Поставки новых автобусов в Омск в последние пять лет происходят регулярно. В 2018 году в наш город привезли 220 новых машин разного класса, в 2021 году — 20 больших автобусов, а в 2022-м — 51. Автопарк пассажирских предприятий обновляется, и это не может не радовать. Вот только с регулярностью работы транспорта всё равно возникают проблемы. Всё потому что сейчас новые машины попросту некому водить. Корреспондент NGS55.RU Виктор Старцев решил разобраться в том, почему на ПАТП не хватает водителей и как эту проблему решает департамент транспорта.
В начале этого года омские группы в соцсетях не пестрели сообщениями о плохой работе транспорта (в отличие от прошлого года), но некоторые жалобы всё же поступали — в частности, на выход автобусов на магистральный маршрут № 22 (Бархатовой — МСЧ-9). Возникали претензии к интервалам между автобусами (порой они достигали 40 минут), а также к невыходу машин на маршруты. Например, как стало известно NGS55.RU из источников, близких к транспортной сфере, в январе на маршруте № 22 периодически появлялись свободные графики — те, на которых машины вообще не выставлялись. И, судя по всему, проблема вовсе не в том, что нет лишних автобусов — специально для этого маршрута были куплены 20 новых «Волгабасов» большого класса.
Директор департамента транспорта Вадим Кормилец подтвердил, что водителей для работы на ПАТП действительно не хватает. Именно поэтому некоторые графики закрывать попросту не получается.
— Людей не хватает на работу, поэтому в часы пик у нас не всегда получается закрыть все графики, и у частников тоже. Причем у частников гораздо больший процент незакрытия графиков получается. Причина, в принципе, одна основная — нехватка водительского состава. Это связано и с тем, что люди на больничном находятся, и с тем, что их попросту не хватает — некомплект. Одно на другое накладывается и проблему усугубляет, — пояснил Вадим Кормилец.
Сейчас на ПАТП-8 работают 749 водителей, при этом общее количество машин на предприятии — 523 (294 автобуса большого класса, 130 — среднего и 99 — малого). Простая математика дает понять, что имеющегося числа водителей недостаточно, чтобы посменно работать на всех машинах. К чему это приводит? В прошлом году мы уже говорили о дефиците кадров в муниципальном транспорте. Из-за недостатка экипажей на автобусах, троллейбусах и трамваях имеющимся водителям приходилось работать сверх нормы, а бывшие сотрудники жаловались на то, что на предприятиях есть проблемы с зарплатами.
Мы запросили данные по количеству водителей на ПАТП № 8 за последние пять лет. Получилась довольно любопытная картина. Максимально возможным (850 человек) число водителей было в 2019 году — как раз после того, как в Омск прибыло большое количество автобусов разного класса (220). После этого график пошел на спад, а в 2021 году и вовсе достиг пятилетнего минимума — 743 человека.
В 2021 году ПАТП № 8 искало 320 водителей. Как же обстоят дела сейчас? Ситуация улучшилась незначительно — по состоянию на 26 января предприятию требуется 300 водителей. Схожие проблемы есть и у коллег по муниципальному цеху — МП «Электрический транспорт». Директор предприятия Сергей Фролов в недавнем прямом эфире на ГТРК «Иртыш» сообщил о том, что из-за коронавируса на больничный ушли 35 водителей и 26 кондукторов — именно поэтому несколько троллейбусов и трамваев попросту не вышли на маршруты. Кроме того, предприятию в скором времени потребуются еще 70 новых водителей — всё потому что для развития троллейбусной сети на левом берегу купят 49 новых машин, и они будут размещаться в депо на Ватутина. Таким образом, мы снова сталкиваемся с проблемой, когда нового транспорта в Омске намного больше, чем имеющихся в штате водителей.
При этом в департаменте транспорта не понимают, почему новые люди не приходят работать на муниципальные предприятия.
— Не хватает водителей в Омске. Даже несмотря на то, что мы по нашей отрасли, по муниципальным предприятиям в прошлом году дважды повысили заработную плату. Первый раз провели индексацию на 3,6 процента в январе, потом «Электрический транспорт» повысил на 10% реальную заработную плату водителям и ремонтным рабочим, а ПАТП-8 — с 1 сентября. И в этом году 1 января была выполнена индексация на 4,3 процента. Тем не менее не бегут люди. Может быть, они просто не знают, но мы стараемся повсеместно говорить о том, что у нас есть вакансии, — посетовал Вадим Кормилец.
Вакансии о поиске водителей ПАТП № 8 размещает на портале службы занятости. В карточке указано, что вакантных мест — 60, из предлагаемых условий — зарплата в 25 тысяч, льготная пенсия, соцпакет, бесплатный развоз транспортом предприятия, а для жителей Омской области возможно проживание в комнатах межсменного отдыха. Но указанная в карточке зарплата не соответствует тому, о чём в сентябре прошлого года говорили в департаменте транспорта. Тогда после индексации в пример приводили как раз водителей автобусов — их зарплата составляет от 33 тысяч до 40,7 тысячи рублей (в зависимости от стажа, классности, количества перевезенных пассажиров и отработанных часов). Мы решили узнать об этом подробнее в отделе кадров пассажирского предприятия, но на наши звонки так никто и не ответил. А в отделе занятости населения Кировского округа, в который должны обращаться желающие стать водителями, оперативный комментарий по поводу новых сотрудников предоставить не смогли.
О проблемах с зарплатами, как мы уже говорили ранее, неоднократно высказывались и бывшие сотрудники ПАТП. Чтобы получать хорошие деньги, нужно брать большое количество смен — в том числе и из-за этого накапливаются переработки. Возможно, департаменту транспорта стоит тщательнее задуматься над этой проблемой, поскольку поставки новых автобусов уже не за горами. В этом году автопарк планируют пополнить аж 72 новыми метановыми машинами — только задумайтесь, сколько новых водителей понадобится предприятию, чтобы полноценно заполнять графики. Нового транспорта в городе скоро будет более чем достаточно, вот только управлять им такими темпами будет некому, если ситуация с водителями так и не улучшится.