11 февраля в департаменте транспорта объявили об одностороннем расторжении контрактов с перевозчиками, работающими на маршрутах № 51 и 64 — Виталием Тороповым и Игорем Матюниным. Такое решение приняли, поскольку на маршрутах работает меньше автобусов, чем указано в условиях муниципального контракта, а также не соблюдается расписание. Кроме того, поступали жалобы от пассажиров. В своей колонке Виталий Торопов рассказал NGS55.RU, в чем заключаются главные проблемы работы на регулируемых маршрутах, и о том, почему частным перевозчикам не удается выполнять свои контракты.
— Я один из первых перевозчиков, который решил вникнуть в работу на маршруте с регулируемым тарифом (первым стал маршрут № 64). В начале деятельности всё было хорошо, но в процессе работы столкнулся с рядом трудностей и проблем. Тем не менее всё было хорошо до начала пандемии, после чего пассажиропоток упал. Поэтому сейчас и уходят с рынка те, кому тяжело. Если посчитать доходы, расходы, то работать честно просто невозможно. Возьмите компанию «СТЭНЛИ», которая была. Они купили 10 ЛиАЗов самыми первыми, им говорили: «Давайте большие автобусы, будете зарабатывать хорошо». Вот купили они всё и обанкротились, потому что изначально не посчитали свои доходы, расходы и всё остальное. Потом пришла адекватная компания «Автосила-55», с хорошими показателями. Они действительно показали, как нужно работать, их можно было ставить в пример. От меня респект только Евгению Владимировичу Хрущу (директор «Автосилы-55». — Прим. ред.), потому что настолько правильно и адекватно всё было. Но где они сейчас? Ушли с рынка, остались только на 20-м маршруте доработать, и всё, потому что нет перспектив в этом бизнесе.
Так же и мы надеялись на лучшее, думали, всё как-то выровняется после ковида. Но автобусы в 8–9 вечера уже ходят пустые. Даже если взять метановый автобус, то экономия небольшая — она в чем-то есть, но пассажиропоток очень маленький, пошел спад. Люди видят всё, прекрасно понимают, что есть у нас проблемы и трудности, с которыми перевозчики сталкиваются. Нехватка водителей, солярка в -35 замерзает — разве это моя вина? Нам говорят: да, это ваша вина, у вас контракт, выполняйте. Нет логики вещей определенной. А потом говорят, что перевозчики плохие. Создайте условия, как в других городах, где департамент транспорта протягивает руку перевозчикам — неважно, сколько у них машин, идут с ними и работают.
Мне нравился Александр Вялков, хороший директор департамента был, который прекрасно понимал, в чем заключается наша работа. Он называл перевозчиков любых партнерами и всегда считал, что нужно взаимодействовать, а не отталкивать. Сейчас же опять началось отталкивание перевозчиков, у нас работать никто не хочет. Почему у нас не хватает машин, почему их никто не покупает? Сейчас надо быть полнейшим глупцом, чтобы покупать новые автобусы. У меня подписаны контракты с лизинговыми компаниями на покупку новых метановых автобусов, которые 5,5 миллиона стоят. Мы можем взять 5, 10, 20 машин, но экономически это невыгодно. Условий для обновления парка нет. Контракты полугодовые, годовые — какая выгода? У меня лизинг на пять лет, платежи по 100 тысяч в месяц, о чем тут говорить. Вы хотите, чтобы новый транспорт покупали? С сегодняшней экономикой невозможно работать на рынке честно. Денег не хватает ни на налоги, ни на топливо с действующими тарифами и проездом.
Если вы хотите, чтобы были обновления, чтобы работал частный перевозчик, нужно учитывать рыночную ситуацию, оценивать, что приходится работать в условиях пандемии. При заключении контракта этого не учли и прописали стопроцентные выходы, заменять при поломках или сходах с рейсов разрешили лишь 1–2 автомобиля. В контракте нет отработанной системы, альтернативы, чтобы хотя бы старые автобусы были на замене. На нас акцентировали внимание, хотя определенные перевозчики тоже не работают стопроцентно по своим договорам, несмотря на то что у них это прописано. Давайте будем правде в глаза смотреть. Не нужно акцентировать внимание на мне или на другом перевозчике, давайте посмотрим на себя и скажем самому себе: «А мы сделали всё на сто процентов?»
Согласны с автором?