В Омске со следующего года вырастут предельные тарифы на перевозку пассажиров в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях. Предельные — значит брать с омичей больше перевозчики не имеют права. По факту пассажиры платят в разы меньше, а недостающую сумму муниципальным предприятиям доплачивают из городского бюджета. Из чего же складывается предельный тариф и почему он регулярно растет?
В Омске два муниципальных перевозчика — «Пассажирское предприятие № 8», которое обслуживает 49 автобусных маршрутов, и «Электрический транспорт», который отвечает за городские трамваи и троллейбусы. Предельный или, как его еще называют, экономически обоснованный тариф для «Пассажирского предприятия № 8» на 2021 год установлен в размере 47 рублей 46 копеек за одну поездку. Причем, напомним, сам перевозчик просил 45 рублей 75 копеек. Тариф, утвержденный Региональной энергетической комиссией Омской области, на 20,3% больше того, что действует сейчас.
Как объяснили в пресс-службе регулятора, в первую очередь рост связан с необходимостью вносить лизинговые платежи за 240 новых автобусов, которые приобрел город. В 2018 году в Омск приехали 20 автобусов большого класса, работающих на метане («НЕФАЗ»), 100 автобусов среднего (ПАЗ Вектор Next) и 100 автобусов малого («Газель ЛУИДОР») класса. Они обойдутся городскому бюджету в 1,2 миллиарда рублей. В ноябре 2020 года «Пассажирское предприятие № 8» заключило с «Государственной транспортной лизинговой компанией» договор на поставку еще 20 метановых автобусов (Volgabus Ситиритм) на сумму 148,8 миллиона рублей.
Такое масштабное обновление автопарка сократило долю расходов на техническое обслуживание и ремонт автобусов в структуре предельного тарифа с 6,5% в 2019 году до 5,7% в 2021 году. Но лизинговые платежи за тот же период выросли с 13,7 до 14%. То есть почти каждый седьмой рубль уходит ГТЛК. Впрочем, еще больше — треть от общей суммы расходов — «Пассажирское предприятие № 8» закладывает на зарплаты. На 12 рублей из 47 для автобусов будут закупать топливо и смазочные материалы. По данным Омскстата, с начала года бензин подорожал на 1,5%, газ — на 5,8%, дизель — на 2,2%. Общехозяйственные расходы (затраты на содержание аппарата управления, зарплата вспомогательных рабочих, аренда, страхование имущества, содержание и ремонт зданий и т. п.) составляют еще 19,7%.
А что с предельным тарифом на перевозки электрическим транспортом по 14 маршрутам? Они выросли с 41 рубля 90 копеек до 65 рублей 61 копейки за поездку, то есть сразу в полтора раза. В РЭК Омской области уточнили, что в новый тариф заложили лизинговые платежи за 62 троллейбуса и 24 трамвая. Это минимум 1,4 миллиарда рублей. Расчеты приблизительные, потому что «Электрический транспорт» торги на поставку 29 троллейбусов еще не объявлял.
В структуре экономически обоснованного тарифа для трамваев и троллейбусов доля лизинговых платежей немного выше, чем в автобусах — 16,7%. Из 65,61 рубля 5,9 будет получать ГТЛК. А расходы на техобслуживание и ремонт подвижного состава больше в четыре раза — износ трамваев в Омске год назад составлял 94%, троллейбусов — 97%, сейчас он снизился до 50 и 70% соответственно. Тяговая электрическая энергия обходится «Электрическому транспорту» почти в два раза дешевле, чем автомобильное топливо. Меньше, чем в «Пассажирском предприятии № 8», и расходы на оплату труда — 27,3% против 33,2%.
Но обновление автопарка — не единственная причина, по которой выросли тарифы. Из-за пандемии пассажиропоток в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях снизился на 26,3%. Эти убытки также лягут на городскую казну. В мэрии уверяют, что пока поднимать стоимость проезда не планируют. На 2021 год в проекте бюджета заложили 2,3 миллиарда рублей на компенсации перевозчикам.