Трамваи — любимый транспорт многих горожан. На них можно быстро и без пробок добраться в нужную точку. А еще есть что-то романтичное в том, чтобы ехать в трамвайном вагоне, смотреть в окно и разглядывать город.
Между рейсами трамваи останавливаются в депо. Территория эта — закрытая. Туда почти никогда не пускают посторонних. Но корреспонденту NGS55.RU Екатерине Шрайнер всё-таки удалось там побывать. О том, как выглядит дом всех омских трамваев и что интересного там можно увидеть, читайте в нашем материале.
Трамвайное депо находится недалеко от цирка. Ничего особенного в нем, на первый взгляд, нет. Неприметные зеленые ворота, вокруг — глухой забор с колючей проволокой.
Женщина на КПП смотрит на нас недоверчиво.
— Вы кто? Что пришли делать? — грозно спрашивает она.
Объясняем, что наш визит согласован с начальством, и обещаем, что будем просто фотографировать. Женщина тут же смягчается, на ее лице появляется улыбка, и она пропускает нас.
Территория депо — большое поле с рельсами, по которым то и дело лениво проползают трамвайчики. Здесь им некуда спешить. Это место предназначено для отдыха между рейсами.
«Ночуют» трамваи на улице, а для ремонта их завозят в специальные ремонтные зоны — это, по сути, большие гаражи, в которых сотрудники депо приводят транспорт в порядок. Одна из этих зон и стала нашей первой остановкой.
Двери с громким скрипом закрываются, и мы оказываемся в каком-то особенном мире. Время здесь если и не замерло, то точно замедлилось. Из современного тут разве что трамвайные вагоны «Спектр», которые привезли в Омск в 2019 году. Остальное буквально пропитано духом советской эпохи.
Построено здание было еще в 1930-е годы. С тех пор, как нам рассказали, здесь мало что изменилось.
Внутри шумно: слышится гул станков и рабочих инструментов, периодически что-то тяжелое с грохотом опускается на пол, где-то вдалеке играет музыка. Пахнет металлом и машинным маслом. Возле вагонов люди в рабочей форме. На нас они почти не обращают внимания — слишком заняты делом.
Недалеко от входа располагается помывочная зона. Через нее трамваи прогоняют в конце рабочего дня, чтобы очистить от грязи.
Станки, на которых работают сотрудники депо, появились здесь едва ли не вместе с первым трамваем. Их стараются модернизировать собственными силами, но полностью не меняют — это слишком дорого.
Переходим в цех капитального ремонта. Здесь примерно раз в год полностью разбирают один трамвай и заменяют в нем все детали и всю электронику. Такое обновление выгоднее, чем покупка нового транспорта, хотя на него и уходит много времени.
Есть в трамвайном депо и своеобразное кладбище — специальное место, где стоят списанные трамваи. Их разрезают и сдают в металлолом, а полученные деньги тратят на ремонт действующих вагонов.
После экскурсии по ремонтной зоне возвращаемся на улицу и замечаем необычный трамвай. Как оказалось, это рабочий поезд. Его используют, когда происходит какая-то поломка на трамвайных путях. Он выделяется среди других вагонов своей расцветкой и специальными платформами на крыше. На них можно встать, чтобы починить провода.
Идем дальше и рассматриваем всё вокруг. Улыбчивый водитель, который только вернулся из рейса, обращает на нас внимание и приглашает в гости в свой трамвайчик № 12. От такого предложения отказаться просто невозможно, поэтому уже через пару секунд мы стоим в вагоне.
Самое интересное — в кабине водителя: множество кнопок, рычагов и экранов, без которых вести трамвай не получится. Обучают машинистов, кстати, бесплатно. Занятия проходят прямо в трамвайном депо. Это удобно — можно сразу разобрать всё на практике. Многому новичков учат действующие водители. На территории даже есть специальные тренажеры: они практически повторяют кабину реального трамвая, и в них можно почувствовать себя настоящим машинистом.
Напоследок мы заглянули в еще один трамвай. На кресле машиниста сидела немолодая женщина, которая как раз собиралась выходить на маршрут после отдыха. При виде камеры она сильно смутилась и попросила ее не фотографировать.
— Трамваи вожу уже 37 лет. Пришла сюда работать. Квартиру зарабатывать. Пока сами не купили, никто не дал. Работаем. Работа нравится. Всякое бывает. Устаем, конечно, — поделилась она.
Делаем несколько снимков, выходим из вагона, отходим подальше и наблюдаем, как трамвай отправляется в путь. Где-то его уже ждут пассажиры.
Ранее NGS55.RU показывал, как Омск выглядит из окна трамвая на одном из самых длинных маршрутов в городе.