Наверное, сейчас уже никто и не помнит, когда обычный киоск с горячими беляшами возле остановки «Технический университет» завоевал всеобщую любовь. Кажется, что он стоял там всегда. YouTube-блогеры посвящали этим беляшам сорокаминутные обзоры, а обладательницы большой груди — эротические видео. Полакомиться знаменитыми беляшами после свадебной регистрации заезжали молодожёны. Даже мэр Омска Оксана Фадина не осталась равнодушной к легендарной выпечке и во время прогулки по Нефтяникам пообещала журналистам когда-нибудь попробовать «те самые беляши».
У омичей не раз появлялся повод переживать за любимую торговую точку: в конце двухтысячных киоск пережил пожар, а в 2016 году ларёк и вовсе убрали, правда, скоро поставили на то же самое место новый — в два раза больше прежнего. Но теперь павильон могут снести навсегда — накануне стало известно о том, что 2 ноября у владельцев киоска истекает срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта. На его месте должен появиться торгово-остановочный комплекс.
Корреспондент NGS55.RU Ирина Буркина поговорила с совладельцем торговой точки — омским предпринимателем Виктором Зятиковым о дальнейшей судьбе легендарной беляшной.
— Виктор Адамович, как давно ваш павильон с беляшами стоит рядом с Техническим университетом?
— С 2000 или с 2001 года. Точно не могу сказать. Но лет двадцать мы там уже точно стоим. Вообще у павильона три владельца — я, Сергей Павлович и Виктор Демьянович. Каждый имеет в этом бизнесе свою долю и занимается решением каких-то определённых вопросов.
— Сейчас вы оказались в сложной ситуации — срок договора с мэрией истекает буквально через пару недель. На месте вашего ларька хотят поставить ТОК. Как будете решать эту проблему?
— Всё верно, срок действия договора заканчивается 2 ноября. Что будет дальше — мы не знаем. Вроде бы администрация говорит: «Ничего не бойтесь, мы заключим с вами соглашение, может быть, вы ещё год поработаете». Но павильон у политеха должен покинуть своё место. Было такое предложение — переставить киоск в сторону — тогда места на остановке должно хватить и нам, и новым владельцам.
— То есть, получается, администрация готова пойти на компромисс?
— Вроде бы да. Мы ведь работаем с ними двадцать лет. Всегда идём друг другу навстречу. Вообще, сотрудничали с ними очень хорошо. А теперь пришёл инвестор, и нас попросили освободить это место.
— Проблема с продлением договора коснулась и других павильонов с беляшами? У вас ведь несколько точек.
— Договор истекает по трём точкам из четырёх: остановки «Технический университет», «Городок Водников» и «Советский исполком». С четвёртой нашей точкой — на улице Бархатовой пока непонятно — мы там в аукционных делах участвуем. На «Водниках» вроде бы всё пока что утряслось: не знаю, продлят ли нам договор, но там уже поставили тёплую остановку, а мы вроде бы остались в стороне. А вот с киоском у политеха пока ничего не понятно. Мы встречались с инвесторами, и у нас было хорошее предложение по сотрудничеству, ведь на этой точке всё есть: отопление, вода, канализация. Воду мы провели, когда это ещё разрешалось делать. Теперь на этом месте хотят поставить пустые киоски. Там только электричество есть. Мы предлагали инвесторам сделать киоски более оснащёнными, но они не пошли нам навстречу. Ну и ладно... Сейчас думаем, что этот павильон разберём и сместим в сторону. На наше место встанут эти инвесторы, надеюсь, места всем хватит.
— А если принять новые условия игры? Дорого выйдет?
— Нам предлагают зайти в готовый павильон. Во-первых, для нас он слишком мал по площади. Во-вторых, вход с той стороны, где он оборудован, нам не нужен. И потом, аренда очень дорогая: один квадратный метр — пять тысяч рублей. Двадцать квадратных метров — это уже сто тысяч. Представляете, на сколько нам придётся цены на беляши поднять, чтобы отбить стоимость аренды?Пока идут переговоры: возможно, цену всё-таки удастся снизить, не знаю... Просто получается, что из-за этих договоров страдает, в первую очередь, покупатель.
— Как вам удаётся удерживать интерес покупателей на протяжении двадцати лет? Омск пережил бум блинных, шаурмячных, у нас появлялись павильоны с мексиканским и греческим фастфудом, в конце концов, недалеко от политеха открылись «Макдоналдс» и KFC, но перед киоском с беляшами по-прежнему выстраиваются очереди...
— Долгое время мы занимались только горячими беляшами. Потом появились сосиски в тесте. Сначала довольно простенькие, но покупатели предложили сделать их вкуснее, сказали: мол, мы готовы платить больше, если сосиски будут такими же вкусными, как беляши. С тех пор мы закупаем качественные сосиски, «беконовские». А недавно приобрели оборудование — стали печь вафли и блины. Нам самим интересно расширять ассортимент: беляши, конечно, всем нравятся, но заниматься чем-то одним стало скучно. Да и народ всегда интересуется новинками.
— Так в чём секрет политеховских беляшей? Может, у них какой-то секретный рецепт? Какая-то особая смесь из трав и специй, как у того же KFC, например?
— Да нет никакого секрета. Всё просто. Мы используем только качественные продукты. Без всякой химии — все ингредиенты натуральные. Закупаем только свежее мясо. Оно вчера бегало — а сегодня жарится-парится. У нас никогда ничего не залёживается, всё используем за один день.
— А поставщики — это омские компании?
— Да, омские. Мясо закупаем в Азово, муку тоже берём у местных производителей. А где нам ещё брать? Раньше старались закупать у омских фермеров, простых крестьян. А потом законы стали ужесточаться — фермерам запретили торговать (с 1 июля 2018 года была введена федеральная государственная система «Меркурий», которая ограничила возможность продавать мясо с домашнего подворья. — Прим. ред.). Ну было дело, закупали бразильскую говядину. Потом качество говядины резко ухудшилось. Мы предположили, что скот на ферме начали выращивать на химических добавках, и отказались от неё.
— Несколько лет назад киоск загорелся. Сильно вы тогда пострадали?
— Пожар произошёл по неосторожности — девочка уронила газовый баллон, мы же на газе готовим. Вентиль с баллона сорвался, а у нас в это время была включена газовая горелка. Всё это вспыхнуло мгновенно. Хорошо, что наши девчонки успели быстро выскочить — так что никто не пострадал. Подгорели мы, конечно, тогда, но восстановились быстро. Пришлось менять крышу, внутреннюю отделку, купили новый холодильник.
— Рядом с киоском и свадьбы проводили не раз. Откуда появилась эта традиция?
— Было и такое. Это, конечно, не наша собственная идея, а инициатива студентов университета. Ребята начинают встречаться на первом курсе, вместе оканчивают Технический университет, решают создать семью и, видимо, павильон «Горячие беляши» ассоциируется у них с весёлой студенческой жизнью. Вот и приезжают периодически к нам молодожёны прямо после ЗАГСа. А бывшие омичи, которые когда-то учились в политехе и теперь живут в Москве, просят знакомых привезти беляши из Омска. Был такой случай: девушка покупала у нас штук двадцать сразу перед вылетом в столицу. Говорит: «Я сейчас их в контейнер загружу горячими, в самолёт сяду и друзьям передам — они меня прямо в аэропорту встретят». Я засмеялся, конечно, спрашиваю: «В Москве беляшей нет, что ли?»
— А брендировать продукцию вы не хотели? Сделать вывеску «Беляши у Политеха», фирменные пакеты-маечки с логотипом?
— Мы, можно сказать, воспользовались нашим брендом, когда открывали новые торговые точки. Повесили на киоск плакат: «Беляши от Политеха». Но потом сняли — кому нужно, сами всё знают.
— Давайте вернёмся к истокам. Почему вы решили заняться именно беляшами?
— Даже не знаю, что вам ответить... Да просто потому, что люди едят беляши! Сам по себе продукт недорогой. Один беляш стоит 28 рублей. По нынешним меркам это очень бюджетная цена. Зарплаты у людей в нашем городе небольшие, но вкусный и недорогой беляш с горячим сладким чаем может позволить себе каждый — и студент, и таксист. Мы ведь зарабатываем за счет оборота. Чем больше продали — тем больше заработали. Мы не хотим торговать чем-то дорогим — продать за весь день одну булочку за 500 рублей и радоваться. Лучше продадим 20–40 беляшей за 28 рублей и заработаем больше. Всё просто: человек перекусил — и ему хорошо. И нам тоже неплохо.