Крупные события в нашем городе многих обходят стороной. И не потому, что про это не хотят знать, а потому, что это самое событие сложно увидеть. Бывает, гоняешь на велосипеде через пустырь всё лето, приезжаешь на следующий год, а там уже целый новый микрорайон — тётеньки с колясками, мужички с пивом, дети на площадке. И выглядит всё так, будто живут эти люди здесь всю свою жизнь. Да и ты сам уже буквально через пару лет с трудом будешь вспоминать, что здесь было раньше. События, происходящие на окраинах города, обходят нас стороной, а сами окраины теряются в памяти, обрастая новыми постройками. Поэтому корреспондент NGS55.RU Александр Зубов и фотограф Елена Латыпова решили посмотреть, как изменился дачный посёлок с момента строительства нового железнодорожного моста через реку Омь. Ведь когда-то там стояли дома и дачи, в которых жили и отдыхали целые семьи омичей.
Мы уже бывали здесь в октябре 2019 года, когда дачи, пусть потрёпанные и расхристанные, ещё стояли с двух сторон старого моста, возведённого в 1955 году на перегоне между станциями Московкой и Комбинатской, специализированном под пропуск грузовых поездов. По этому перегону до сих пор вывозят продукцию Омского нефтеперерабатывающего завода. Домики подходили почти вплотную к забору у моста и отделялись от него одной аллеей. Сами строительные работы развернулись в районе улицы 1-й Учхозной. Так это место выглядело полгода назад.
И в такую песчаную пустыню оно превратилось сейчас. На 2019 год был запланирован только подготовительный этап работ: здесь обустроили строительную площадку и отсыпали земляную насыпь. Однако как раз на этом этапе окрестности и преобразились. Для стройплощадки снесли 1158 деревьев и все кустарники на двух с половиной гектарах, срезали больше шести тысяч кубометров верхнего слоя почвы, сровняли с землей множество строений: десятки и сотни домов, бань, гаражей, деревянных сараев, уборных и беседок, а также целые километры заборов.
Деревья и кустарники обещают высадить вновь. Постройка 227-метрового моста обойдётся в 1 миллиард 796 миллионов рублей. Он сможет пропускать поезда повышенного веса, также на нём будут установлены шумопоглощающие экраны.
Прогуляться по мосту не получится. Его можно только перейти. Это сооружение — режимный объект, и на нём постоянно дежурят суровые ребята из охраны, которые не дают гулять на железнодорожных путях. Они даже фотографам не рады. А по слухам, под мостом даже на лодках проплывать нельзя.
Сейчас около старого моста, прямо под окнами садового товарищества «Энергетик 5/2», вовсю кипит работа. Строители заняты обустройством насыпи из песка и камня.
Всего полгода назад здесь еще паслась белая козочка, бегали полевые мыши и росли деревья. Старые виды нравились мне больше, но их не вернуть. Козочку я, кстати, так и не увидел. Надеюсь от неё остались не только рожки да ножки.
Сколько здесь тонн и КАМАЗов песка — одному прорабу стройки известно. Я пытался прикинуть в голове, но так и не смог представить себе эту астрономическую сумму.
Очередной КАМАЗ привёз порцию песка, которая выглядела сущей песчинкой в этом море. Мы немного постояли на горке, глядя на пустыню, и двинулись дальше, к пешеходному мосту через Омь, чтобы лучше рассмотреть, как проходит стройка.
Первое, что бросилось в глаза на подходе к пешеходному мосту — это то, что пропали его четвероногие охранники. Раньше с двух сторон за порядком следили немецкая овчарка и представитель какой-то северной породы — то ли хаски, то ли лайка. Сейчас на месте собак нет, их будки сдвинули в сторону, и никто не встречает проходящих по мосту людей звонким лаем.
Проход там по-прежнему запрещён, но с собаками как-то понадёжнее было. И веселее. Теперь лая не слышно, только голос девушки-диспетчера, предупреждающей о проносящихся поездах с цистернами.
Старый мост поистрепался за 65 лет, но всё еще выглядит молодцом. А ведь возраст-то пенсионный. Пора и на покой. Новый мост будет находиться в 50 метрах от старого. Его планируют закончить к 2022 году. По мосту будут ходить только грузовые составы, пассажирских поездов и электричек тут не предвидится, да и некуда им особо ездить по этим веткам. А вот нефтепродукты сами себя не доставят. Старый мост, кстати, будет функционировать вплоть до постройки нового. После этого старичка разберут. Интересно, что будет с его красивыми бетонными арками?
Окрестности моста напомнили мне муравейник. Множество людей, машин, строительной техники, и все заняты одним делом. Кто-то режет метал, кто-то тащит инструменты, машины везут песок, кран поднимает со дна глину.
При виде прессы рабочие нехотя натянули маски. Правда, сделали они это так, словно верят в коронавирус, но всё-таки сомневаются в его опасности. Их рты и носы были открыты, а маски защищали только подбородки. Но хотя бы каски были на положенном месте.
Другие рабочие тоже не сильно беспокоились о своей безопасности. Один из мужчин решил, что самое время помыть сапоги. Для этого он свесил в реку лестницу и спустился вниз, после чего начал тереть сапоги прямо в реке. Делал всё это он во время откачки воды со стройки. Хорошо, что хоть под струю ногу не подставил.
Из реки вытащили очередную порцию глины и на кране отправили её к опоре. За ходом работ снизу внимательно наблюдал строитель. А когда появлялась свободная минутка, он присаживался на застывшую сухую глину, как на табурет.
Долго посидеть ему не удавалось — то ли крановщик попался слишком удалой, то ли глины в Оми очень много.
Экскаваторщик работал ковшом так точно, будто кондитер, нарезающий торт. Все его движения были выверены и точны, а то, как он чувствовал габариты своей машины, вызывало восхищение. Ни одного лишнего движения.
Пока рядом возведён только временный мост для строительных нужд. Он низкий и широкий, словно лавка около деревенского дома. По нему взад-вперёд курсируют грузовики и проезжает стройтехника. Когда новое сооружение возведут, строительный мост разберут. А пока посередине, между его опорами, уже начал скапливаться мусор, плывущий по реке. Того и гляди, туда заселится семейство бобров.
По старому мосту пронёсся состав, который тащил за собой множество цистерн и вагонов. Дальше ветка расходится на две стороны. Одна идет к станции Левобережной неподалеку от Сыропятского тракта и уходит в тупик, а другая — к Универсальной в Центральном округе.
Для станций и поездов ничего не изменится. Составы как ходили, так и будут ходить. Люди скоро забудут про старый мост, да и про новый мост на Учхозе будут знать единицы. Но, надеюсь, в память о старом мосте останутся бетонные арки опор и стоящий поблизости пешеходный мостик, на котором до сих пор назначают свидания учхозовские парочки и медитируют проезжающие мимо велосипедисты.