«Эй, угонщица! — слышу я вслед, —
у тебя ни стыда ни совести!»
Автоугонщик всегда был одной из самых популярных криминальных профессий в масс-медиа. Современные фильмы и игры восхваляют их умения. «Угнать за 60 секунд», известная во всём мире франшиза «Форсажа», посвященная воровству машин, а игра Grand Theft Auto («Великий автоугонщик») всегда была хитом среди геймеров. Да и ни одна компания героев не обходится без парня, который разбирается в машинах и с легкостью их угоняет. А пока кто-то играет в угонщика, кто-то угоняет тачки по-настоящему. Но заканчивается это всё не так хорошо, как в фильмах.
Николаю Савченко 23 года, раньше он жил в поселке Морозовка, пока не переехал в исправительную колонию. Свою преступную карьеру он начал пять лет назад, когда ему было 18 лет. Парень поступил в колледж на автоматику и телемеханику на железнодорожном транспорте, но проучился недолго. Вместо страсти к учебе у него появилось две новых — к алкоголю и автомобилям. Причем автомобили его интересовали как таковые, сами по себе. Ему просто хотелось их иметь, чтобы кататься самому и возить подруг. Парень честно признается, что не разбирается в устройстве машин до сих пор, при этом он может угнать любой отечественный автомобиль и многие иномарки всего за несколько минут.
— Я где можно узнавал, как машины можно завести без ключей, как вскрыть. Такой информации много. Первую машину получилось угнать. Покатался, поубивал ее. Она сломалась, я ее оставил. Угнал еще. И так вошел в азарт. На этой покатался, бросил, поехал в другой район, угнал там. Так получилось 10 машин за три месяца, — начал рассказ Николай.
Гуляя по городу Николай присматривался к машинам, стоящим во дворах. У него всегда при себе был набор инструментов: отвертка, нож, набор ключей, иногда плоскогубцы. Увидев машину, которая могла его заинтересовать, он сначала открывал ее — по словам угонщика, это было несложно. Часто для того, чтобы открыть машину, достаточно было потянуть ручку, а если все двери были закрыты, то справиться с типичным автозамком помогал нож. Когда и нож не помогал — стекло можно было просто аккуратно выбить. Николай признается, что в этом деле очень помогает грубая сила — постоянно приходится что-то разбивать, отламывать, прокручивать. Того, что обычно показывают в фильмах, нет и в помине.
— Любую машину можно угнать с ножом и отверткой. Залез в машину, а там уже смотришь. Где-то я заводил тем же ножом, где-то приходилось снимать зажигание, замыкать провода или прокручивать пальцем. Блокировка руля тоже не помогает — там два болта, я их или откручивал, или ломал, — объяснил Николай.
Угонщик говорит, что в устройстве зажигания машин всё устроено достаточно просто, и человек с минимальными техническими знаниями сможет разобраться, как сделать так, чтобы автомобиль завелся. Для этого иногда хватало чувства логики — вскрыл панель и смотришь, что с чем соединить и куда провернуть. Но не всегда всё было просто. Если с отечественным автопромом обычно не было проблем, то некоторые иномарки заставляли повозиться.
— Один раз я залез в машину и целый час не мог ее завести. Но я себе поставил цель: если начал угонять, то надо до конца. Я долго мучился, что только ни делал, и отвертку молотком вбивал в замок... В итоге нашел два провода под рулём — там маленький механизм был, — снял, посмотрел, провернул, и она завелась. Honda CR-V это была, полтора часа с ней промучился, — говорит молодой человек.
Это была первая иномарка, которую угнал Николай. Он признаётся, что проще всего удавалось завести «Волгу» и девяносто девятый ВАЗ. На то, чтобы их угнать, порой уходило несколько секунд. Первые угнанные машины Николай использовал исключительно для развлечения — он катался на них пьяным, «убивая» двигатель и катая своих друзей и подруг. Родители Николая, мать и отчим, знали о том, откуда у молодого парня машины, но он успокаивал их, что только ездит на угнанных машинах, а потом просто оставляет их. Он уверял маму, что, покатавшись на машине, он бросит ее в городе, и она вернется к хозяину. Соседям было всё равно. А сам он верил, что точно не попадется. Чтобы скрыть свои преступления, некоторые машины он отгонял в поля за городом, обливал бензином и поджигал. Так он поступил и с Honda, которая далась ему так непросто. Уезжал с места поджога он уже на свежеугнанных тачках.
— Эту Honda я хотел продать. Но она перестала заводиться, и я ее сжег. Вообще, первые восемь машин я использовал, чтобы просто поразвлекаться, покататься. А последние две, вот с этой Honda, я хотел продать. Я угнал еще «Волгу», последнюю. На нее были покупатели, хотя знали, что она угнанная. Но за ее руль сел мой знакомый, который плохо водит. Он врезался на ней в столб и разбил ее. Я психанул, и тоже сжег ее в полях. Она была на ходу, но рыло разбито. На продажу бы ее уже не взяли, — рассказал Николай.
Он объясняет, что угон машины для него стал чем-то совершенно обыденным. Как-то раз он угнал вечером машину, проехал на ней немного, после чего машина заглохла. Парень вышел из нее, и в этом же районе угнал следующую «Волгу», на которой и уехал. Ездил он чаще всего в нетрезвом виде. Он множество раз попадался на глаза сотрудникам Госавтоинспекции, будучи в нетрезвом виде за рулем угнанной машины, но каждый раз спокойно уезжал. Он относит это к тому, что при виде полиции старался не нарушать правила, хотя работу сотрудников ДПС угонщик оценивает не очень хорошо, считая их невнимательными.
Я не разбираюсь в машинах. Вообще. Я знаю, как ее открыть и как её завести. Этого достаточно.
Николай рассказал, что русскими машинами сейчас угонщики практически не интересуются. По словам парня, риск не стоит выгоды. Угнать русскую машину могут только такие, как он, любители «покататься и бросить». Первое, на что он советует обратить внимание, это хорошая сигнализация — тут, как и везде, скупой платит дважды. Он объясняет, что к некоторым машинам невозможно было подойти — «сигнашка» уже начинала работать, — а на некоторых машинах он спокойно уезжал с включенной сигнализацией, которая не срабатывала ни при пинках по колесам, ни при открытии дверей, ни при заводе двигателя. Угонщиков смущает еще и наличие освещения и видеокамер в округе. Если ваша машина стоит на освещаемом месте, а поблизости есть камеры, то скорее всего за нее не возьмутся. Яркая покраска и наклейки тоже не помогут. Угонщики доедут на ней в свой гараж, где спокойно разберут ее или перекрасят. Яркие детали смогут отпугнуть только воришек, которые угоняют ради развлечений и планируют кататься на машине сами. Миф о том, что машины угоняют исключительно супер-гонщики и гении автомеханики в стиле фильма «Форсаж», Николай опровергает — он говорит, что угнать машину может любой, кто знает, как соединить пару проводов.
Позже парень взял машину у знакомого и начал работать в такси. Он заявил, что стал понимать, что для кого-то автомобиль является очень важной вещью, пропажа которой может очень навредить человеку. Но раскаиваться было уже поздно.
— Люди работают, зарабатывают на эти машины, тратя последние деньги, а кто-то их угоняет. Я это только позже понял. Раньше я не задумывался, мне просто было по приколу. Особенно я задумался над этим, когда получил срок. Увидел своих потерпевших. Сам бы я очень расстроился, если бы машину мою угнали. Я выхожу — и машины нет. Я не знаю даже, что бы я сделал. Шансов, что найдут, ведь очень мало. Её либо уже продали или разобрали, либо убили и бросили или сожгли, — признается Николай.
Николай рассказывает, что попался по глупости. Он выпивал на берегу озера на Московке. Там он познакомился с компанией молодых людей, которые приехали на озеро на машине, и они предложили ему присоединиться к ним. Парень согласился. После окончания пляжной вечеринки пьяная компания села в машину и поехала в соседние дворы. Там они решили, что на машине пьяными домой лучше не ехать, и вызвали такси. Владелец машины уехал со своими друзьями, а Николай уехал на машине людей, с которыми несколько часов назад делил стол. ВАЗ-21099 он открыл, потянув дверь за ручку, а завёл буквально пальцем — инструментов с собой у него не было. На машине он проездил четыре дня. За это время он выжал из нее все соки, не щадя покрышки, коробку передач и двигатель. После того как машина уже не ездила, он бросил ее на выезде из Морозовки, предварительно написав пальцем на грязном заднем стекле «В УГОНЕ». По поводу отпечатков пальцев и других следов в машине Николай никогда не заморачивался. Но такой надписи ему оказалось мало, и добрый малый решил помочь своим недавним собутыльникам поскорее найти машину. Он позвонил в полицию со своего сотового в полицию и сообщил, что обнаружил угнанную машину. Николай хотел, чтобы ее скорее нашли и вернули владельцу, а угонщика перестали искать. На следующий день ему позвонили полицейские и пригласили в отделение дать показания.
— Мне начали говорить, что это я украл. Я — в отказ. Но оказалось, что меня сфоткала бабушка одна. Я люблю быстро ездить, а она шла мимо с флягой и сфоткала меня как нарушителя. В общем, было фото, где я за рулем угнанной машины, — признался Николай.
После этого отнекиваться было бессмысленно. Он подписал явку с повинной. Ему дали 2 года и 9 месяцев. Несмотря на то, что Николай утверждает, что ему не нравится в колонии, а свое поведение он переосмыслил, это не единственный срок парня. Сейчас он находится в колонии за разбой: приревновал девушку и избил парня, к которому ее приревновал, отобрав у него телефон. По словам ревнивца, он просто хотел проверить, звонил ли этот парень его даме (оказалось, что нет), а тот уже убежал. Телефон остался у Николая, а выкидывать дорогую вещь по совету отчима было жалко. Через несколько дней парня арестовали. Девушка, из-за которой всё произошло, прождала его полгода и вышла замуж за другого.
— С девушкой по-нормальному разошлись. Я её уже и забыл. Я планирую взять машину в аренду. Просто в аренду (смеется). Работать в такси. Куда еще со сроком? Пока туда. Там посмотрим, как пойдет. Может, на север куда-нибудь. А колония меня не пугает. Я понимаю, что могу сюда вернуться. Сначала я был уверен, что больше не заеду. Думал, что всё серьезно. Освободился, прошло два-три месяца, и всё забывается. Снова попадаешь — и пофиг. Не страшно. Единственное, чего не хватает здесь, так это воли. Переживаю за маму только, она устала, конечно, ездить сюда. А вообще, хочу начать всё сначала. Зарабатывать деньги легально. Если получится, — подытожил Николай.