Первый случай заболевания COVID-19 в Турции подтвердился 11 марта, в день, когда Всемирная организация здравоохранения признала вспышку коронавируса пандемией. Теперь страна по количеству заражённых (более 154 тысяч человек) входит в первую десятку. Но, по мнению министра здравоохранения Турции, пик заболеваемости уже пройден. В начале мая власти начали снимать введённые ограничения, а в конце месяца даже планируют открыть туристический сезон, правда, пока внутри страны.
Омичка Евгения Джанбаз, которая живёт в Стамбуле около трёх лет, говорит, что внутренний туризм в Турции не очень популярен — жители предпочитают отдыхать на своих дачах. Экономика действительно начнёт восстанавливаться только после открытия границ. Она признаётся, что не любит выбираться в центр города именно из-за большого скопления приезжих, но опустевшие из-за эпидемии улицы Стамбула радуют недолго.
Маски, гигиена, дистанция. Мантра, которую повторяют сегодня во всех странах. Со средствами индивидуальной защиты в Турции особых проблем не было. Власти сразу решили, что будут выдавать их бесплатно, чтобы избежать спекуляции. Но что-то пошло не так.
— Есть сайт типа российского портала Госуслуг. Надо зарегистрироваться на нём, чтобы получить код на пять бесплатных масок в неделю. Система перегружена — коды приходят с опозданием, поэтому недавно всё-таки разрешили продавать маски в аптеках по фиксированной цене, — рассказала Евгения.
С соблюдением дистанции всё гораздо хуже. Турки очень общительные, любят ходить друг к другу в гости, а по выходным всей семьёй выбираются на пикники. Зная, какие жители недисциплинированные, мэр Стамбула предлагал ввести в городе строгий карантин, как в Италии, и запретить выходить из дома без веской причины, но президент Турции ограничился относительно мягкими мерами. Школьников и студентов перевели на дистанционное обучение, закрыли торговые центры, рестораны и парки, отменили массовые мероприятия, ограничили прогулки сначала для пожилых людей и детей, а затем начали вводить комендантские часы продолжительностью несколько дней для всех.
— По будням мы можем выходить из дома в течение недели без проблем, только куда идти? Спортзалы, большие магазины закрыты, вся социальная инфраструктура тоже. Полиция штрафует людей, если увидит их в парке или на набережной, и может даже арестовать. Но они всё равно нарушают, — говорит омичка.
Она, как и многие другие жители Стамбула, недоумевает, почему в городе начали постепенно открывать торговые центры, но занятия спортом в парках и на набережных по-прежнему под запретом. В качестве альтернативы муниципалитет предложил туркам пробежать полумарафон в своих квартирах.
— Я люблю активный спорт, раньше ходила по 10 километров в день, сейчас тренируюсь дома по Youtube. Активно учу турецкий. Конечно, оставаться дома тяжело, но мы заботимся о здоровье пожилых родственников, поэтому ограничили физические контакты с ними, — говорит Евгения и добавляет, что турки к переменам отнеслись более болезненно и с нетерпением ждут, когда все ограничения снимут.
По её словам, до карантина мужчины проводили все вечера в кафе, пили чай, играли в настольные игры, разговаривали. После того, как эти заведения были закрыты, турки приходили просто постоять под дверью. Привычка. Муж без этих посиделок не страдает, с лёгкостью сменил кафе на диван и теперь больше смотрит сериалы и футбол.
Заразиться коронавирусом турки, похоже, не боятся. Когда власти в первый раз объявили, что в стране вводится двухдневный комендантский час, они бросились в магазины за продуктами, проигнорировав элементарные меры безопасности и сведя на нет все профилактические мероприятия, которые на тот момент действовали уже месяц. Министр внутренних дел Турции после этого даже подал в отставку, но президент её не принял.
— Турки скупали сахар, муку, макароны, туалетную бумагу и одеколон для дезинфекции. Хлеб для них очень важен, это главный продукт, как гречка в России. Было что-то наподобие паники. Но турки скорее расслабленные паникёры, — отмечает Евгения. — Дефицита продуктов у нас нет, но цены растут на глазах, овощи очень подорожали.
В Турции много уличных животных. Раньше их подкармливали туристы и местные жители, а во время карантина еду начало раздавать правительство, чтобы они не умерли от голода. Люди, конечно, тоже не остались без поддержки. Например, школьникам предоставили по 8 гигабайт бесплатного интернета, бедным семьям — по 1000 лир (около 10 500 рублей) в качестве финансовой помощи, минимальную пенсию повысили до 1500 лир (15 800 рублей).
— Ещё снизили ставку по кредитам и убрали минимальный взнос на покупку квартиры стоимостью до 450 тысяч лир (4,7 миллиона рублей. — Прим. ред.). Но я в это не вникаю, считаю, что не особо поможет. Экономическая ситуация ухудшается и когда нормализуется — неизвестно, — констатирует она.
С чем в Турции хорошо, так это с медициной. По мнению Евгении Джанбаз, её уровень на порядок выше российской. Правда, без страховки «всё запредельно дорого». Пока у омички не было вида на жительство, за приём у терапевта пришлось отдать 300 лир (более 3 000 рублей). Коронавирусную инфекцию в Турции лечат по своим протоколам и считают их эффективными из-за низкой смертности. По данным на 23 мая, на 154 500 заболевших приходится 4276 умерших — менее 2,8%. Для сравнения, в России этот показатель составляет 1,2%, в Италии — 14,3%, в Китае — 5,5%.
— Министр здравоохранения Турции каждый день выступает, отчитывается, сколько человек заболело, сколько умерло, сколько выздоровело, сколько тестов сделано. Но реальное число заболевших нам никто не скажет, — считает она.
Скачав официальное приложение, можно посмотреть карту распространения коронавируса в Стамбуле. Район Sarıyer, где живёт Евгения Джанбаз, нетуристический, плотность населения здесь меньше и эпидемиологическая ситуация гораздо лучше, чем в историческом центре.
— В дни комендантского часа город пустеет, видеть энергичный и шумный Стамбул таким очень непривычно. Второй месяц транспортное сообщение между крупными городами приостановлено, выехать можно только по специальному пропуску. Его выдаёт муниципалитет при наличии уважительной причины: болезнь, смерть родственника или проезд на постоянное место жительства. Здесь с этим строго, на выезде из города дежурит жандармерия, — добавляет она.
Несмотря на все ограничения, отмечает Евгения, в Турции мириться с ними проще: «Погода и чистый воздух очень влияют на настроение. Здесь легче быть оптимистом».
Мы писали, как начинался карантин в Италии, когда количество заболевших не превышало трёхсот человек, как одна омичка из-за коронавируса застряла в маленьком индийском городке, а другая добровольно выбрала для самоизоляции райский остров Бали.