Культура истории Четыре богини ОмГУПСа: как пленный скульптор вписал себя в историю Омска

Четыре богини ОмГУПСа: как пленный скульптор вписал себя в историю Омска

Франтишек Винклер оказался в городе не по своей воле, но внес вклад в формирование его облика

Скульптуры с 1917 года украшают здание Управления железной дороги, а теперь — ОмГУПСа

О четырех скульптурах, расположенных на фасаде Омского государственного университета путей сообщения, знают многие горожане. Богини «Путь», «Тяга», «Движение» и «Управление» явились миру более века назад. Но мало кто в курсе, что их автором был чешский скульптор Франтишек Винклер — человек, который во время Первой мировой войны попал в плен и по воле обстоятельств оказался в Омске. NGS55.RU рассказывает о рождении скульптур и жизненном пути мастера, который так и не смог вернуться домой.

Строительство здания

История строительства здания, в котором долгие годы располагается Омский государственный университет путей сообщения, напрямую связана с возведением железной дороги, пролегающей через всю Сибирь. В 1912 году на заседании Управления железных дорог начальник Сибирской железной дороги выступил с важным докладом. Он сообщил, что указом министра путей сообщения Сергея Витте город на Иртыше станет местом Управления Омской железной дороги. На заседании был представлен и проект будущего здания.

Инженерный совет, рассмотрев проект, внес несколько дополнений, которые касались инфраструктуры, и одобрил его. Особое внимание уделялось внешнему виду здания, которое еще предстояло построить. В статье «Из столетия в столетия», посвященной вековой истории здания, руководитель учебно-исторического культурного центра ОмГУПСа Ирина Резник приводит цитату из плана: «Надлежит озаботиться выработкой более красивого фасада здания, изыскав проектные формы в деталях и выбрав к тому более долговечный материал...»

Некоторые эксперты говорят, что скульптуры выполнены в стиле барокко. Но эту позицию разделяют не все. Также бытует мнение, что одна из богинь беременна

Занявший пост министра путей сообщения Сергей Рухлов рассмотрел 12 представленных на конкурсе проектов фасада и не выбрал ни одного. Он рекомендовал обратиться за помощью к петербургским архитекторам Александру Дмитриеву и Федору Лидвалю. И хотя Дмитриев из-за занятости не принял участие в разработке проекта, Лидваль, напротив, придумал фасад, который устроил всех. По проекту он должен был состоять из двух ярусов — нижнего (двухэтажного, обработанного «рваным» гранитом) и верхнего (трехэтажного, украшенного лепниной и скульптурой). Архитектор Петр Горбачев в свою очередь изобрел эскизы четырех скульптур. По замыслу они должны были украсить полуколонны над центральным входом в здание.

Омский краевед Игорь Коновалов считает, что скульптуры рассматривать отдельно от всего фасада не стоит, так как они — часть общего архитектурного решения. По его словам, здание Управления железной дороги сочетает в себе несколько стилей, однако доминирующим он видит неоклассицизм.

— В то время шли архитектурные поиски, эксперименты. Одновременно развивалось несколько стилей, которые отражали те настроения, что были в обществе, ожидания, мечты. В этом смысле начало 20-го века было очень насыщенным. Развивались и модерн, и неоклассицизм, и русский стиль. Продолжалось развитие эклектики. Зачастую стили пересекались. Если говорить о здании Управления железной дороги, то там прослеживается влияние различных стилей. Главенствующим все-таки является неоклассицизм, утверждающий незыблемость существующего порядка, незыблемость объективной божественной гармонии мира, которую мы постигли и хотим сберечь — когда все идеалы познаны и ничего менять не надо, — рассказал Игорь Коновалов.

Четыре богини стали визитной карточкой университета

Утвержденный проект был весьма амбициозен и требовал от исполнителей большого мастерства, однако скульпторов такого уровня в городе попросту не было. Но время шло и решения принимались: в 1913 году Омская городская дума отдала пустующий участок земли на южной окраине города под строительство здания. 29 июня 1914 года епископ Омский и Павлодарский Андроник сделал на месте будущего строительства торжественную закладку и провел молебен. На мероприятие пришло много людей. Часть денег, собранных с присутствующих, замуровали в фундаменте.

Пленный скульптор

Решение о строительстве здания Управления железной дороги выпало на крайне беспокойное время. В 1914 году началась Первая мировая война. В масштабную бойню оказались втянуты 38 государств, разделенных на две коалиции. В течение следующего года в Омск прибыло около 14 тысяч военнопленных — это были чехи, австрийцы, венгры, хорваты. Среди них находилось немало полезных в строительстве людей — каменщики, штукатуры, лепщики и другие мастера на все руки. Всех пленных отправили на строящийся объект. Кстати, в многочисленной группе рабочих оказался и Броз Тито — будущий президент Югославии.

Пришелся к месту и 30-летний чешский скульптор Франтишек Винклер, талантливый выпускник пражской Школы прикладного искусства. Инженер Волков, руководящий стройкой, без долгих раздумий назначил иностранца на должность главного скульптора. Помогать Винклеру стал его товарищ — Ладислав Пршеносил.

На русско-германском фронте Франтишек Винклер был фотографом

В статье «Из столетия в столетия» руководитель учебно-исторического культурного центра ОмГУПСа Ирина Резник рассказала, что в ходе строительства здания Управления Омской железной дороги Винклеру помогали около 50 человек. Рабочие, повторяя за скульптором, формировали рельеф, мешали цемент, готовили для лепки глину, добытую с берегов Иртыша. Горельефные и рельефные произведения искусства для внутренних помещений здания производились на цокольном этаже. Интерьер и фасад преображались на глазах: появились женские фигуры на изогнутых корзинах, играющие мальчики (путти), возводился барельеф «Жизнь» — фигуры мужчины и женщины, олицетворяющие жизнь, и старуха с косой, означающая гибель.

Главным украшением строящегося здания стали те самые четыре богини, символизирующие основные движущие силы железной дороги — «Путь», «Тяга», «Движение» и «Управление». Скульптуры возводились над центральным входом. Франтишек Винклер лепил их на 20-метровой высоте из раствора, который ему по обустроенному склону доставляли помощники. Мастер набрасывал раствор на железные каркасы и создавал богинь.

Строительство планомерно подходило к концу. В 1916 году в город прибыл архитектор Илларионов, за плечами которого были дворцовые здания в Петергофе, Красном Селе и Гатчине. Он контролировал завершение работ. На следующий год Франтишек Винклер на фоне богинь вылепил две строки: сверху он оформил надпись «Управление», а снизу — «1914 Омской железной дороги 1917». Здание Управления Омской железной дороги было построено.

— Франтишек Винклер — хороший скульптор. Гениально сделаны скульптуры. Он был студентом европейской академии художеств. Его так учили, по-другому он не мог. Бывает скульптор один из тысячи, Винклер — один из ста. Работал честно, правдиво, — считает омский скульптор Сергей Норышев, создатель Любочки, Степаныча, Ангела в парке Победы.

«Путь» и «Тяга»
«Движение» и «Управление»

Помимо своей главной омской стройки, Франтишек Винклер приложил руку к обликам и других зданий в городе — Омского академического театра драмы, Коммерческого училища, здания Русско-Азиатской компании. Винклер женился на омичке Елене Мусатовой и отправился во Владивосток, покинув наш город, как окажется позже, навсегда. Во Владивостоке чешский скульптор тоже без дела не сидел: он работал над фасадами ресторана «Золотой Рог», здания Краевого театра кукол, «Дворца труда», на котором изобразил рельефные портреты Ленина и Маркса, а на козырьке создал монументальную композицию «Пролетарий, разбивающий цепи на земном шаре».

В биографическом очерке М. И. Андреевой и Н. А. Гавриловой «Франтишек Винклер — художник-монументалист. След в истории Владивостока» авторы сообщают, что в 1928 году скульптор с семьей перебрался в китайский город Харбин, где проживало много русских. Там он проработал до конца жизни. Винклер основал мастерскую, где вместе с сыновьями создавал по заказам памятники и бюсты. Всё это время скульптор не терял надежды вернуться на свою Родину. Но гибель супруги, Вторая мировая война, а затем и другие обстоятельства становились препятствием для исполнения этой мечты. Вернуться домой Франтишек Винклер так и не смог. Возможность уехать ему предоставили уже после смерти. Умер Винклер в Харбине в 1956 году. Ему было 72 года.

Здание сегодня

В 1961 году Управление железной дороги решили перенести в Новосибирск. Здание занял Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ), который был переименован в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТ). В 1994 году институт преобразовали в Омскую государственную академию путей сообщения (ОмГАПС), а спустя три года, в 1997 году, академия стала университетом.

Сейчас скульптуры здания ожидают ремонта

В 2000 году здание ОмГУПСа, ставшее сейчас объектом культурного наследия федерального значения, впервые за 80 лет начали реконструировать. По итогам работ фасад и богини в том числе предстали перед омичами в обновленном виде. Спустя почти 20 лет, в 2019 году, университет начал поиск подрядчика, чтобы вновь реставрировать богинь здания. Через два года с лишним поиски увенчались успехом. Ремонтом скульптур займется компания «ИнтерСтрой». Сумма контракта составила 3 205 240 рублей.

По договору подрядчик должен восстановить скульптурам утерянные пальцы рук и ног, отремонтировать некоторые части статуй — например, изготовить кронштейн для фонаря у богини «Движение» и восстановить локтевой сустав статуи, отремонтировать обух кирки у богини «Путь» и отреставрировать ее предплечье и так далее. Кроме того, скульптуры необходимо почистить, покрасить и покрыть водоотталкивающими средствами. Также «ИнтерСтрою» предстоит отремонтировать балконы и часть западного фасада здания. В пресс-службе университета отметили, что до конца лета все работы должны быть закончены.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства