Немец-перец-колбаса: разбираемся в традициях выходцев из Германии в Омской области

Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов рассказывает о национальностях, проживающих в Омской области

Поделиться

В Омской области живут около 50 тысяч немцев

Фото: Александр Зубов

Новый материал о народах Омской области я решил написать про нацию, которая очень близка русским. Может быть, не всегда по духу, но по истории точно. С этим народом, немцами, мы то воевали, то мирились, перенимали друг у друга привычки, кухню, традиции. Немцы внесли большой вклад в развитие науки и культуры России. Среди них множество известных личностей, отличившихся как государственные и военные деятели. Многие русские правители были этническими немцами, как и один из основателей Омска, Иван Бухгольц. Отношения двух наций можно было назвать соседскими, но случились две войны, которые сильно изменили как историю, так и отношения между народами.

Иван Бухгольц — русский военный и государственный деятель, сподвижник Петра I, генерал-майор, основатель Омска

Иван Бухгольц — русский военный и государственный деятель, сподвижник Петра I, генерал-майор, основатель Омска

Поговорить об омских немцах, их культуре и традициях я решил с председателем совета национально-культурной автономии немцев Омской области Виктором Эйхвальдом.

Виктор Эйхвальд

Виктор Эйхвальд

— В отличие от многих немцев России, мой род Эйхвальд не был депортирован. Мои предки переехали сюда добровольно. Очень давно, еще до столыпинской реформы. Они основали поселение в Омской области. Таких поселений всего около 100. Некоторые и по сей день существуют, а такие, как Солнцевка, Аполлоновка, Звонарёв Кут, очень перспективные, — начал рассказ Виктор.

Семья Боссерт на фоне деревянной избы

Семья Боссерт на фоне деревянной избы

Его предки прибыли в Россию из южной части Германии — Швабии. Они должны были ехать на Волгу, но их отправили сначала на Украину, в Черниговскую губернию. В конце XIX – начале XX века предки Виктора переселились в Сибирь и основали селение Чучкино. Оно было немецким настолько, что когда Виктор пошел в первый класс, он не знал ни одного русского слова. Уроки ему помогал делать одноклассник, знавший русский язык, потому что его семья была смешанной. 

— Сейчас другая история. Теперь наши дети не знают немецкого. Мы стали русскими немцами. Наш род живёт в России более 200 лет, а в Сибири уже более 120, — делится Виктор.

На вопрос про притеснения со стороны русских из-за национальности или какие-либо обиды Виктор отвечает с улыбкой.

— Я не помню, чтобы когда-то были какие-то обиды. Моих родителей было за что уважать. Они всегда трудились. Делали колбасу. Немец-перец-колбаса — потому немцев так называли, в шутку. Но, несомненно, это есть. На фестивале культуры российских немцев «Феникс» мы проводили в одном из сёл концерт. Играет немецкая национальная музыка. Одна дама встает и демонстративно уходит со словами: «Не хватало еще, чтоб я фашистскую музыку слушала». Это было недавно. И такое еще долго будет. Но что меня поразило, так это когда среди русского населения провели опрос, какой народ им ближе, то сразу после белорусов стояли немцы. Не украинцы, не французы или американцы. А немцы, — говорит Виктор.

Немцы или дойче

Слово «немец» можно перевести примерно как «чужестранец», «немой», «говорящий на другом языке». Немцами называли всех иностранцев, которые говорили непонятно. «Немцами» были и шведы, и датчане, и шотландцы, и даже венецианцы. Еще одна из теорий происхождения такого названия указывает на германское племя неметов, а из византийских источников обозначение жителей Баварии словом «немиции» фиксируется с X века. Сами немцы называют себя deutsche, что означает народ. А термин «тевтоны» появился от латинского названия германских племён Teutoni. Он же дал название Тевтонскому Ордену.

Язык

Немцы Омской области в большинстве своем свободно говорят на русском языке и считают его своим. Раньше среди немцев были широко распространены диалекты, которые отличались от классического немецкого языка, преподаваемого в школах. По диалекту можно было отличить выходца из Швабии от уроженца Саксонии. Но сейчас эти различия сходят на нет, так как молодое поколение немцев учит язык в школах, на курсах или в языковых лагерях. Там преподают классический немецкий и различие в диалектах стирается.

Численность

Всего в мире около 80 млн немцев, причем половина из них живет не в Германии. В России около 400 тысяч немцев, а в Омской области их проживает около 50 тысяч. Это четвертый народ в области по численности после русских, казахов и украинцев. Более половины немцев Омской области живут в сельской местности — в Азовском, Исилькульском, Марьяновском, Москаленском, Одесском, Русско-Полянском и Шербакульском районах.

Свадьба

Одним из самых красочных и веселых торжеств у немцев является свадьба. Это событие предусматривает соблюдение досвадебных обычаев, саму свадьбу и послесвадебные обряды. Традиционно свадьбе предшествует сватовство. Сват был одним из главных действующих лиц этого процесса. Им мог быть любой знакомый или родственник жениха, главное, чтобы он был веселым и разговорчивым. 

— Из-за религиозных взглядов могло не быть браков между двумя соседними семьями. Мои родственники уезжали в Казахстан, в немецкие села, чтобы найти там невесту. Там были смотрины, сватовство. Люди, как правило, заранее знали, к кому ехать, — рассказал Виктор.

Сваты нарядно одевались, на рукавах у них были красные повязки или белые ленты. Сватовство проходило в пятницу или субботу, в полдень. Сваты заходили в дом невесты, клали хлеб на стол и начинали беседу. Прямо о цели визита никто не говорил, хотя всем всё было понятно. Они расхваливали жениха, его качества и имущество, настаивали на свадьбе. Родители невесты её достоинства сознательно принижали, чтобы не сглазить девушку. После недолгих препирательств стороны переходили к деловому разговору. Период между сватовством и свадьбой обычно составлял три-четыре недели. 

За неделю до свадьбы приглашали гостей. Делалось это шумно и весело. Центральной фигурой становились специальные распорядители свадебного торжества.

— Немецкая свадьба в Чучкино… Второй день превращался в карнавал. Ну, во-первых, делали все по-немецки. Приглашали почти все село, все же родственники. Как это было — впереди идут два крестных отца. Они наряжены, грудь украшают банты. У жениха лента ниже колен — чем ниже, тем у тебя счастья больше. У крестных отцов в руках шест. И вот они заходят в дом, и кто повяжет бант, носовой платок, красивую ленту, это значит, что этот человек придет на свадьбу. Выпивают между этим делом. Они идут уже потом, и огромное количество лент, бантов на шесте висит. Очень красиво. За ними идут молодые парни с красивой корзиной. Кто повязал [ленту], кладёт в корзину граненый стакан для себя, вилочку, тарелочку. И таким образом у всех есть посуда, все знают, сколько человек придет. Всё ясно, — рассказал Виктор.

Свадьбу праздновали два-три дня — в субботу и воскресенье, в понедельник. Накануне свадьбы, в пятницу, устраивали полтерабенд — вечер шума, грохота и прощания с молодостью. Молодые люди собирались в доме невесты, приносили с собой угощение. Невеста плакала, а подруги её успокаивали, пели прощальные песни. Молодежь стремилась как можно больше шуметь, отсюда и название «шумный вечер». С грохотом били на счастье посуду. Чем больше шума, чем больше битой посуды, тем больше счастья будет молодым.

Обычно свадебное торжество проходило в доме жениха. Дом к свадьбе должен быть чисто убран и украшен, в теплое время года свадебные столы могли быть накрыты во дворе, на свежем воздухе. В день свадьбы невеста вставала поздно, ведь она в последний раз ночевала в родительском доме и могла позволить себе подольше поспать. Часам к 10–11 начинали собираться гости. С древних времен было принято начинать свадьбу до полудня, на подъеме солнца. Об этом говорит и название свадьбы — hochzeit, что буквально означает «высокое время». Одевали невесту замужние женщины, чаще всего крестная мать или та женщина, которая делала для невесты свадебный венок. Венок невесты представлял собой высокую корону из цветов и листьев. Изготавливались цветы и листья из воска, парафина, цветной бумаги, крепились на проволочном каркасе. Для украшения венка использовались бусы, блестки и кносп — гроздья мелких шариков, для изготовления которых свиную щетину обмакивали в воск или парафин.

Старинный венок состоял из трех частей: головной, наплечной и нагрудной. К венку крепилась фата. Изготавливали венки специальные мастерицы, которые были известны на всю округу и искусство которых высоко ценилось. 

— Тогда нельзя было иконы держать, и у нас в коробе стояла фата мамы. Она как святыня была. Как икона. Немецкая фата — это искусство. Все украшения — ручная работа, из воска. Для неё даже температурный режим надо держать. Бант жениха с цветком, а обрамление у цветка из воска тоже, — вспомнил Виктор.

Жених с друзьями и родственниками шёл к дому невесты. Это была шумная процессия в сопровождении музыкантов и близких, которые пели и плясали. После этого процессия двигалась к церкви или молитвенному дому, где проходил обряд бракосочетания.

Затем молодожены и все приглашенные шли в дом, где на пороге их встречали родители жениха. Мать подавала им хлеб, который молодые должны были есть одновременно. Также молодым нужно было одновременно переступить через порог. Начинался праздничный обед. Всем распоряжался хозяин свадьбы (hochzeitsvater, hausvater). Он рассаживал гостей, следил за тем, чтобы у всех были еда и выпивка.

Мария Люцева и участник Великой Отечественной войны, гармонист Альберт Югансон

Мария Люцева и участник Великой Отечественной войны, гармонист Альберт Югансон

Во второй день свадьбы устраивали танцы, игры, различные испытания молодоженов. 

— А второй день — это карнавал. Крестная мама невесты делала свадебную подушку. Это очень красиво. Огромная подушка, украшенная лентами, бантами, вышивкой, цветами. Вся свадьба переодевается кто во что горазд, с ними аккордеонист, баянист, — и вся свадьба идет к крестной матери. И вот крестная выбегает к ним на улицу с подушкой, потому что иначе они дом разнесут, и начинается — все поют, танцуют, каждый должен ухватить эту подушку, подержаться за неё, на голову её ставят и танцуют. И весь этот карнавал двигается обратно на свадьбу. Детям дают конфеты, мужички выпивают. Это было нечто! И конечно, стреляли. Холостыми. Все кричали: «Wilhelm, was haben wir heute? Die Hochzeit, Die Hochzeit!» Это примерно как: «Вася, что у нас сегодня? Свадьба! Свадьба!» Эта традиция кое-где еще сохранена. А подушка даже для русских немцев редкость. Это особенности наших католических швабов, — рассказал мужчина.

Третий день свадьбы носил название «Куриный хвост», потому что она считалась оконченной, когда гости съедят последний куриный хвост.

Сам Виктор такую свадьбу так и не отпраздновал — его жена, бывшая одногруппница Татьяна, русская. Поэтому свадьба была классической для России. 

Дом

Немецкие села и хутора, как правило, строились по единому образцу. В центре села располагались церковь или молитвенный дом и школа. Первоначально в немецких селах жила одна большая семья, которая вела общее хозяйство. Хутора часто назывались по фамилиям владельцев, но во время коллективизации они были упразднены.

— Вы прекрасно понимаете, что сейчас, в период урбанизации, это все-таки типовая квартира. Убранство в городе, как правило, как у всех — зависит лишь от достатка. Если говорить про особенности постройки именно дома, то, как правило, усадьбы немцев Сибири строились под одной крышей, П-образной формы. Или же длинные дома, но по тому же принципу — дом, теплый переход, сарай, кухня. Всё под одной крышей, — объяснил Виктор

Первыми жилищами немцев в Омской области были пластянки — дома из земляных пластов. Они были довольно теплыми, однако служили недолго. Позже немцы стали строить дома из саман­ного кирпича. Они, в отличие от пластянок, были более долговечными. Такие дома встречаются и сейчас, но используются как подсобки.

Обязательным элементом немецкого дома была летняя кухня. К ней примыкали другие хозяйственные постройки: баня, сараи. В каждом доме обязательно была печь. Когда в строительстве начали преобладать типовые проекты, этническое своеобразие стало теряться. Оно осталось во внутренних деталях интерьера — в предметах женского рукоделия, деревянной мебели, пуховых изделиях и шпрухах — красочно оформленных изречениях из Библии. Ну и конечно же — порядок и чистота.

Хозяйство

В основе хозяйства немцев всегда были животноводство и земледелие. Из зерна делали каши, а из ячменя изготавливали немецкий кофе Prips и пиво. Это традиционные немецкие напитки. Для обработки зерна немцы строили мельницы и зернодробилки. Они есть практически в каждой немецкой деревне. Часто их владельцами были меннониты.

Большое значение имело выращивание картофеля, который очень ценится в немецкой кухне. Также выращивали классические для омских огородов капусту, лук, морковь, огурцы и помидоры. Горох, фасоль, бобы тоже всегда были в почете. Культурами, характерными только для немцев, были хмель и цикорий. Хмель использовали для пива, а цикорий — как заменитель кофе.

В животноводстве преобладало разведение коров, овец и свиней. Здесь также инициативу подхватили меннониты. Они начали селекционировать скот, а хозяйство держали в основном для продажи мяса и молочных продуктов. Лошади тоже имели важное значение в немецком хозяйстве, и во многих сёлах они используются до сих пор как транспорт и тягловая сила.

Поездка за продуктами в Апполоновке

Поездка за продуктами в Апполоновке

Кухня

Из всех компонентов культуры немцев пища остается наиболее традиционной. Её потребляли в основном в три приема: завтрак (frtihstuck), обед (mittagessen) и ужин (abendessen). Для каждого приема пищи существовало строго определенное время, что отражает немецкий национальный характер — стремление к порядку и дисциплине. Обязательной нормой поведения за столом являлась молитва.

— Что касается блюд — это, конечно же, колбаса. Без немецкой колбасы немец не немец. Без штруделей, без фаршированного гуся, без кухе — домашнего пирога с посыпкой, без картофеля клейс. Кребели — это что-то вроде баурсаков. Пиво. Все немцы любят пиво. А мы, как советские люди, тоже не откажемся. Азовское пиво даже мои друзья из Германии хвалят, — с улыбкой говорит Виктор.

Основу немецкой кухни составляют мучные, мясные и молочные продукты, картофель. Разнообразными были и колбасы (кровяная, мясная, ливерная, картофельная). Большое распространение получило копчение мяса, сала, колбас, птицы и рыбы. Одним из любимых копченых продуктов был свиной желудок, фаршированный мясом или кашей, — schwaderaache. В основном его употребляли во время полевых работ. Существенное место в рационе питания занимали супы, которые отличались большим разнообразием. Из вторых блюд большой популярностью пользовались штрудель, квашеная капуста с картофельным пюре, жаркое. В немецкой кухне огромную роль играет всевозможная выпечка, особенно хлеб. Раньше тесто на хлеб месила самая старшая женщина в семье. Сейчас его, конечно, чаще покупают. Немцы всегда любили разные булочки, пряники, печенье, вафли и пироги. Из традиционных видов жареной пищи большое распространение получил «кребель» — перевитые полоски теста, обжаренные в масле.

Из напитков особое место занимал кофе, ставший одной из особенностей немецкой национальной кухни. Традицию пить его у немцев перенял еще Петр I, чем несказанно обрадовал всех своих придворных, приучая пить напиток, который нравился далеко не всем. В момент переселения немцев кофе уже имел широкое распространение в Германии. В Омской области при отсутствии натурального кофе был выработан его аналог. Его начали делать дома из жареных зерен ячменя, пшеницы, овса, ржи с добавлением молотого сушеного гороха, фасоли и моркови. Напиток получил название «припс». Другим заменителем кофе был молотый цикорий. Из алкоголя немцы пили самогон, пиво и домашнее вино. Употребление алкоголя зависело от вероисповедания. Баптисты и меннониты, например, не употребляют алкоголь.

Праздники и обряды

Главным праздником у немцев считалось Рождество, которое отмечали 25 декабря. Католики соблюдают предрождественский пост и много времени проводят за молитвой. В канун Рождества в немецких домах устанавливали и украшали ёлку. Именно немцы в XVI веке стали делать это первыми, а уже затем обычай распространился по всему миру. Ёлку ставили не только в доме, но и во дворах, чтобы отогнать несчастья и болезни. Украшения для ёлки делали сами — бумажные гирлянды, специально испеченное печенье, конфеты, яблоки, свечи.

Большое значение придавалось рождественской мессе или праздничному молитвенному собранию. Они проходили 24 и утром 25 декабря. Собравшиеся пели рождественские песни, молились, детям дарили сладкие подарки. Но в первую очередь Рождество — это семейный праздник. На главное событие дня — рождественский ужин — собиралась вся семья. Если кто-то не пришёл, это расценивалось как плохая примета. Все дарили друг другу подарки, а к детям приходили ряженые рождественские персонажи — Крискинд и Пельцникель. Крискинд — это девочка в белой одежде, ее лицо закрыто вуалью. Она дарит послушным детям подарки за то, что они рассказывают ей стихотворение или молитву. Пельцникель одет в вывернутую наизнанку шубу, обвешан цепями, лицо измазано сажей или под маской. Он приходит к непослушным детям и пугает всех гуляющих по улицам. Если он кого-то поймает, то заставляет есть лук или чеснок. 

У меннонитов праздник проходил не так шумно — на Рождество проводили несколько молитвенных собраний. Подарки детям дарили либо родители, либо члены общины. В канун Пасхи дети готовили во дворе гнезда для пасхального зайца (он приносил ночью подарки), чтобы тот не обошел дом стороной. В саму Пасху дети старались встать как можно раньше. Они надеялись в пасхальное утро увидеть в лучах восходящего солнца Христова барашка — по вере лютеран, Иисус Христос ходил с пастушьим посохом в руках и барашком у ног. Потом они искали пасхальные подарки. Детям говорили, что их принес заяц. Для большей убедительности родители делали из опилок или соломы след на улицу и далее в лес, который будто бы оставил заяц. Русские традиции также оказали большое влияние на праздники — например, немцы начали отмечать Масленицу. 

Похороны

— Когда погибал или умирал молодой парень или девушка, не сыгравшие свадьбы, то их всегда наряжали как жениха или невесту. Земля теряла еще одного мужа или жену. Ребенок 3–4 года, а лежит как невеста. На похоронах никогда не пили, не устраивали поминок. После погребения собирались все самые близкие, их посещали друзья, поддерживали, пили кофе, — делится воспоминаниями Виктор.

Блиц

— Какое вероисповедание преобладает у русских немцев?

— Традиционные конфессии сибирских немцев — это католики, лютеране и меннониты. Я потомок католической веры. У нас деревня была католическая. Безусловно, есть и православные христиане. Мы светские люди и со всеми конфессиями в мире. Но, конечно, хотелось бы, чтобы сохранялась традиционная вера немцев-переселенцев.

— Какие качества у русских и немцев надо взять, чтоб получился идеальный русский немец?

— Я русский немец, и я тех немцев, из Германии, иногда не понимаю. Их скрытность… Приезжаешь туда, тебя встречают, там есть ресторанчик, номер в отеле. Кушайте, ночуйте. Приезжаешь к русскому в гости — у него семеро по лавкам, но гостю место всегда найдется. То есть у русских я бы назвал щедрость, открытость и гостеприимство. У немцев — трудолюбие, законопослушание и более развитое чувство ответственности перед семьей. Пунктуальность. Честолюбие. Это, кстати, эксплуатируют другие. Говорят: «Ты же немец! Почему ты опоздал?»

— Какой самый правдивый стереотип о немцах?

— Ну, наверное, это все-таки наш ordnung. Мы любим порядок. Во всем.

— А самое неверное заблуждение?

— Что русскому хорошо, то немцу смерть. Вот это вообще не так.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
14 авг 2019 в 10:59

Не совсем поняла, традиция так хоронить до сих пор есть или это раньше так было?
Очень интересно, спасибо:)

Марина
16 авг 2019 в 16:55

Подскажите, пожалуйста, источник, в котором указано, что всего в мире проживает 80 млн немце и половина из них проживает не в Германии.

Анна
14 авг 2019 в 13:28

Напишите лучше про русских харбирцев и их историю. Особенно тех кто пережил культурную революцию в Китае. Будет очень интересно почитать. Их в Омске около 130 человек.