Страна и мир репортаж Платят 20 тысяч за воду и живут без врачей: один день с российскими немцами в омском селе

Платят 20 тысяч за воду и живут без врачей: один день с российскими немцами в омском селе

Люди приспособились своими силами тушить пожары и находить медицинскую помощь

Один из въездов в деревню

В редакцию NGS55.RU обратились жители села Аполлоновка с просьбой разобраться в резком подорожании воды — в один момент она выросла вдвое. Итоговые суммы получились просто космическими. Это оказалась не единственная проблема села, основной состав жителей которого — российские немцы. Долгие годы нерешенными вопросами остается дорога до села, медицина и пожарная часть. О них наше издание писало еще в 2019 году. Корреспондент NGS55.RU решил проверить, что изменилось в Исилькульском районе за прошедшие пять лет.

«Дорога вытряхивает мозги нашим детям и внукам»

От райцентра Исилькуля до Аполлоновки примерно 40 километров, которые мы вместе с фотографом проехали на автобусе класса «вездеход» за полтора часа. За это время нам удалось прочувствовать все виды дорог: от качественной федеральной трассы до отсутствия покрытий в принципе. Местами проезжали по старому асфальту советских времен, который кратерами напоминал поверхность Луны. Где-то дорога состояла из щебня, а где-то мы ехали по грязи, так как ночью был дождь и земляная трасса превратилась в болото.

Местные, привыкшие к такой тряске, в определенные моменты держались за кресла и поручни. Это было у них как будто на инстинктивном уровне. Мы же, впервые ехавшие этим путем, подпрыгивали на задних креслах чуть ли не до потолка в ПАЗ-3205, отчаянно пытаясь не выронить камеру.

+1

Проблема дорог до села стоит остро, потому что из нее вытекают остальные. Оперативно по таким дорогам не могут доехать бригады скорой, пожарной помощи и полицейские. Некоторые родители отвозят детей на дополнительные занятия в Исилькуль, что затратно по времени и ремонту ходовой части автомобиля. Местные жители обращаются в администрацию поселения и района, но проблема не решается. Чиновники ссылаются на отсутствие денег.

— Вот такая у нас дорога. Начинается учебный год, мы учеников возим в Исилькуль в музыкальную школу. Там учатся 35 учеников с Аполлоновки, и мы делаем 23 с лишним рейса в неделю через такие выбоины. Вы сейчас проезжали через Северные и сами прочувствовали дорогу. Вытряхивает последние мозги нашим детям и внукам. И вот мамы едут по таким дорогам, отвозят детей на занятия. Ждем уже «зимний асфальт», когда лед и снег все ямы забьет, — рассказывает местный водитель.

Вторая дорога из Аполлоновки после дождя

Жители обращались в администрацию поселения и района. Но чиновники ничего конкретного сказать не смогли:

— Я звонил и главе района, и его помощникам, фотографии отправлял не раз, какая здесь грязь. Ничего внятного не получил. В принципе, это дело на 2–3 дня для экскаватора, чтобы поднять середку (дороги). Получается, что середина дороги ниже, чем кювет. И машина по сути в воду плюхает. Щебеночная дорога еще хуже. Тоже не округлена, сколько ям там. Глава сказал, что отправил фотографии местным дорожникам, чтобы приняли меру. Но я не верю, что там что-то примется. Эта проблема решается не за миллионы рублей. Примерно 20–30 тысяч рублей, чтобы трактор 2–3 дня поработал. Но зато бы дорога была.

Есть две дороги из Исилькуля до села. Одна по старому асфальту, по которому мы ехали в Аполлоновку, и вторая по земле, по которой уезжали из нее. По земле ехать мягче, но эта дорога доступна только в солнечную сухую погоду. После дождя для легковых автомобилей она закрывается.

«Сами как-нибудь заасфальтируем»

Примечательно еще то, что некоторые дороги в селе делают сами жители за свой счет. По словам аполлоновцев, примерно 50 на 50 сделано за счет бюджета муниципалитета и жителей, местных фермеров и предпринимателей.

— Когда сделали дорогу, на сельсовете глава района начал нас отчитывать. Вот, дескать, что за самовольство, я распоряжения не давал. Матерился страшно. Может сам с этого что-то имел. Но ему это не помогло. Дорога стоит и будет стоять. Связываться с ними лишний раз не хочется. Мы уже деревню сами как-нибудь заасфальтируем, — поделился местный житель.

В Аполлоновке нам показали, где строились дороги и как выглядит система «50/50». Вдоль деревни возводила дорогу администрация, поперек, связывая главные улицы, строили жители. Темп строительства дорог от района сохранился с прошлого репортажа, который мы публиковали пять лет назад. Это подтверждают сейчас местные жители:

— Не могу сказать, что ничего не делает район для деревни. Муниципальные делали дорогу в селе по 200 метров уже тут пять лет. За пять раз наконец-то его доделали. Хотя в прошлом году строителей переносили в Новорождественку, там юбилей был. И вот за пять лет сделали одну улицу, — рассказала жительница.

«Мы не жалеем, что остались»

На автобусной остановке нас ожидал Пётр Янцен, решивший показать свое село.

— Herzlich Willkommen, — произнес он, что в переводе с немецкого значило «Добро пожаловать».

Проезжая по селу, он рассказывал про изменения, которые произошли с прошлого репортажа, периодически останавливаясь. Минут через 15 он гостеприимно сказал:

— Вот это мой дом. Сядем хоть чай попьем. Вы-то с дороги голодные. Чувствуйте себя как дома.

Удивленные мы зашли в уютный дом, в котором уже был накрыт полный стол еды. Пельмени, жаренный картофель, салат, всевозможные соусы, конфеты, печенье, чай и кофе. После молитвы на русском языке мы приступили к обеду. В такой обстановке обсудили проблемы, из-за которых сюда и приехали.

 — К нам немцы приезжали, которые немцы-немцы, по-русски ни слова. Почти каждый год мы их встречаем в осеннее время. Они как раз приезжают, когда самая заваруха, и я у них спрашиваю: «Was suchen sie?» («Что вы ищете?» — Прим. ред.), а он отвечает: «Wir suchen Normalität» («Мы ищем нормальность». — Прим. ред.).

В 1990-е годы российские немцы массово переезжали в Германию из России. Всего в период 1990–2011 годов в Германию уехало около 1,45 миллиона этнических немцев из стран бывшего СССР. Пётр был одним из тех, кто остался:

— У нас все документы были готовы к отъезду, и в течение месяца этот вопрос бы решился, но почему-то желания не было ни у меня, ни у супруги. Я помню, приехал сюда прощаться с Аполлоновкой, и тут подвернулся этот дом. Недострой, но мне понравился. Я звоню жене: «Ну что, возвращаемся на историческую родину?», она согласилась. Куда иголка, туда и нитка. Мы бросили здесь корни и не жалеем, что остались.

Библия на русском и немецком языках

В доме Петра есть читальный уголок, где около кресла-качалки лежит Библия на двух языках. Хозяин дома поделился, что по утрам читает ее минут 40. Как выяснилось, в издании русский вариант дополняет немецкий и наоборот. Как и многое в этих краях.

Три религии в одной Аполлоновке

Не случайно, первым местом, в котором мы побывали после обеда у Петра, был молитвенный дом. Это сакральное и личное место для аполлоновцев. Здесь люди сочетают браки, крестят детей, встречаются с друзьями и решают проблемы.

Слушай слово Господне

Несмотря на внешнюю скромность, дом сделан по последнему слову техники. Система зонированного освещения, теплый пол, кухня промышленного масштаба, потолок из эхоблокирующего материала (и окна установлены под углом для этого же) и многое другое. И это всё местные жители сделали сами и за свои средства. Здесь придерживаются правила «десятины» — десятую часть доходов нужно отдавать в церковь.

В главном зале пустые стены и совсем нет икон, но это не нарушает атмосферу сакральности. Древесные лавки и трибуна, словно из немецких соборов, контрастируют с минималистичным интерьером. Связь с Германией прерывается лишь в мелочах — советский черный рояль, Библия и газета на русском языке.

— Молитвенный дом — это очень большое дело для сельчан, почему и сохранилась наша деревня и почему молодежь не вся уехала. Для нас дорог Дом молитвы, общение с Богом. У нас больше 200 членов церкви, есть хор (80 человек), детский хор (70 детей), оркестр. С другими конфессиями дружим: они бывают у нас в гостях, мы у них, — рассказал прихожанин.

В Аполлоновке сосуществуют три основные религии: баптизм, православие и мусульманство. У баптистов место силы — молитвенный дом, у православных — храм, у мусульман — мечеть.

Православная церковь в немецком селе

— Прекрасно все уживаются, хочу сказать. В основе всех трех религий монотеизм, то есть единый Бог. Для нас главная и важная заповедь «возлюби ближнего своего». Мы прекрасно понимаем друг друга, и, насколько я помню, никогда не возникало проблем на этом фоне. С мусульманами, может быть, чуть сложнее в том плане, что они не Евангелие исповедуют, а Коран. Но насколько я знаю, там много написано про взаимоотношения в принципе. Поэтому, слава Богу, мы придерживаемся одних принципов и никаких проблем не возникает, — рассказал житель Аполлоновки.

Золотая иртышская вода

Но в последние месяцы умы аполлоновцев занимает не только духовная пища, но и вопросы насущные: здесь почти вдвое подлетели цены на воду. А для местных фермеров это ощутимые затраты.

Пять лет назад в деревне не было центрального водопровода с питьевой водой. Ее привозили из другой деревни на тракторе и выдавали флягами (сейчас каждая стоит 70 рублей). Некоторые бурили дома скважину-колодец, но не всегда эту воду можно было пить.

— Раньше, в моем детстве, были колодцы, из которых мы пили. Вода не всегда была хорошего качества, поэтому находили разные новые места для колодцев. В деревне, может, и остались несколько колодцев, но моя вода совсем испортилась, что ее даже скот не пьет, — рассказал один из местных жителей.

Потом в селе сделали водопровод с технической водой. Использовали ее для скота, огорода и других подобных целей. Пробурили 100-метровую скважину и пропустили по деревне трубы. Жители пользовались ей поначалу бесплатно, лишь иногда скидывались на насос и ремонт:

— Для экономии мы с братом выкопали ямы, залили бетоном, накрыли это, и вся водосточка сливается туда. Летом если более-менее идут дожди, то воды хватает, чтобы мыться и тому подобное. Когда мы начали держать много скота, то, конечно, бурили скважины. Всегда выходили из ситуации, не было момента жесткой экономии. Немцы такой народ — инициативный. Проблема с питьевым водопроводом в том, что вода резко подорожала, и мы снова будем переходить на скважины.

В июле всем аполлоновцам пришло сообщение о резком подорожании тарифа. Теперь за куб воды вместо 133,02 рублей жители будут платить 234,35.

— Начальник водоканала объяснил, что не нужно бояться, повышение цен — временное явление. Мы уже научились понимать, что нет ничего долговечнее таких явлений. Вряд ли будет возвращение к прежним ценам. Много людей держат большое хозяйство, и они платят по 10 000–15 000 рублей в месяц за воду, сейчас будут платить больше, около 20 000.

В старые трубы запустили, как говорят местные, иртышскую воду. Стоял вопрос о сохранении и технической, и питьевой воды, но этого не получилось сделать:

— Пока в старую систему пустили новую воду. Сам водопровод хороший, ему только 7–8 лет и он весь из пластиковых труб. Стоял вопрос сохранить и техническую воду, но это не сработало. Водопровод один, и в одни трубы разные типы вод запускать никто не будет. Питьевую воду развозил и развозит трактор по деревне. И сейчас этот трактор ездит по тем улицам, до кого недопровели воду. Примерно половина домов подключена к водоснабжению, а половина получает воду от трактора, — поделился Пётр Янцен.

Мы обратились в «Омскоблводопровод», чтобы узнать, будут ли снижать цены, но ответ пока не поступил в редакцию.

Медпомощь только по вторникам

Когда наши корреспонденты приезжали в Аполлоновку пять лет назад, люди рассказывали о нехватке фельдшера в селе. Врач был, но к тому моменту находился на больничном 10 месяцев:

— Фельдшера своего у нас до сих пор так и нет. Сейчас расчистили территорию, будут делать фельдшерский пункт новый. У нас была фельдшер хорошая, но в том году уехала. Очень хорошая, молодая, но жилплощади нет, не предоставили, хотя у нее здесь живет мама. Она была такой жертвенной, я бы сказал. Вышла замуж, муж по северам ездил. Была некрасивая история, связанная с ней. Она была в отпуске, и кто-то из выпивох передозировался, возможно даже наркотиками. И местные написали жалобу на нее, что она не была на месте и не оказала помощь. Хотя, повторюсь, она была в отпуске. И это стало последней каплей, она собралась и уехала. Медик была очень хорошая, знающая свое дело, — рассказал Пётр.

Бывший фельдшерский пункт

Сейчас медицинскую помощь оказывает врач из исилькульской больницы. Раз в неделю он приезжает в село и принимает местных жителей:

— Мужчина в годах уже, но работящий. Также у нас есть несколько местных фельдшеров. Они официально не работают, в декретном отпуске сейчас. В случае крайней необходимости обращаемся к ним. Они стараются не отказывать, — рассказал аполлоновец.

Скорая доезжает до Аполлоновки, но по таким дорогам на это нужно время. Ее обычно вызывают в максимально экстренных случаях:

— Нужно время по нашим дорогам-то. Редко, на самом деле, вызывают, привыкли пользоваться услугами друг друга. Человеку никогда не откажут, — поделился Пётр.

Фельдшерский пункт хотят разместить на этом участке

Школа без директора, но с точками роста

Пять лет назад внимание всей Омской области на Аполлоновку обратили не медики, а учителя. Они записали видеообращение президенту Путину, в котором рассказали о проблемах села, связанных с транспортом, отсутствием медпомощи, газификации, интернет-связи. Как говорят местные жители, после скандала директор школы Макарова, державшая учреждение в строгости и порядке, была вынуждена уйти. Впрочем, недавно уволился и новый директор Клипенштейн.

Поэтому одним из пунктов посещения на этот раз стала местная школа. Мы приехали в последний летний месяц, и в здании на тот момент находилась только исполняющая обязанности директора Ольга Владимировна Андреева. Она отнеслась к нашему визиту с настороженностью и решила позвонить начальнику управления.

Перед школой памятная надпись от выпускников

В это время мы успели осмотреться по сторонам и заметить, что в раздевалке каждая вешалка закреплена за школьником — список на процентов 70 состоит из немецких фамилий. Но колорит русского села здесь поддерживают деревянные элементы декора на одной из стен.

Вернувшись, Ольга Владимировна попросила уточнить, с какой целью мы приехали, и услышав, что нам хотелось бы узнать, какие изменения произошли за последние пять лет, она повела нас по школе.

Коридор первого этажа сделан в стиле древнерусского зодчества

— По федеральной программе мы делаем ограждение вокруг школы. Вот в этом кабинете новый линолеум, новая мебель: шкафы, столы. Вот кабинет «Точки роста». Здесь подведена централизованная система водоснабжения. В каждом кабинете имеется мультимедийная система. Раньше были, но единицы, — сказала она, заводя нас в отремонтированный кабинет «Точки роста».

Отремонтированный класс химии и биологии от «Точки роста»

На втором этаже к 1 сентября решили сохранить фотозону, которую оставили выпускники этого года.

Фотозона от выпускников школы в холле на втором этаже

— Это еще один кабинет «Точки роста». Здесь тоже имеется водоснабжение. Кроме этого, у нас по «цифровой образовательной среде» (федеральный проект) пришло 15 таких ноутбуков. В кабинет «Точки роста» пришел вот такой робототехнический комплекс, который дети сами собрали. И вот такие мобильные наборы для конструирования. По всей школе проведен Wi-Fi, вот установка. То есть теперь в самых отдаленных точках, там, где у нас пристройка столовая, тоже имеется Wi-Fi.

Новая техника по федеральной программе

После экскурсии мы отправились дальше, чтобы узнать, какие еще есть точки роста у Аполлоновки.

Самодельная пожарная бригада

Идти далеко не пришлось. Есть куда расти селу с точки зрения пожарной безопасности. Ведь здесь, как и с дорогами, водой и медициной, проблемы приходится решать своими силами. Пожарная часть попросту базируется в другом селе, и специалисты редко выезжают на помощь в Аполлоновку по упомянутым дорогам. Местные жители приноровились самостоятельно тушить пожары:

— У нас есть специальная группа в селе, которая тушит пожары. Мы специально собирали и складывались на бочку, оборудование, специальную одежду. В один момент было несколько пожаров, один за другим, и местные решили создать такую группу. В прошлую зиму горел дом, но когда подъехали, тушить было поздно. Мы уже ничего сделать не смогли.

Перед нашим приездом тоже было несколько пожаров, которые жители тушили сами: например, загоревшийся из-за вытяжки дом спасал хозяин с родственниками и соседями, а лесопилку — сельчане своими силами.

Раньше в селе не было и участкового, но сейчас он появился.

— Участковый появился. Приезжий, из Исилькуля. Не скажу, что мы его часто видим, но в этом и нет необходимости. У нас относительно спокойная обстановка в деревне. Было одно время, 7–8 лет назад, когда молодежь ругалась на национальной почве, выясняли отношения. Когда-то группа казахов считала, что они имеют право диктовать условия. Было пару стычек, но всё угомонилось. На такое резко реагировала полиция, были и немаленькие штрафы. У самых горячих голов отбили желание заниматься таким. Но сейчас тишина, — рассказал Пётр Янцен.

Решенные проблемы

Позитивные изменения есть и в других сферах, и аполлоновцы с радостью о них говорят. В селе появилась связь и интернет: известные сотовые операторы работают на высокой скорости. Лишь иногда бывают перебои в работе, но это обычно связано с аварией на ЛЭП и происходит крайне редко.

Сотовая вышка покрывает всю Аполлоновку

Практически вся Аполлоновка газифицирована, и к каждому дому подведена инфраструктура.

Газовые узлы на каждой улице

Центральные улицы в селе заасфальтированы, обустроены кюветы. Что-то сделали власти, что-то жители и предприниматели, но главное — сделано качественно.

Мы уезжали из Аполлоновки с мыслями о том, что через пять лет неплохо было бы в нее вернуться: вдруг к тому моменту для жителей найдут постоянного медика, а вопросы с золотой иртышской водой удастся уладить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления