Дороги и транспорт Спецоперация на Украине проблема «Рынок не терпит пустоты»: омские перевозчики — о влиянии санкций на работу общественного транспорта

«Рынок не терпит пустоты»: омские перевозчики — о влиянии санкций на работу общественного транспорта

Перевозчики рассказали о том, есть ли проблемы с запчастями и покупкой новых машин

Не отправятся ли автобусы в бокс навсегда из-за санкций?

Из-за спецоперации на Украине автоконцерны один за другим приостанавливают продажи и производство машин в России, кроме того, на заморозку уходит и поставка импортных запчастей. Отечественные автозаводы на этом фоне также приостановили деятельность (например, АВТОВАЗ), а цены на машины выросли. При этом ни дилеры, ни дистрибьюторы пока не понимают, как выстраивать ценовую политику в нынешних условиях. На этом фоне большие проблемы могут возникнуть и у перевозчиков в общественном транспорте — как муниципальных, так и частных. Как ремонтировать импортные машины? И не возникнут ли проблемы с отечественными? Как справляются перевозчики с новыми реалиями? Решили выяснить в департаменте транспорта и у крупных представителей частных перевозок в Омске.

У муниципалов всё хорошо

По данным департамента транспорта, в муниципальных ПАТП и МП «Электрический транспорт» существующие санкции не вызвали абсолютно никаких проблем. Все новые трамваи и троллейбусы, которые поступили в Омск за последние четыре года, произведены в России, поэтому у сервисных служб проблем с поставкой запасных частей нет. Такая же ситуация наблюдается и в ПАТП, но по одному нюансу вопросы всё же возникали. В августе 2018 года у мэрии сорвался контракт на 75 автобусов среднего класса из-за американских санкций, поскольку под них попал бизнесмен Олег Дерипаска — владелец компании «Русские автобусы» (поставщик ПАЗов). Поэтому все контракты на поставку, в том числе американских коробок передач Allison, которые установлены в автобусах, были прекращены. Александр Вялков, который тогда возглавлял департамент транспорта, говорил о том, что физически этих коробок осталось только 100, и все их передали в Омск. Но было непонятно, как будут обслуживаться эти коробки передач в случае неполадок.

— Есть официальные дилеры, к нам приезжали представители Allison, и они готовы рассмотреть любые вопросы по этим коробкам. Там гарантия — от 200 тысяч км [пробега], за время эксплуатации автобусов проблем по коробкам не было. Они очень надежные. Мы на «Фойте» (марка автоматической коробки передач. — Прим. ред.) ездили многие годы и продолжаем использовать их на больших автобусах. Опыта эксплуатации Allison у меня нет, но посмотреть на одну из лучших коробок в мире хотелось, — объяснял тогда директор ПАТП-8 Виталий Маслик.

В 2018 году из-за санкций Омск получил только 100 ПАЗов с коробками Allison

Как же с этими коробками передач будут разбираться в нынешних условиях? В департаменте транспорта заверили, что беспокоиться не стоит, поскольку гидротрансформаторные коробки считаются одним из самых надежных узлов в современных автомобилях и при технически грамотной эксплуатации могут работать даже при пробеге в «миллион километров». Это же относится и к коробкам передач Allison.

— Единичные случаи неисправностей, которые могут возникнуть с коробками передач, в ПП-8 решают в сотрудничестве с компанией «НДГС» («Новый Дизель Гербокс Сервис»), которая является дистрибьютором производителя автоматических коробок передач Allison Transmissions в России. Каких-либо уведомлений о невозможности ремонта коробок передач в ПП-8 от «НДГС» за последнее время не поступало, — пояснили в пресс-службе департамента транспорта.

Частники меняют машины

У частных перевозчиков ситуация ожидаемо разнится, поскольку у каждого из них — свой парк подвижного состава и свои проблемы. По словам Юрия Луткова, партнера СРО «Омские перевозчики», некоторые из частников избавились от иностранных машин и перешли на «Газели Next», но у кого-то в парках до сих пор есть импортные модели. Тем не менее, по словам Юрия Луткова, в нынешней ситуации цена на запчасти неизбежно вырастет и для отечественных машин.

— В сегодняшних условиях совершенно понятно, что цена на запасные части будет расти, в том числе и на «Газели». Что касается запчастей для импортных автобусов, то в настоящий момент еще рано говорить о каком-то тотальном дефиците, так как у продавцов пока сохранился складской запас в пределах месяца. Что будет дальше, когда закончится этот запас и как будут решать эту проблему, лучше спросить у продавцов. Рынок не терпит пустоты: будет спрос, будет и предложение. Возможно, появятся аналоги производства азиатских стран, возможно, оригинальные запчасти будут возить из Казахстана — посмотрим. Но в любом случае цена на запчасти неизбежно вырастет, причем не на несколько процентов, а, возможно, в разы, — считает перевозчик.

Складской запас запчастей на импортные машины частных перевозчиков есть только на ближайший месяц

С ним согласен и глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев, который уверен, что цены вырастут и на новые автобусы. Впрочем, у перевозчиков «Омского транспортного союза», по словам Артемьева, никаких проблем из-за санкций вообще нет: все импортные машины уже успели заменить на отечественные.

— Мы тоже готовились, как и вся страна, заранее понимали, что надо только на отечественного производителя ориентироваться. Поменяли весь подвижной состав, у нас были «Ситроены», «Фиаты», но мы полностью избавились от импортных автобусов, и на сегодняшний день [в автопарке] представлены только «Группой ГАЗ» и в малом, и в среднем классе. Сейчас заключаем дополнительные контракты, ждем от завода-производителя, когда он сформирует цену. В связи с изменившимися условиями думаю, что она подрастет процентов на 10–15, мы уже в ожидании новых контрактов. Они по новым машинам среднего класса — у нас буквально до наступления всех событий была предварительная договоренность по 20 автобусам, сейчас ждем, как будут работать лизинговые компании, как будет действовать механизм финансирования и что скажет завод-поставщик, — пояснил Николай Артемьев.

«Омский транспортный союз» избавился от импортных машин

Кроме того, как пояснил директор «Омского транспортного союза», с запчастями у его перевозчиков никаких проблем нет.

— Запчасти на консигнационных складах есть, транспорт весь на линии двигается, водители не иностранцы — все русские, наши соотечественники, здесь живут в России, никто за границу не уехал. Никаких проблем с транспортом у нас нет, никакие санкции на нас не влияют, мы поддерживаем президента и сделаем всё, чтобы транспорт работал четко и без сбоев. Будем перевозить омичей, как и раньше, без изменений, — заверил Артемьев.

Итоги

Судя по всему, серьезные проблемы из-за ввода санкций общественному транспорту Омска пока не грозят. Но о том, что в ближайшее время вырастут цены на запчасти и сами автобусы, говорят все частные перевозчики — при этом пока не очень понятно, насколько серьезным будет это повышение. У муниципальных же перевозчиков и вовсе нет никаких проблем, более того, в МП «Электрический транспорт» в этом году должны приехать около 10 новых троллейбусов — первая партия из 49 машин, которые закупают на средства инфраструктурного кредита. Как бы то ни было, насколько сильно эта ситуация повлияет на работу общественного транспорта, мы увидим позднее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Никто не хочет получать сотни тысяч рублей? Разбираемся с кадровым экспертом, почему не хватает айтишников
Ольга Новгородова
HR-директор
Мнение
«Помойте дома и окна хотя бы из шланга!»: омичка назвала пять причин, почему ее бесит Питер
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Мнение
«Падали в обморок от духоты и часами ждали трамвай». Правдивая колонка футбольного фаната из России о чемпионате Европы в Германии
Георгий Романов
Рекомендуем
Знакомства