Из-за спецоперации на Украине автоконцерны один за другим приостанавливают продажи и производство машин в России, кроме того, на заморозку уходит и поставка импортных запчастей. Отечественные автозаводы на этом фоне также приостановили деятельность (например, АВТОВАЗ), а цены на машины выросли. При этом ни дилеры, ни дистрибьюторы пока не понимают, как выстраивать ценовую политику в нынешних условиях. На этом фоне большие проблемы могут возникнуть и у перевозчиков в общественном транспорте — как муниципальных, так и частных. Как ремонтировать импортные машины? И не возникнут ли проблемы с отечественными? Как справляются перевозчики с новыми реалиями? Решили выяснить в департаменте транспорта и у крупных представителей частных перевозок в Омске.
У муниципалов всё хорошо
По данным департамента транспорта, в муниципальных ПАТП и МП «Электрический транспорт» существующие санкции не вызвали абсолютно никаких проблем. Все новые трамваи и троллейбусы, которые поступили в Омск за последние четыре года, произведены в России, поэтому у сервисных служб проблем с поставкой запасных частей нет. Такая же ситуация наблюдается и в ПАТП, но по одному нюансу вопросы всё же возникали. В августе 2018 года у мэрии сорвался контракт на 75 автобусов среднего класса из-за американских санкций, поскольку под них попал бизнесмен Олег Дерипаска — владелец компании «Русские автобусы» (поставщик ПАЗов). Поэтому все контракты на поставку, в том числе американских коробок передач Allison, которые установлены в автобусах, были прекращены. Александр Вялков, который тогда возглавлял департамент транспорта, говорил о том, что физически этих коробок осталось только 100, и все их передали в Омск. Но было непонятно, как будут обслуживаться эти коробки передач в случае неполадок.
— Есть официальные дилеры, к нам приезжали представители Allison, и они готовы рассмотреть любые вопросы по этим коробкам. Там гарантия — от 200 тысяч км [пробега], за время эксплуатации автобусов проблем по коробкам не было. Они очень надежные. Мы на «Фойте» (марка автоматической коробки передач. — Прим. ред.) ездили многие годы и продолжаем использовать их на больших автобусах. Опыта эксплуатации Allison у меня нет, но посмотреть на одну из лучших коробок в мире хотелось, — объяснял тогда директор ПАТП-8 Виталий Маслик.
Как же с этими коробками передач будут разбираться в нынешних условиях? В департаменте транспорта заверили, что беспокоиться не стоит, поскольку гидротрансформаторные коробки считаются одним из самых надежных узлов в современных автомобилях и при технически грамотной эксплуатации могут работать даже при пробеге в «миллион километров». Это же относится и к коробкам передач Allison.
— Единичные случаи неисправностей, которые могут возникнуть с коробками передач, в ПП-8 решают в сотрудничестве с компанией «НДГС» («Новый Дизель Гербокс Сервис»), которая является дистрибьютором производителя автоматических коробок передач Allison Transmissions в России. Каких-либо уведомлений о невозможности ремонта коробок передач в ПП-8 от «НДГС» за последнее время не поступало, — пояснили в пресс-службе департамента транспорта.
Частники меняют машины
У частных перевозчиков ситуация ожидаемо разнится, поскольку у каждого из них — свой парк подвижного состава и свои проблемы. По словам Юрия Луткова, партнера СРО «Омские перевозчики», некоторые из частников избавились от иностранных машин и перешли на «Газели Next», но у кого-то в парках до сих пор есть импортные модели. Тем не менее, по словам Юрия Луткова, в нынешней ситуации цена на запчасти неизбежно вырастет и для отечественных машин.
— В сегодняшних условиях совершенно понятно, что цена на запасные части будет расти, в том числе и на «Газели». Что касается запчастей для импортных автобусов, то в настоящий момент еще рано говорить о каком-то тотальном дефиците, так как у продавцов пока сохранился складской запас в пределах месяца. Что будет дальше, когда закончится этот запас и как будут решать эту проблему, лучше спросить у продавцов. Рынок не терпит пустоты: будет спрос, будет и предложение. Возможно, появятся аналоги производства азиатских стран, возможно, оригинальные запчасти будут возить из Казахстана — посмотрим. Но в любом случае цена на запчасти неизбежно вырастет, причем не на несколько процентов, а, возможно, в разы, — считает перевозчик.
С ним согласен и глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев, который уверен, что цены вырастут и на новые автобусы. Впрочем, у перевозчиков «Омского транспортного союза», по словам Артемьева, никаких проблем из-за санкций вообще нет: все импортные машины уже успели заменить на отечественные.
— Мы тоже готовились, как и вся страна, заранее понимали, что надо только на отечественного производителя ориентироваться. Поменяли весь подвижной состав, у нас были «Ситроены», «Фиаты», но мы полностью избавились от импортных автобусов, и на сегодняшний день [в автопарке] представлены только «Группой ГАЗ» и в малом, и в среднем классе. Сейчас заключаем дополнительные контракты, ждем от завода-производителя, когда он сформирует цену. В связи с изменившимися условиями думаю, что она подрастет процентов на 10–15, мы уже в ожидании новых контрактов. Они по новым машинам среднего класса — у нас буквально до наступления всех событий была предварительная договоренность по 20 автобусам, сейчас ждем, как будут работать лизинговые компании, как будет действовать механизм финансирования и что скажет завод-поставщик, — пояснил Николай Артемьев.
Кроме того, как пояснил директор «Омского транспортного союза», с запчастями у его перевозчиков никаких проблем нет.
— Запчасти на консигнационных складах есть, транспорт весь на линии двигается, водители не иностранцы — все русские, наши соотечественники, здесь живут в России, никто за границу не уехал. Никаких проблем с транспортом у нас нет, никакие санкции на нас не влияют, мы поддерживаем президента и сделаем всё, чтобы транспорт работал четко и без сбоев. Будем перевозить омичей, как и раньше, без изменений, — заверил Артемьев.
Итоги
Судя по всему, серьезные проблемы из-за ввода санкций общественному транспорту Омска пока не грозят. Но о том, что в ближайшее время вырастут цены на запчасти и сами автобусы, говорят все частные перевозчики — при этом пока не очень понятно, насколько серьезным будет это повышение. У муниципальных же перевозчиков и вовсе нет никаких проблем, более того, в МП «Электрический транспорт» в этом году должны приехать около 10 новых троллейбусов — первая партия из 49 машин, которые закупают на средства инфраструктурного кредита. Как бы то ни было, насколько сильно эта ситуация повлияет на работу общественного транспорта, мы увидим позднее.