Дороги и транспорт интервью «При Двораковском мы не знали, что делать с наледью»: глава УДХБ рассказал об уборке улиц

«При Двораковском мы не знали, что делать с наледью»: глава УДХБ рассказал об уборке улиц

По словам Владимира Казимирова, дело слишком часто упирается в нехватку денег

Глава управления дорожного хозяйства и благоустройства рассказал, что погода не помогает ему наводить порядок на улицах: снегопады в этом году оказались рекордными, отсюда и трудности

На днях корреспондент NGS55.RU Николай Эйхвальд встретился с главой управления дорожного хозяйства и благоустройства (УДХБ) омской мэрии Владимиром Казимировым. Речь шла о том, как это учреждение наводит порядок на улицах нашего города и что ему мешает делать это лучше, чем сейчас.

Видео: Елена Латыпова

Снег, дожди и так далее

— Жалоб в соцсетях было много всю зиму. Люди жалуются на то, что дороги заужаются из-за валов снега, на скользкие тротуары...

— Я понимаю. Знаете, я много лет работаю, и за 15–20 лет до этого сезона зимой был, наверное, раза два дождь. А в этом сезоне, вы посмотрите, только в феврале два дождя, и перед Новым годом дожди были. Когда шли дожди с переходом в сильное похолодание, люди выходили из подъезда и сразу сталкивались с тем, что скользко; подходили к магазинам, аптекам, другим хозяйствующим субъектам. Эта проблема возникла для всего города, для всех хозяйствующих структур.

К чести нашего предприятия, мы сами вышли тогда на работу и технику вывели. Мы даже собрали на следующий день после дождя весь свой коллектив — и инженерно-технических работников, и подсобных рабочих. Сразу вывели 1100 человек на обработку тротуаров и пешеходных зон. Я сам выходил, и мои заместители, нам подвозили на технике песок, и мы его разбрасывали вдоль улиц 10 лет Октября, Лермонтова, Карла Маркса, Декабристов, всё обрабатывали. Потом, через неделю, в четверг вышли точно так же.

Мы-то вышли. Но ведь территория, которую мы обслуживаем, — одна десятая от всей территории Омска. Остальные хозяйствующие субъекты — это федеральные структуры, региональные, муниципальные, которые относятся к другим департаментам, а также управляющие компании, жильцы и владельцы частных домовладений. Вот они как раз не вышли и длительное время не выходили. К нам тогда поступало много обращений от жителей (есть специальный журнал, где они фиксируются). Дождь был с субботы на воскресенье, активные обращения начались в понедельник, а во вторник число обращений достигло 140 за сутки. Из них процентов 80 — обращения жителей насчёт подъездов к домам.

Месяц назад тротуары города буквально превратились в каток

— УК?

— Управляющие компании, товарищества собственников жилья. Люди выходят из подъездов — и там скользко. Если дойти до остановки, там уже зона ответственности немного другая, как и на тротуарах, в межквартальных проездах. Взять проспект Маркса, улицу 10 лет Октября — там же хозяйствующих субъектов очень много.

— Чересполосица?

— На эту тему есть решение горсовета №45. Если многоквартирный жилой дом, и в нём нет хозяйствующих субъектов, ясно, что у него зона ответственности — пять метров; если есть такие субъекты (в подвале, на первых, вторых этажах) — 10 метров. Возьмём, например, расстояние от стен домов по улицам Ленина, Маркса, Жукова — там всё пространство до проезжей части. И вот ответственные за это не вышли. Или вышли, но не все. А если вышли, то у них не оказалось ни песко-соляной смеси, ни песочка, ни, конечно, [противогололёдного реагента] «Бионорда». А мы проезжую часть в нашей зоне ответственности содержим.

Население обращается к нам, мы принимаем жалобы, но не все обращения нами исполняются. Часть мы транслируем в другие департаменты. УДХБ ведь только один из хозяйствующих субъектов с определёнными границами ответственности. Например, в частном секторе практически ничего нашего нет, только проезжая часть. Там тротуары по жизни обслуживали собственники. Жители частных домов очень ругались, обращались к нам: выходят — дойти до остановки невозможно! По своим же тротуарам не могли пройти, по своей зоне ответственности. Ну если сам не посыпал, другой не посыпал…

— А что касается заужения из-за валов снега?

— Там не только заужение, там ещё и колейность есть. Это наша зона ответственности, мы её на себя берём и активно вывозим снег, используя не только свою технику, но и привлечённую. В день до 30 единиц техники. Кстати, мы отторговались по привлечённой технике двумя лотами по три миллиона каждый. По одному лоту уже завершаем торги, с завтрашнего дня начинаем по второму (разговор состоялся 4 марта. — Прим. ред.). До конца месяца, я думаю, нам этих денег хватит.

Мы в сутки вывозим рекордное количество снега — от 14 до 18 тысяч кубов. В предыдущие годы было до 14–15, до 18 кубометров мы не доходили, а в этом году просто рекордное количество снега. Из-за того, что где-то идёт заужение, и дорожный надзор нам предписания выдаёт, и ГИБДД, и жители обращаются. Такие места мы в первую очередь в график включаем и снег вывозим. А в случае колейности отправляем грейдеры, всё убираем.

«Бывает, не успеваем»

— Из-за предписаний бывают последствия? Штрафы, например?

— Если успеваем в нормативные сроки, до штрафов дело не доходит.

— Но бывает, что не успеваете?

— Бывает. Потому что большие снегопады, накрывает весь город, а там нормативный срок не превышает шесть часов после снегопада, чтобы убрать всё с проезжей части. С этим мы управляемся, а вот убрать с обочины валы снега за шесть суток уже не успеваем. Да, «закрываем» вовремя дороги первой, второй, третьей категорий, а четвёртую и пятую, межкварталку и частный сектор не успеваем. Там сроки доходят до месяца.

Конечно, тут мы получаем штрафные санкции, порой значительные. Поэтому мы и говорим, что нужна современная техника — ведь сейчас не хватает 45% машин! На сегодняшний день у нас 951 остановка общественного транспорта (это именно те, которые относятся к нашей сфере ответственности). В течение суток после снегопада мы не в состоянии все эти остановки очистить. У меня в день выходит с мешками и лопатами максимально 200 человек. Нужны двое-трое суток, чтобы всё очистить.

А пешеходных переходов у нас, кстати, около полутора тысяч. Это нужно почистить на одной стороне дороги, на другой, надо очистить там, где дорожные знаки стоят, где светофор, причём на ширину до двух метров. Тут у нас, конечно, тоже сложности: нужно четверо-пятеро суток, чтобы всё сделать. И техники не хватает на случай обильного снегопада, и людей.

Глава УДХБ надеется, что в следующем сезоне у города найдётся больше денег на нужды его ведомства, тогда и выполнять задачи будет проще

— Людей не хватает из-за чего: зарплаты маленькие?

— Во-первых, у нас штатное расписание, которое учредитель доводит. А оно исходит из наличия бюджетных средств. У нас всего 1600 человек на весь город, причём сюда входит и служба зелёного строительства.

В этом году до середины декабря снега почти не было, а потом так навалило… Стараемся, конечно, всё убирать. Но у нас людей-то не добавилось. И финансирования не добавилось. техника на год просто постарела.

— Своей техники не хватает?

— В принципе, её хватает, когда зима идёт плавно и когда незначительное выпадение осадков — равномерно по дням недели, месяца. Тогда техника, которая есть, справляется. Но в этом году сильные снегопады шли с самого начала года, практически каждый день, большие и маленькие. И мы не справлялись.

Обеспеченность техникой (мы об этом неоднократно говорили) не больше 55%. Людей у нас тоже не хватает. И та техника, которая у нас сейчас имеется, изношена на 81%. Всего 19% в амортизационном цикле пригодно для эксплуатации, а остальное — старенькое.

— Новую технику закупали этой зимой?

— Этой зимой не закупали. В 2018 году 81 единица техники на 300 миллионов рублей была закуплена правительством Омской области. Городу выделили средства на лизинг. Эта техника нам очень помогает и зимой, и летом. За прошлую зиму мы вывезли практически миллион кубов снега. А в этом году с учётом того, что зима более снежная, мы вывезем миллион 200 — миллион 300 тысяч.

— Это очень абстрактные цифры. Если посчитать в грузовиках?

— В грузовиках представлять не будем, давайте так. Десять лет назад вывозили 220–230 тысяч кубов в год. Тогда ещё были раздельные бюджетные учреждения, они подчинялись администрациям округов. Когда мы объединились в 2013 году, мы вывезли за сезон в пределах 390 тысяч кубов. Потом два сезона снегопады были небольшие — в пределах 500 тысяч, а в прошлом году мы дошли до уровня 980 тысяч, в этом уйдём за миллион. Это не говорит о том, что снега больше или меньше, — требования выросли. Нас контролируют надзорные структуры — УГАДН, ГИБДД…

— А несколько лет назад так не проверяли?

— Требования были более лояльные, а теперь они ужесточились — к состоянию остановок, переходов, дорог первой, второй и третьей категорий. И администрация свои требования повышает: всё-таки город-миллионник!

Может, будет пятёрка

— Как сами оцениваете качество работы УДХБ в этом сезоне?

— Мы же ещё не завершили зимний период. Когда наступит 1 апреля, когда завершим, можно будет что-то сказать. За основу берётся объём вывезенного снега и состояние дорожно-транспортной сети; может быть и асфальт на дорогах, а на обочинах — огромные валы снега, из-за которых не видно ни светофоров, ни пешеходных переходов. Если мы перейдём за миллион кубометров, то есть значительно превысим показатели предыдущих лет, это уже тянет на пятёрку (при той же технике, при тех же людях).

Это первое. Второе: в этом году, в отличие от предыдущих лет, весь осенне-зимний период на проезжей части автодорог первой, второй и третьей категорий чистый асфальт с дорожной разметкой! В прошлом году мы редко видели такое даже на магистралях (Красный Путь, Карла Маркса, Иртышская набережная, Любинский проспект). Да вроде бы и чисто было, но мы видели тонкий слой наледи, нам ГИБДД претензии предъявляла, на прибордюрке была наледь. Снег мы вывозили, а лёд не могли. Мы помним, что лет пять назад, когда ещё Двораковский мэром был, мы не знали, что со льдом делать на проезжей части и обочинах — было же такое? Потом мы придумали приобретать технику, которая наледь разрушает, а в этом году мы используем новый химический реагент «Бионорд», который позволяет при температуре до 30 плавить ледяное покрытие и снежный покров. И в этом году, когда снегопад проходит, даже при 20–25 градусах мороза мы обрабатываем поверхности, и утром, когда прометание проводим, видим чистый асфальт.

Больше миллиона кубометров вывезено из города — значит, УДХБ отработало хорошо. По словам Казимирова, слишком часто его ведомство критикуют из-за бездействия кого-то другого

Об уровнях агрессивности

— «Бионорд» сейчас повсеместно используется?

— Нет, только на гостевом маршруте, примерно на 50 процентах. Тут всё зависит от бюджета. Реактив дорогой — не меньше 20 тысяч рублей за тонну. А мы определили вот торгами объём — 1750 тонн. Мы используем «Бионорд» и видим, что, например, дорога в аэропорт и через метромост, и через Комсомольский мост сейчас чистая. Даже бордюр чистый. Берёзовая, Красный Путь, Карла Маркса, Ленина, Масленникова — все эти улицы чистые благодаря реактиву.

— Сколько денег нужно на «Бионорд» в масштабах всего города?

— Если отказаться от песка и песко-соляной смеси — это 30 тысяч тонн. Это 600 миллионов рублей! Но если вы спросите, оправдали себя деньги, потраченные на «Бионорд», или не оправдали, я отвечу: очень кратно оправдали. На тех дорогах, где его использовали (можете справку взять в ГИБДД), резко сократилось число ДТП. Ясно, что меньше травмированных, может быть, даже меньше погибших. Жизнь человека ведь стоит значительно больше! Многие так задают вопрос: при 25, 30 градусах мороза зачем эта сырость на асфальте? Я так говорю всегда: лучше пусть это сыроватый асфальт, но нескользкий. Хуже, когда сухо, скользко, тормозной путь большой и не видно разметки. А так — видно пешеходные переходы, разметку, «зебру». И для пешеходов это безопасно, и для водителей всё-таки наглядно. Ясно, что минус такой: все жалуются, что машину часто надо мыть.

— А если сравнивать по другим параметрам — по экологическим, например?

— Часто говорят, что песко-соляная смесь химически менее активна. Но мы представляем, что такое эта смесь: 90% песка и 10% соли (скажем так, технической). Она агрессивная? Агрессивная: соль есть соль в любом случае. И всегда после того, как соль растворяется во льду или в снегу, остаются 90%, песок. В нём есть и ил, и прочие составляющие части. Весной и летом это даёт запылённость, и поэтому всегда говорят, что город пыльный. Это воздействие песка, который остался после зимы.

Если взять «Бионорд» — ну да, здесь остатков нет, всё растворяется. Гранулы, в которых есть хлорид магния, карбомид, хлорид кальция, хлорид натрия — всё это есть, но, по крайней мере, всё растворяется. Он более агрессивен, что скрывать, но есть паспорта качества, есть допуски от федеральных структур, минэкологии; все природоохранные службы выдали положительные заключения, и паспорт безопасности есть. Кроме того, существует многолетний опыт использования реактива в Москве, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске.

«Взял сутки на раздумья и исчез»

— Перспективы обновления техники есть?

— Можно пользоваться этой техникой, можно брать новую, часть дорог сдавать на обслуживание, но для этого нужны деньги. А их не хватает в полном объёме.

— Раз зашла речь о подрядчиках, которые будут обслуживать дороги: такая практика появилась только этой зимой?

— Да, в этом году новшества пошли. Мы хотели передать на обслуживание по торгам несколько участков дорог. Улицу Герцена одним лотом взяли (это полный цикл работ: уборка и вывоз снега, избавление от наледи, уборка мусора). И второй лот — 24-я Северная и 21-я Амурская. По первому лоту подрядчик нашёлся, но, когда подошёл срок заключать контракт, он с нами здесь встретился, взял с собой смету, поспрашивал нас, сколько нужно техники, противогололёдных материалов, взял сутки на раздумья и не подписал. Мы тогда направили письмо в УФАС о том, что подрядчик аукцион выиграл, но уклонился от исполнения. Ясно, что он попадёт в чёрный список недобросовестных подрядчиков. А на второй аукцион даже никто не заявился.

— Видно, достаточно проблемный бизнес…

— Как раз снегопады были, снег шёл практически ежедневно, и нам было нелегко в это время. За месяц мы трижды вышли, собрав весь коллектив, включая управленцев, — такое редко бывает!

— Следующей зимой будете искать подрядчиков снова?

— Их по закону нам нельзя искать. Мы должны сформировать и разместить заявку. Могут участвовать и организации, которые работают в нашем городе, могут и иногородние. Мы-то надеялись, что они придут. Знаем, что есть много предприятий, которые в весенне-летний период заявляются на ремонт дорог и большой объём работ выполняют (в городе примерно на миллиард рублей и в регионе на примерно такую же сумму). Мы думали, что разместим заявку, и эти фирмы технику расконсервируют и пойдут убирать снег. Но этого почему-то не случилось. Летом мы будем с ними встречаться, разговаривать, может, они и технику консервировать не будут, и персонал не будут отпускать, зная, что заявки появятся и что они могут выиграть торги.

Конечно, нашему учреждению и городу нужна помощь в уборке снега. Необязательно покупать всю технику и держать большое количество людей — просто достаточно иметь финансовый ресурс и грамотно выбирать участки дорог для обслуживания.

— Много будет таких объявлений размещаться?

— Будем отрабатывать это с нашим учредителем, ДГХ. Всё будет зависеть от количества финансового ресурса. Вот дали нам 35 миллионов на реагент — он хорошо прижился. Дали шесть миллионов на привлечённую технику в напряжённый период — тоже получилось. Хотелось бы, чтобы теперь выделили деньги и на использование предприятий для содержания дорог. Зимой как-то не получилось, может быть, летом получится. У летнего содержания ведь свои критерии — убирать грязь, пыль, помывка проезжей части, тротуаров, бордюрного камня…

Посмотрим на летний период, сформируем техническое задание ну и, соответственно, сначала решим по деньгам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства