Арбитражный суд Омской области отменил незаконные решения регионального Управления Федеральной антимонопольной службы о признании компаний «Стройсервис», «Омскавтодор» и «СибРос» виновными в картельном сговоре. Один иск подала компания «Стройсервис», которая, по мнению антимонопольщиков, обеспечила «Омскавтодору» победу в торгах на ремонт и содержание автодороги Омск — Тара. Два других дела касались аукционов на ремонт и содержание автодорог в Павлоградском, Нововаршавском и Горьковском районах, недобросовестными участниками которых, как посчитали в региональном УФАС, стали «Стройсервис» и «СибРос».
Во всех случаях компании сделали по одному ценовому предложению, а экономия по итогам торгов составила максимум 1,1% от начальной цены. С «Омскавтодором» Управление дорожного хозяйства Омской области заключило контракт стоимостью почти 1,7 миллиарда рублей, со «Стройсервисом» — по цене 782,6 миллиона рублей, с «СибРосом» — по цене 597,9 миллиона рублей.
В антимонопольной службе заявили, что областной бюджет мог сэкономить больше денег, если бы участники торгов не заключили антиконкурентное соглашение.
— ООО «Стройсервис», принимая участие в данном аукционе (на ремонт и содержание автодороги Омск — Тара. — Прим. ред.), не преследовало цели заключения госконтракта, а участвовало в закупке в целях обеспечить победу другому участнику картеля, поскольку данным участником не было сделано более ни одного ценового предложения, что обеспечило победу в аукционе АО «Омскавтодор». Именно такое поведение при участии в закупке характерно для картельного сговора, когда один из участников соглашения в соответствии с заранее достигнутой договоренностью совершает действия, направленные на победу другого участника, — заявили представители Омского УАФС в суде.
Те же доводы они привели и на заседании по второму картелю. Однако арбитраж посчитал их неубедительными. По мнению суда, не любое соглашение между конкурентами можно считать картелем. К тому же подрядчики доказали, что снижать цену на торгах больше чем на 1% было бы для них невыгодно.
— Фактическая возможность участников тех или иных торгов снижать начальную минимальную цену контракта в ходе аукциона находится в непосредственной взаимосвязи с уровнем начальной минимальной цены контракта, установленным заказчиком. Добросовестное поведение участников не означает необходимость снижения цены контракта в убыток хозяйствующим субъектам — участникам торгов, — говорится в решении суда.
Решения еще не вступили в законную силу, в пресс-службе Омского УФАС NGS55.RU сообщили, что будут их обжаловать.
— Строить дороги — это не только деньги, но и тяжелый труд, кстати, зачастую в убыток. Рентабельность не такая уж и большая, заказчики изначально занижают начальную максимальную цену контракта до предела, цена на битум растет каждый день, щебень тоже как золото стал. Перевозки, горючее, газ на работу заводу, оплата рабочим, инженерам и т.д., — отметил в комментарии NGS55.RU юрисконсульт ООО «СибРос» Игорь Козловский.
Напомним, что на руководителя «Стройсервиса» Якова Вагнера и бывшего руководителя «Омскавтодора» Алексея Шипилова даже завели уголовное дело за сговор на торгах.
«Стройсервис» (70% доли принадлежит Якову Вагнеру), «Омскавтодор» (владелец компании — Омская область) и «СибРос» (учредитель — Арабо Григорян) входят в число крупнейших дорожных компаний региона. Выручка «Стройсервиса» за 2021 год составила 6,5 миллиарда рублей, «Омскавтодора» — 2,4 миллиарда рублей, «СибРоса» — 2,6 миллиарда рублей.