — фееричный Фестиваль духовых оркестров «Фанфары над Иртышом».
Кроме оркестров, в состав Омской филармонии входит вокальная группа «Премьер» с тремя красавцами-солистами, квартет «Тарские ворота» — мастера игры на народных инструментах, струнный квартет «ALEF», который можно встретить в омских барах. А еще — Государственный академический Омский русский народный хор, о нем мы расскажем позже.
Нестандартные концерты
Многие вдруг поняли, что в Концертный зал необязательно надевать смокинг и вечернее платье. Никто не осудит, если ты придешь в джинсах, чтобы послушать музыку. В одном из интервью худрук симфонического оркестра удивлялся, что кто-то боится идти на концерт, потому что не знает, как себя вести. И это действительно вопрос элитарности, которой наделяют классическую музыку. Но долой элитарность.
11 февраля 2018 года. В зрительном зале вместо белых рубашек, вечерних платьев и причесок — кожаные косухи, потертые джинсы и цветные волосы. «Нифига чо замутили, класс», — слышится с рядов. А со сцены звучит «Симфооборона» — песни Егора Летова в симфонической обработке.
— Молодцы, отличный удар по черствым душам, — писал случайный слушатель в группе, куда выложили запись выступления.
Или, например, «Рок на струнных» в исполнении Камерного оркестра. Никаких вечерних платьев. Музыканты в неформальной одежде кайфуют, исполняя хиты маститых рокеров. От рока филармонию уносит к джазу, королем которого в России признан Даниил Крамер. И в Омске не просто есть абонемент с его концертами на сезон. Джазмен то устраивает в нашем городе баттл трубачей, то сам вступает в баттл — с королем уже рок-н-ролла Денисом Мажуковым.
А в этом году был освоен еще один жанр — электронная музыка. Камерный оркестр презентовал программу DJ Orchestra Show, где в оркестровых аранжировках techno, deephouse, drum'n'bass, nu-disco, electrohouse соединились со световым шоу. Для этого проекта Григорий Вевер пригласил DJ SVAT (омского диджея Александра Смоленского).
В этом блоке перечислена сотая часть проектов. Была еще «Звонница», где на сцену водрузили колокола, а солистом выступил звонарь Крестовоздвиженского собора Омской епархии Сергей Беляков. Фестивали новой музыки, где в качестве инструментов использовались машины и стол для пинг-понга. Проект «Послеполуденное рандеву с Духовым оркестром» в фойе Концертного зала, когда каждый желающий может танцевать под живую музыку. Концерты с песочной анимацией. Программа «Сальвадор Дали: партитура снов», когда картины великого художника оживали на большом экране, а воздушные гимнасты взмывали в воздух. Это проекты мировых маэстро: в Омске проходят фестивали «Денис Мацуев представляет» и «Владимир Спиваков приглашает». Оба мэтра приезжают к нам каждый год. И каждый год у нас проходит Международный конкурс скрипачей имени Юрия Янкелевича под руководством Спивакова.
Особняком стоят Большие симфонические парки. Фестиваль проходит с 2016 года в городском парке «На Королева». Это несколько площадок, десятки выступлений, ярмарка, фуд-корт, лекции, театральные действия и итоговый гала-концерт в сумерках со световым шоу. Джазовая музыка, рок-хиты, детские программы, приглашенные звезды. Это памятное видео, где на сцену вышел экс-фронтмен группы «Цемент Бэнд» Алексей Царев и спел дуэтом с солисткой Вероникой Бартеньевой композицию группы Rammstein. Это момент, когда дирижер Дмитрий Васильев брал электрогитару и заводил публику. Это приезд джазовой певицы Эми Питерс, которая выступала для Мика Джаггера. А в 2023 году впервые в России «СимфоПарк» представил музыкальный батл двух сильнейших музыкальных коллективов: Симфонического оркестра Ленинградской области и Симфонического оркестра Омской филармонии.
Танцующий бренд региона
1 января 2020 года в Инстаграме (деятельность соцсети запрещена в РФ, компания Meta, куда она входит, признана экстремистской) Омской филармонии появилась любопытная запись:
— Иван Ургант, давайте договоримся, мы набираем 10 тыс. просмотров, и вы скажете про нас в эфире.
Перед самыми новогодними праздниками начальник Омского русского народного хора Елена Ермакова поставила артистам задачу: разучить песню Лютика из сериала «Ведьмак». Солировал в номере Валерий Подворный. Запись выложили в Сеть вместе с обращением к Урганту, и вскоре хор в срочном порядке собирался на его шоу. Получилось классно. В эфире Ургант рассказал об идее Омского хора, а потом солист Подворный «вытеснил» ведущего из кадра, чтобы снова спеть «чеканную монету».
«Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам — живое воплощение народного творчества наших дней, он выразитель массовых настроений, чаяний нашего времени. Может быть, поэтому светлая мажорная тональность решительно преобладает в концертах. Редко кому из актеров удается добиться такого контакта со зрителями», — писала британская газета «Дейли телеграф».
Хор сейчас является брендом региона. Для непосвященных — в коллективе не только поют, но и танцуют. Да танцуют так, что это стало известно далеко за пределами Омской области. Швейцария, Италия, Сардиния, Германия, Китай, Чехия, Испания, Греция, Нидерланды, Португалия, Франция — это только часть стран, где омские артисты побывали с гастролями. Про Москву можно не говорить — наш хор там выступает постоянно, включая международный фестиваль «Добровидение» и конкурсное шоу талантов «Лига удивительных людей». Кстати, про «Добровидение» — в 2022 году организаторы фестиваля, впервые за всю его историю, совместно с русским народным хором запустили «Добропоезд». На станциях артисты давали импровизированные концерты.
Ну и, конечно, мультимедийные проекты, в которых наш хор стал первооткрывателем. Это заслуга начальника коллектива, неутомимой Елены Ермаковой и главного балетмейстера Зуфара Толбеева. Например, вокально-хореографическая постановка с элементами мультимедиа «Ермак. Легенда Сибири» проехалась по многим городам России. «Откровения истории России», где на сцене выступали артисты хора в образах героев картин Василия Сурикова под его ожившие полотна на мультимедиаэкране. Фурор произвело AR-шоу «Наследники Сибири». Это был первый в мире опыт использования дополненной реальности в народном искусстве. Цифровые эффекты публика смотрела благодаря бесплатному специально разработанному приложению «Омский хор. AR». Его перед концертом зрители скачивали на телефон.
А на этой неделе Омский русский народный хор, а еще симфонический и камерный оркестры выступали на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
Выход в Сеть и офлайн
На YouTube-канале филармонии около 10 тысяч подписчиков. Туда выкладываются промо и некоторые концерты. Листать канал можно бесконечно. На знаковый концерт — клип, на фестиваль — промо. Артисты всех коллективов охотно участвуют в самых нестандартных задачах.
Год назад Камерный оркестр снял клип на развалинах винокуренного завода в Муромцевском районе. Музыканты сыграли Антонио Вивальди на фоне живописных руин. Съемки проходили в начале августа, когда исполнители были в отпуске. Григорий Вевер бросил клич по тем, кто остался в Омске, и предложил такую авантюру. Признается, что музыканты его растрогали — пожертвовали днем отпуска, взяли инструменты, концертные наряды, сели на свои же машины и поехали за 200 километров от города, в село Петропавловка. С погодой не повезло, музыканты продрогли, но клип записали. Второй клип был записан в селе Серебряное, но премьера пока не состоялась. А еще Вевер планирует сделать видео на фоне соленого озера Эбейты.
Абсолютно крутой тизер Камерный оркестр сделал для «DJ Orchestra Show», где на фоне диджейской установки дирижер руководит музыкантами в черном. Еще один стильный тизер — к программе «Рок на струнных» — в нем музыка Вивальди меняется на вневременной хит «It's My Life» Bon Jovi.
Клипами и промороликами балуется и симфонический оркестр. Это и анонс к фестивалю «Белая симфония», когда Дмитрий Васильев в белой мантии дирижирует музыкантами, а рядом танцуют молодые девушки в платьях. Или когда Васильев играет за покерным столом, анонсируя концертное исполнение оперы Чайковского «Пиковая дама» (в этом концерте было сразу 6 (шесть!) хоров на одной сцене). Или сумасшедший проект, когда ради оркестра ночью перекрыли Юбилейный мост, чтобы музыканты сыграли композицию к видеоконцерту.
На съемки ролика к открытию сезона филармония позвала актера омской драмы Степана Дворянкина, который спешит на свидание с возлюбленной в Концертный зал. Вообще звать актеров — это уже привычная история. Омские артисты Олег Теплоухов, Сергей Оленберг, столичные — Сергей Чонишвили, Дарья Мороз, Ольга Ломоносова, Евгений Князев, Анна Большова и так далее. А сейчас свои программы делает Надежда Костюк — профессиональная артистка театра, которая не так давно вошла в штат филармонии.
В эпоху «короны», когда все учреждения были закрыты, омский минкульт объявил проект «Культура дома». Директор симфонического оркестра Валерий Перминов и вовсе принял идею минкульта буквально и начал приглашать артистов к себе домой. Так появился «Квартирник», где музыканты играли, болтали и смеялись в формате онлайн. Кстати, после локдауна «Квартирник» переместился на сцену Концертного зала и собрал аншлаг.
Филармония общается со зрителями и в формате офлайн. Каждый желающий может вступить в «Клуб меломанов», пойти на экскурсию по Концертному залу (иногда даже при свечах), сходить на лекторий или творческую встречу с гастролирующими исполнителями.
Эпилог
Классическую музыку принято считать элитарной, то есть искусством для избранных. Возможно, так и есть. Можно кивнуть и признать это, а можно попробовать расширить границы той самой элитарности. Что и делает Омская филармония. Недавно она открыла продажу билетов на новогодние концерты, и на следующий день половина из них была раскуплена. Среди них серия «Елочки для лялечек». Насколько же принадлежат к элите трехлетние дети? Эти концерты разошлись в первую очередь. Значит, родители уже в курсе, что детям нравится. А детям действительно нравится. Любовь к музыке воспитывают с младенчества и неудивительно, если эти самые трехлетки через 10 лет попросят маму с папой купить билеты в Концертный зал.