Сегодня, 27 ноября, стоимость проезда по безналичному расчету во многих частных маршрутках повысилась до 30 рублей. Нововведение пока не коснулось лишь школьников, студентов и пенсионеров: рассчитываясь с помощью электронных проездных «Омка», они, как и прежде, смогут платить за проезд на три рубля меньше.
Для всех остальных омичей проезд в частных маршрутках по карте «Омка» и банковской карте, как и при наличном расчете, теперь будет стоить 30, а не 27 рублей. Речь идет о 40 маршрутах, на которых работают предприниматели, входящие в организацию «Омские перевозчики». Среди них — маршруты № 276, 307, 323, 346, 350, 386 и другие (полный список можно посмотреть здесь).
Решение о повышении стоимости проезда при безналичном расчете было единогласно принято на очередном заседании совета «Омских перевозчиков» еще на прошлой неделе, хотя известно о нем стало лишь накануне — всего за день до вступления в силу. Перевозчики считают, что необходимость изменения стоимости проезда при безналичном способе оплаты назревала уже давно. В последний раз цены на проезд в Омске менялись в начале 2019 года. За прошедшее с тех пор время частные перевозчики не раз жаловались на повышение цен на дизель и предупреждали омичей о возможном повышении стоимости проезда в общественном транспорте из-за повышения цен на газ.
— Факторы, влияющие на такие решения, у нас всегда одни и те же — это повышение стоимости топлива, масел и автозапчастей. Не стоит забывать и о сопутствующих затратах — резине, например. Цены на всё это продолжают расти. Да и сами машины дорожают с каждым днем. Я больше скажу: в сложившейся ситуации это даже мало. Сейчас будем смотреть, как изменится уровень доходов от перевозок после нововведения, и решать, что делать дальше, — сообщает перевозчик Роман Поварченков, работающий на маршрутах № 30, 339 и 399.
Топливо действительно дорожает очень ощутимо — так, стоимость литра газа на заправках сети «Топлайн» с начала года выросла с 22 до 30 рублей (по состоянию на 26 ноября стоимость литра газа на АЗС компании составляла 30 рублей и 15 копеек). В первых же числах ноября ощутимо выросло в цене дизельное топливо — сейчас стоимость литра на заправках всё того же «Топлайна» составляет 57 рублей и 50 копеек.
Не внушает оптимизма перевозчикам и тот факт, что в ближайшее время региональные власти могут потребовать от них проверять QR-коды у пассажиров. По мнению Романа Поварченкова, это может спровоцировать дальнейшее снижение пассажиропотока. Этот процесс перевозчики наблюдают на протяжении последнего года.
— Если еще QR-коды введут, то последствия могут быть просто катастрофическими. В нашем частном транспорте, за редким исключением, нет даже кондукторов — один водитель, и всё. Как он будет всё это контролировать? Вряд ли история с QR-кодами реализуема в данных условиях, а даже если и реализуема, то смею предположить, что обстановка в маршрутках станет очень нервной и напряженной, — отмечает Роман Поварченков.
Индивидуальный предприниматель Галина Захарова признаётся, что всего за один год количество машин, выходящих на ее маршруты (№ 385 и 393), сократилось почти в два раза. Причиной тому послужило опять же снижение пассажиропотока, которое, по ее мнению, связано с пандемией коронавируса.
— Повышение стоимости проезда — это необходимая мера, ведь всё сейчас дорожает. Газ, автозапчасти, дизель ощутимо выросли в цене. В прошлом году у меня было 60 машин, а сейчас — 34. Потому что содержать их нам уже тяжело. Какие-то машины были проданы, какие-то просто стоят без дела, потому что нам не хватает и сотрудников — водители не хотят работать из-за снижения выручки. А выручка, в свою очередь, уменьшается из-за снижения пассажиропотока: студенты учатся на дистанте, к тому же сейчас многие омичи болеют коронавирусом и находятся дома либо в больнице. Получается, что ездить на маршрутках практически некому, — поясняет Галина Захарова.
Галина Захарова также сообщила печальную новость: еще в марте от онкологии скончался один из героев наших публикаций — водитель маршрутки № 393 Олег Попов, который предпочитал брать с собой на работу тойтерьера Чарлика. Кстати, в 2019 году Олег Попов рассказывал нам о том, как изменились условия его работы после введения безналичного расчета в общественном транспорте. Еще несколько водителей, работающих на маршрутах № 385 и 393, по словам Галины Захаровой, скончались от коронавируса.
Тем временем близится очередная комиссия РЭК, на которой работающие по регулируемым маршрутам муниципальные перевозчики и частники будут обсуждать тарифы. Так, глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев в беседе с корреспондентом NGS55.RU сообщил, что повышать стоимость проезда для пассажиров не планируется, а вот необходимость в повышении тарифа на регулируемых маршрутах для компенсации межтарифной разницы (эти расходы покрываются из бюджета города) уже назрела.
— При формировании тарифов на следующий год будет учитываться рост цен на топливо за текущий период. Мы, конечно же, будем защищать тариф, в который будет заложено повышение цены на топливо. В целом ситуация не радует: пассажиропоток снижается, а цены растут. Рынок на сегодняшний день избыточен. Свидетельства продляются уже который год — по городу двигаются машины пятнадцатилетней давности. Тем временем перевозчики не могут заработать нужную сумму денег, чтобы заполнить бак дизельным топливом и снова выйти на маршрут на следующий день, — рассказал Николай Артемьев.
Накануне исполняющий обязанности директора департамента транспорта Вадим Кормилец заявил, что в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях повышать стоимость проезда при оплате банковской картой пока не планируется. Он также отметил, что мэрия намерена предпринять ответные действия на решение «Омских перевозчиков». В частности, рассмотреть возможность продления муниципальных маршрутов с регулируемым тарифом на маршрутах «Омских перевозчиков».
— Будем рассматривать возможность альтернативы для граждан, чтобы у них была возможность пользоваться услугами муниципальных перевозчиков и немуниципальных перевозчиков, которые работают на маршрутах с регулируемым тарифом. В муниципальном транспорте стоимость проезда не меняется, — подытожил Вадим Кормилец.