— Давайте я вас прокачу? Посмотрите, как народ реагирует, — с предвкушением и заметным удовольствием владелец мятной «Волги» 1963 года Иван Черняк заводит ретромобиль. Мотор свирепо рычит. Минуем частный сектор на Солнечных, мчим по 70 лет Октября. Внимательно слежу за реакцией людей на остановках и других водителей. Эксперимент удался. За 15 минут дороги нам посигналили около пяти машин, шоферы с восторгом показывали «класс». Некоторые пешеходы, чьи взоры искали вдалеке нужные автобусы, внезапно переключались на наш корабль из прошлого и расплывались в улыбке.
— Обычно еще больше реакций, — с гордостью заявляет Иван и добавляет, что не всегда удается посигналить в ответ. Ретромашина требует большой концентрации.
— Сильно напрягаешься за рулем и сосредоточен, не как на современном автомобиле. Руль тебя держит, и реакция слабая в нем. Здесь же нет гидроусилителя. А еще нет вакуума на тормозах. Они жесткие, — рассказывает Иван и прямо во время движения открывает водительскую дверь и с силой захлопывает ее.
Резкий звук прилично дает по ушам. Но меня не пугает. Сразу вспомнила, как отец в моем далеком детстве делал так же, когда замечал в боковом зеркале зазор между дверцей и корпусом — на «Победе». Аналогия в моей голове возникла не просто так, оказывается, ГАЗ-21 как раз является ее преемником.
«Волги» третьей серии выпускались с 1962 по 1970 год. От предыдущей серии ее отличает внешнее оформление. Например, решетка радиатора, которую в народе прозвали «китовый ус», а также отсутствие фигурки оленя на капоте. Она досталась Ивану Черняку после смерти отца, как и другие ретромобили (об одном из них, ГАЗ-22, мы рассказывали в прошлом материале). Среди других она — самая любимая.
— Я не знаю почему, душа именно к ней лежит, она такая светлая, яркая. Какое-то единение с ней. Я ее чувствую. Я могу хоть куда на ней поехать и знаю, что не подведет, — объяснил омич.
Отец Ивана купил машину в 2015 году и был ее вторым хозяином. «Волга» была в относительно неплохом состоянии, однако было над чем поработать. В память об умершем папе сын решил довести авто до идеального состояния. Для этого потребовалось 2 года и 600 тысяч рублей.
— В машине мы переваривали пороги, перекрашивали корпус, но в точно такой же оригинальный зеленый, в каком она была изначально. Перетягивали салон. Хром для ручек дверей, окантовку в дверях, молдинг иногда находил в Омске, а иногда заказывал из Москвы и Таганрога. Установил омыватель стекол и еще один принудительный вентилятор от «Жигулей», чтобы не грелась, — рассказывает омич.
Принудительный вентилятор Иван поставил в помощь основному, поскольку машина сильно грелась в жару. Позже он узнал, что в СССР меняли вентиляторы в зависимости от сезона. Когда начал разбираться, оказалось, что у него стоял зимний — с четырьмя лопастями. После того как он установил летний — с восьмью — нужда в дополнительном отпала.
Также он поставил на «Волгу» тормозные цилиндры от УАЗа, а еще двухкамерный карбюратор от «Жигулей» — чтобы машина лучше заводилась и разгонялась. Скорость авто и правда набирает резво. Иван говорит, что машина даже «делает» иномарки, когда загорается зеленый сигнал светофора. Но проблема в том, что разгоняется ГАЗ-21 до 80 километров в час, а дальше идет с трудом. Самое большое расстояние, которое преодолевал Иван на зеленой «Волге», — 60 километров в сторону Марьяновки. Там проходила выставка ретромашин. Вообще, омич часто выезжает на ней по делам, забирает на ней старшего сына из школы. Но его основной транспорт — всё же иномарка, Mitsubishi Pajero. Омич бережет «старушку».
— На ней в основном весной и осенью езжу, летом, если жара не сильная. Стараюсь не мучить машину, она всё-таки уже в возрасте.
Иногда этот ретромобиль арендуют для рекламных акций или свадебных прогулок.
— Вообще, я рекламу не даю, всё через знакомых. Мне это интересно не с финансовой точки зрения, а чисто для души. Хочу, чтобы машина несла людям счастье. Тем более что аренда возможна только с водителем — со мной, — улыбается Иван. — Кстати, в последнее время молодежь не хочет машину украшать — им нравится ретростиль как есть.
Омич хочет, чтобы его младший, 4-летний сын унаследовал ретроавто в день своего совершеннолетия. До этого момента еще 14 лет. При должном уходе и ремонте «Волга» вполне может дотянуть. Интересно одно: увлечет ли такая машина подрастающее поколение?