Корреспондент НГС.ОМСК посетил единственный в регионе сурдологический центр и узнал, какие эмоции испытывают люди, которые начали слышать.
Продолжая рубрику «История одной профессии», автор познакомился с сурдопедагогом. Почему пациентам предлагают послушать шуршание манки и по какой причине у здорового человека может родиться глухой ребёнок, рассказала врач сурдологического центра ГБ № 1 имени Кабанова Наталья Патлина.
Редкий диплом
Почти вся жизнь 62-летней Натальи Патлиной связана с глухими людьми. Её мать более 40 лет работала в интернате для слабослышащих детей. Многие ученики приезжали из отдалённых районов или из детдомов, на каникулы их никто не забирал, поэтому они оставались в частном доме семьи Натальи. Повзрослев, она тоже устроилась в интернат воспитателем. Потом было обучение на сурдопедагога в Москве. Когда она вернулась в интернат, то оказалась единственной из пяти сурдопедагогов в городе с профильным образованием. Но в 90-е Наталья получила травму и переехала в другой район. Из интерната, в котором она проработала 13 лет, пришлось уйти. Так специалист оказалась в сурдологическом центре.
— На собеседовании директор узнал об образовании и сказал: «Принесите диплом, я хоть посмотрю на него». Как увидел, сказал, что всё — берём, — вспомнила врач.
Манка для проверки слуха
В кабинете Натальи Патлиной на одних полках с резиновыми макетами ушей и со слуховыми аппаратами, запакованными в прозрачный пластик, лежат игрушки-пищалки: мышка, петух, поросёнок.
— У меня пациенты от нуля до 101 года. <…> Пищалки — тоже наши инструменты. У них звук разной тональности. (Нажимает на несколько игрушек.) Ещё есть горох, гречка, манка. <…> Как ими пользоваться? Вот смотрите: трясём у уха — если ребёнок слышит только горох, значит у него есть нарушения слуха, если слышит манку, значит у него со слухом всё в порядке.
В то же время здесь можно заметить специальную технику, подключенную к компьютеру врача. С её помощью делают график слуха на разные тональности или настраивают слуховой аппарат. С таким прибором ребёнок зачастую может посещать обычную школу, но должен сидеть за первыми партами. Со слуховыми аппаратами за обеими ушами он не отличается от любого другого ученика.
Смех, испуг и слёзы
Даже полностью глухой человек чаще всего что-то слышит из-за вибраций, которые передают звуковые волны. В Омске есть девочка с заболеванием, которая успешно учится в музыкальной школе.
— Какие эмоции у ребёнка, когда он впервые начинает слышать? Вот такие. (Широко раскрывает от удивления глаза.) Или такие. (Счастливая улыбка.) Или даже такие. (Изображает гримасу страха.) Да, бывает так, что дети пугаются незнакомого и даже плачут. Недавно семья была, настроили ребёнку слуховой аппарат. Я дала папе игрушку-пищалку, посадила на диван, ребёнка перед собой. Говорю ему: «Папапапапапа». Он смотрит — улыбается. Он видит меня, так что для исследования это неважно. Тогда я папе говорю, чтобы он нажал на пищалку. И ребёнок повернул голову на звук. Мама сразу в слёзы.
Шанс на миллион
В Омске есть детские сады для слабослышащих, школы для глухих, профильные реабилитационные центры. Именно поэтому сюда едут люди со всего региона, из Сургута, Тюмени, Узбекистана и Казахстана. Например, в советское время ради своей дочери в регион переехала семья военного, служившего в ГДР.
— Ко мне приезжает семья из Казахстана — у них два ребёнка не слышат. Родители слышащие, но что у мамы, что у папы — ген тугоухости. То есть это один шанс на миллион, что они могли встретиться, — рассказала Наталья Патлина.
Люди могут потерять слух по разным причинам, например, после менингита и лечения мощными антибиотиками вроде гентамицина. В таких случаях пациентам предлагают кохлеарную имплантацию. Очень дорогую операцию делают в Москве, но не всем — на неё есть квоты, поэтому есть шанс получить услугу бесплатно. Но, по словам Натальи Патлиной, не каждый родитель готов тратить время на реабилитацию ребёнка, заниматься с ним и бережно относиться к прибору, который стоит полмиллиона рублей (вся операция — 1,5 миллиона рублей). Прежде чем на неё решиться, стоит прислушаться к советам врача.
Ненормальный
Если сурдологи должны определить степень потери слуха и поставить диагноз, то на сурдопедагога ложится ещё одна задача — решить, что делать дальше, и помочь пациенту адаптироваться. При этом сурдопедагог учит не столько ребёнка, сколько родителей. Также он подбирает слуховой аппарат и помогает родителям получить его бесплатно.
— Раз в четыре года человеку с таким диагнозом положен слуховой аппарат по закону. Раньше, когда не было импортозамещения, покупали импортные. Сейчас бесплатно выдают отечественные. Они немного дубовые. У нас ветеран получил новый аппарат, попробовал и положил обратно в коробочку. Ходит со старым, швейцарским. <...> Многие родители, когда узнают диагноз ребёнка (его можно поставить с пяти месяцев), сразу плачут: «У меня ненормальный ребёнок». Он нормальный! Вы видели когда-нибудь глухого ребёнка, у которого глухие родители? Это идеальные дети — спокойные, уравновешенные, умные, сосредоточенные. В их семье никто никогда не ругается, не кричит. Это мы с вами ненормальные!.
НГС.ОМСК
Фото Олега Малиновского
Читайте новости в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8–913–670–33–77.