После уроков девятиклассник Михаил Черняк не идет пинать мяч на футбольное поле с ровесниками или играть в компьютерные игры, которые так любят 15-летние подростки. Парень спешит в отцовский гараж проверить, как «поживают» семейные ретромашины, а заодно хорошенько натереть их до блеска. Если потребуется — помыть, если что-то сломалось по мелочи — починить.
Всего в автопарке его семьи три советских автомобиля: две «Волги», ГАЗ-21 и ГАЗ-22 с оленем на капоте, а также его любимая «Чайка» (ГАЗ-14) — в этом году ей исполнилось 39 лет. Машина довольно редкая. Всего Горьковский автомобильный завод выпустил за всё время производства (с 1977 по 1988 год) 1114 экземпляров. В СССР такие лимузины не продавали в частные руки. На них развозили министров, секретарей партии, директоров крупных предприятий, высокопоставленных военных. На «Чайках» сопровождали правительственные кортежи. Другими словами, представительский класс. Но Мише она нравится вовсе не из-за шикарной истории, а по другим причинам.
— Я люблю «Чайку», потому что для меня она самая красивая, а еще очень классный салон — материалы такие мягкие и очень приятные на ощупь. В креслах чувствую себя очень комфортно. Для меня это лучший экземпляр из всех советских машин. А еще она для меня очень дорога как воспоминание о дедушке. Я с самого детства катался с ним на ретромашинах, — рассказывает Миша.
На пенсии дедушка Миши коллекционировал советские авто. Пять лет назад он умер. После его смерти родным осталось 7 ретромашин. Больше половины из них семья продала — восстанавливать и обслуживать сразу столько редких авто довольно накладно и по времени, и по деньгам.
— Честно скажу, я и эту «Чайку» хотел продать: она была в очень плачевном состоянии. Железо не поддавалось сварке, всё гнилое было, просто в труху. И покупателей уже нашел на нее, но сын и жена попросили оставить. Миша хочет на ней ездить, когда ему исполнится 18 лет и он получит права, — рассказывает отец школьника, предприниматель Иван Черняк и добавляет, что папа купил этот автомобиль в Омске в 2017 году: прошлый хозяин использовал ее в коммерческих целях — возил молодоженов.
Когда дедушка был жив, он нередко баловал внука Мишу денежными подарками, например поощрял за хорошую учебу. К слову, парень учится на «отлично» и «хорошо». Так подростку удалось скопить 190 тысяч рублей. Все сбережения он отдал на реставрацию «Чайки». Но, конечно, такой суммы не хватило. В общей сложности на восстановление этого железного коня у семьи Черняк ушел один миллион рублей.
— После смерти отца я ее загонял на станцию: меняли полностью всю проводку и электрику — это заняло месяца три. Полностью поменяли всю «ходовку». С этого времени она была исправна — ездила, но я ей не пользовался. Это такая игрушка сложная: ее собираешь, как конструктор Lego. Если, например, на «Волгу» можно найти абсолютно любые запчасти везде, то на «Чайку» — есть свои сложности. Например, молдинги, которые идут вдоль задних фар, — они состоят из шести элементов. Их приходилось искать поштучно. Три я нашел на складе Минобороны, там работает знакомый, часть у перекупщиков в Москве приобрел. Один элементик 20 тысяч рублей стоит. Бокового хрома и ручек дверных на ней вообще не было. Железо я нашел в Нижнем Новгороде, — говорит Иван Черняк.
Вишневой «Чайка» стала недавно. Почти год назад ее загоняли в мастерскую, и всё это время над ней колдовали мастера: срезали старое железо внутри и вваривали новое, перекрашивали авто. Изначально машина была в белом цвете.
— Долго не могли определиться, какой цвет выбрать — либо белый оставить, либо покрасить в бордовый или синий. Черный однозначно не хотели, потому что таких «Чаек» у отца когда-то было четыре штуки. И на самом деле машин белого цвета никогда не существовало: производили черные машины, зеленые кабриолеты, которые использовали на парадах. И в единственном экземпляре в вишневом цвете — по заказу для Брежнева. В общем, сын решил, что она будет такого же цвета, как у Леонида Ильича, — смеется Иван.
Что касается начинки авто, то у этой ретромашины стоит неродной двигатель. Движок в ней заменил еще прошлый владелец на волговский. Иван считает, что это было хорошим решением. Во-первых, налог в два раза меньше, во-вторых, в случае чего мотор можно перебрать самостоятельно.
— У «Чайки» есть одна болезнь — коробка АКПП заводская. Если в нее неправильно залить масло и запустить, то она может встать в аварийный режим и будет непригодной. Починить ее нереально. Был единственный мастер из Москвы, которому было это под силу, и то он в прошлом году умер. А вообще, ремонт 300 тысяч стоит, сильно накладно получается, еще и неизвестно — запустишь, не запустишь, — задумался Иван.
Омич демонстрирует салон машины, говорит, что здесь тоже еще предстоит много работы. Например, нужно обтянуть сиденья. Их здесь, кстати, всего шесть — два из них раскладные, которые за ненадобностью можно сложить и спрятать. К своему удивлению, в «Чайке» я заметила электрические стеклоподъемники, прямо как в современной машине.
Захотелось прокатиться. Иван был не против, но предупредил сразу: педали очень тугие и нужно посильнее давить на газ. Тронуться с места мне удалось только с третьего раза. Во-первых, у сиденья нет регулировки и мои ноги едва дотягивались до рычагов, во-вторых, рекомендация посильнее давить разошлась с моим представлением о силе нажатия. Проехав несколько метров, я решила остановиться. Для меня «Чайка» уж слишком «деревянная» и тяжелая в управлении — в буквальном смысле. Куда приятнее было прокатиться на сиденье пассажира.